Российские христиане ищут богословские доводы для мира в Украине

Евангельско-христианский журнал Christianity Today опубликовал статью о наших коллегах из России, которые запустили проект «Рождественской декларации». Автор — Джейсон Каспер, перевод на русский язык сделан проектом «Христиане против войны» © ‎

Анонимная рождественская декларация, которая осуждает российское вторжение в Украину, дает представление об антивоенном движении, стремящемся к примирению с украинскими верующими, которым нужны имена.

Воскресенье Адвента… В небольшой протестантской церкви в Санкт-Петербурге русский пастор с тревогой всходит на кафедру. Хотя его коллега, старший пастор, никак не проявлял своей позиции по отношению к войне, он сам собирается обратиться к собравшимся со словами из Нагорной проповеди — против вторжения в Украину.

Напротив него на скамьях — будто минное поле. Один прихожанин  пришел со своим старинным другом детства, а теперь наемником ЧВК. Получивший ранение во время военных действий, он пришел в церковь не для того, чтобы шпионить. Хотя священник и знает всех присутствующих, как свою семью, предсказать реакцию на свою проповедь он не может.

Это никак не скажется на дальнейших теплые отношениях, а наемник поправится и вернется на фронт. Пока же пастор может свободно и открыто продолжать служить — и тайно вести богословскую работу против войны (непонятно, известную спецслужбам, или нет).

«Конечно, мы могли бы протестовать открыто, но тогжа оказались бы в тюрьме,» — говорит он, прося сохранить свою анонимность. — «Самое важное для нас — работать в сфере нашего влияния, а она очень узка»

На протяжение конфликта, который продолжается уже больше года, лишь ничтожно малая часть российских христианских лидеров выступили против войны. Реакция властей была неоднозначной: некоторых священников оштрафовали или заключили под стражу, другие же продолжают открыто выступать в социальных сетях. 

Однако ни одна из основных церквей в России не выступила с осуждением войны. 

Пастор из Санкт-Петербурга и его 25 единомышленников со всей страны, принадлежащих к разным конфессиям, решили бросить вызов молчанию, обратившись к библейским источникам. Евангелискохристианское издание «Christianity Today» на условиях анонимности поговорило с тремя из них, чтобы разобраться, что из себя представляет антивоенное движение.

Накануне Рождества их группа выпустила декларацию, обращенную «ко всем христианам России». 

«Мы ужасаемся тому, что многие церковные служители и богословы … искажают смысл Священного Писания,» – заявили они на странице сайта «Христиане за мир» (Christians4Peace.com) и в своем телеграм-канале, – «[Но] мы уверены в том, что участие в этой войне на стороне агрессора для христианина недопустимо…»  

В украинской и русской версии декларации есть скачиваемое приложение, содержащее расширенный богословский комментарий.

Прошлым летом, пастор и несколько его товарищей основали группу по изучению текстов немецкого богослова Дитриха Бонхёффера, казненного Гитлером за его взгляды. Но это не было просто подражанием Западу: хотя основой выступал и протестантский контекст: они могли бы обратиться и к известному русскому писателю и пацифисту Льву Толстому, или к св. Филиппу Московскому, убитому за  противостояние Ивану Грозному. 

Пастор даже имя святого Филиппа своему сыну — он пережил шок после ареста Алексея Навального (фильм об отравлении этого русского оппозиционера в 2020 году, а также о его последующем аресте получил премию Оскар как лучший документальный фильм 2023 года).

К осени группа насчитывала уже 10 участников. Трое протестантских и один православный священник приняли решение составить декларацию, обсуждая ее с примерно двумя десятками мирян, в основном из православных церквей, и клиром. Результатом стал запуск страницы в интернете и видео-ролика на  YouTube , в котором текст был зачитан россиянами, находящимися за границей.

«Церковь имеет право и обязанность осуществлять не только литургическое, но и пророческое служение: призывать государство и общество к послушанию заповедям Христа; скромно, но твердо обличать тех, кто их нарушает» — так звучит богословское обоснование. — «Сфера политики также не может быть выведена из-под действия Божьих заповедей». 

Среди участников нет известных общественных деятелей, но многие уже занимались подпольной антивоенной работой. Кто-то, еще вначале, расклеивал стикеры и делал граффити. Кто-то разговаривал со студентами на занятиях. Священники заменяли слова в тексте официальных про-военных молитв, введенных в литургию. 

Рождественская декларация призывала всех верующих возносить молитвы о раскаянии российского руководства, противостоять мобилизации и помогать украинским беженцам гуманитарной помощью. Однако скрыв свои имена, авторы декларации сами не вполне следовали самому сложному из поучений деклараций, которое они хотели донести до читателей.

«Выступать против войны,» — призывает декларация. — «Соотнося имеющиеся риски со своим положением, обличать зло и выступать за немедленный вывод войск из Украины и прекращение этой войны».

На это решение обращают внимание как россияне, так и украинцы. 

«Отсутствие имен всегда вызывает у меня подозрение», — заявил один протестантский лидер, также пожелавший остаться неизвестным из-за ситуации в России. — «Это обращение могло быть написано кем угодно».

Руслан Малюта, координатор гуманитарной помощи Украине от Всемирного Евангельского Альянса, выразил меньше сомнений по поводу декларации, хотя и он был осторожен. «Решение остаться анонимными — большой минус», — считает он. — «Хотя я и понимаю причины, но это в значительной мере делает заявление слабее».

Виталий Власенко, генеральный секретарь Российского Евангельского Альянса, сообщил, что более десятка руководителей и приглашенных гостей Консультативного совета глав протестантских церквей, собравшихся в конце декабря, не владели никакой информацией о декларации. Он с одобрением отозвался о тексте, написанном на прекрасном литературном русском языке, отметив православную терминологию.

Антон Пономарев, русский православный активист, сотрудничающий с сетью евангелических агентств, заявил, что декларация была не только «рискованной», но и странной. В ней содержались отсылки к Рождеству, однако выход ее был приурочен к западному календарю празднования, а не к русской церковной традиции Рождества, т.е. 7 января. Еще одной странностью было использование буквы i не из русского алфавита, что заставило его предположить украинский след в декларации, по крайней мере частичный. 

Пастор из Петербурга подтвердил, что несколько украинских друзей принимали участие в редактировании текста, но авторами его являются русские, и написан он для русских. Что касается фразы, вызвавшей подозрения, то она отражает церковно-славянское написание из литургии «Помолимся за мир во всем мiре», чтобы не совпадать с концепцией Святой Руси.

После вторжения в Украину, Патриарх Русской православной церкви Кирилл предложил официальные молитвы, связав два славянских народа в один, прося Господа о «победе» — в рамках идеологии «русского мира». Использование же в декларации старославянского написания не только отсылает к более древнего периоду, но и акцентирует значение слова мiр как «мирное существование» и «сообщество всех людей».

Но в богословском трактате они пошли еще дальше. Там говорится, что национализм мешает распространению Писания, таким образом осуждая сепаратистское движение на Донбассе 2014 года, поддержанное Россией. Они осознавали, что этот шаг может оттолкнуть их сторонников, учитывая популярность распространенной версии о том, что якобы на востоке Украины ограничиваются права русскоязычных граждан.

«Нельзя защищать свободу слова и поддерживать русскоязычных, стирая их города с лица земли», — считает православный священник, знакомый пастора. — «До 24 февраля, я задумывался об этих ограничениях, теперь – нет». 

Сергей Рахуба, президент Миссии Евразии и бывший украинский протестантский основатель церкви в России, высоко оценивает усилия инициативной группы, но сожалеет о невозможности подписаться своими именами. «Я одобряю это обращение за твердость позиции и проделанную тщательную работу», — заявил Рахуба. — «Но анонимность не сможет возыметь воздействия» .

С  основной критикой выступил православный активист Пономарев.

Он заявил, что это не признак растущего протестного движения, а возможностть для тех, кто выступает против войны, быть услышанными: «Довольно много моих знакомых размещали подобные заявления в закрытых социальных платформах с шифрованием, таких, как Телеграм». 

Роман Лункин, главы центра изучения религий при Институте Европы Российской Академии Наук считает, что количество протестующих очень мало. Судя по подписчикам наиболее популярных каналов, таких как «Медуза» и «Можем Объяснить», и учитывая, что многие из них находятся за пределами страны, он полагает, что находящихся в России активистов около 500 тысяч и до 1 миллиона. 

Тем не менее, по словам Лункина, среди образованной элиты антивоенные настроения довольно распространены. Выразив сожаление о том, что составители декларации обошли внимание легитимные претензии России по поводу расширения НАТО, он добавил в резких тонах, что в остальном это «хорошо составленный документ». По его мнению, декларация является не богословским, а политическим текстом, и такое заявление, будучи лицемерным,  не приведет к установлению мира. 

Андрей Кордочкин частично не согласен с этим. «Я не видел ничего более богословского по сути», — сказал русский православный священник-диссидент, — «но что касается антивоенного движения, то его не существует». 

Он внес свой вклад в попытку нащупать таковое. Являясь ключевой фигурой в обращении священников Русской православной церкви в марте 2022, собравшем несколько сот подписей, Кородчкин отметил отсутствие инициативы по выстраиванию движения, особенно после введения закона, запрещающего употреблять слово «война». Никто из подписантов не был арестован*, но некоторые подверглись духовной цезуре, и часть находится сейчас за границей.  

Совпадая с оценкой относительно элиты, высказанной Лункиным, Кордочкин также отмечает общий и антиклерикальный характер антивоенных настроений. Однако, по мере того, как ослабевает вера в институт церкви, появляются признаки поиска молодыми людьми других путей к Богу, что он наблюдает на примере друзей своей 19-летней дочери. 

Многие семьи оказываются расколоты противоречиями, как это, например, показано в документальном фильме «Разрыв связи» А. Лошака. У поколения старше 45 лет — «выученная беспомощность», напоминающая советскую ментальность. У молодых же — VPN для связи с остальным миром. 

Помимо Медузы, Кордочкин подписан на ресурс «Христиане против войны», который ведет сайт и Телеграм канал. Но по сравнению с такими новостным каналами в Телеграмме с тысячами подписчиков, как  BBC (400,000), Новая Газета (262,000), и Moscow Times (30,000), религиозная инициатива поддержана лишь только 2,600 виртуальными последователями.

В таком контексте призыв христианской декларации не достигает цели.

«Многие русские, кому не душе война, озабочены не богословскими проблемами, а экзистенциальными», —  считает Кордочкин, — «они задаются вопросом о том, как можно оставаться христианином в этой церкви».

Ответом служит ясная позиция скромного Алексей Маркевича, баптисткого пастора и преподавателя в семинарии. 

Став известным благодаря своей подписи под мартовским обращением евангельских церквей в марте 2022 года, он не подвергся репрессиям ни со стороны властей, ни со стороны баптистских руководителей. В его церкви молятся против войны, и он обсуждает Мартина Лютера Кинга на занятиях. «Все, что я могу, — это выразить свою позицию», — сказал вице-ректор академического направления Московской Богословской семинарии. — «Мы не обязаны выступать с политическими заявлениями, но должны сделать богословский и этический выбор».

Он одобряет Рождественскую декларацию. 

Однако Маркевич сторонится конфронтации. В январе его пригласили  выступить на большой конфессиональной молодежной конференции с темой «Исповедующая церковь нацистской Германии». Зал был полон. Говоря о Бонхёффере и Барте, он не проводил прямых аналогий с войной в Украине. Однако после доклада его засыпали вопросами «Что нам делать теперь?». «У меня нет на это хорошего ответа», — сказал Маркевич, — «но Исповедующая церковь является примером для нас в том, чтобы действовать, исходя из своих убеждений». 

Молодые люди спрашивали, как избежать мобилизации. Кто-то задумывался о миссионерской службе в центральноазиатских странах, другие хотели бы сохранить свою работу. 

А многие, подобно жене Маркевича, помогают украинским беженцам. Он высоко оценивает деятельность Дома с Маяком как заслуживающей доверия организации, которая сотрудничает со многими христианскими волонтерами. Его семья принимала у себя несколько украинцев, помогая перед переездом в Европу. Его церковь посылала помощь в разрушенный Мариуполь и в другие места оккупированного Донбасса. Маркевич знает, что это неоднозначная инициатива и обвиняет Сергея Ряховского за придание дурной славы простой гуманитарной акции. Руководитель союза Церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) выступает за интеграцию этих церквей в русскую конфессию по образу того, что было сделано в оккупированном Крыму. 

В январе Украина наложила на него санкции — он попал в санкционный список вместе с 21 официальными лицами Русской православной церкви. 

«Ряховского слышно больше, чем нас, и это не нравится украинцам», — сказал Маркевич. — «Но большинство из нас понимает ограниченность того, что мы в состоянии делать». Он добавил, что общественные выступления невозможны и не смогли бы помочь. 

Что ж, тогда остается отъезд, этот путь и выбирают многие люди.

По грубым подсчетам с начала мобилизации уехало 700,000. Еще до нее лютеранский проповедник Дитрих Брауер выступил против войны и уехал в Германию. А прошлым летом Виталий Коган, епископ-пятидесятник из Сибири, сложил с себя полномочия и покинул Россию в знак протеста. Его коллега (имя не раскрывается), придерживающийся таких же взглядов, пытался встроить позицию своей церкви в контекст российских властей. 

«Им есть, что терять —  церковь, людей, служение», — говорится в статье на сайте Христиане против войны. — «Высказывается предположение, что если пятидесятники начнут выступать с антивоенных позиций, то с пятидесятническим движением может произойти то же самое, что и со Свидетелями Иеговы. «Сегодня очень легко завести дело на пятидесятников как на экстремистскую организацию. Как это было сделано со Свидетелями Иеговы«». В прошлом декабре за решетку за незаконные собрания попало четверо прихожан, каждый получил по семь лет. А летом проходили обыски в церквях пятидесятников, не связанных с Ряховским, они были обвинены в сотрудничестве с украинским батальоном Азов. 

В Украине пятидесятнические церкви «Слово жизни объявили о разрыве с русскими церквями того же движения, обескураженные неспособностью руководства этих церквей осудить войну». 

Маркевич сохраняет хорошие отношения с украинскими евангелическими друзьями, но часть из них отдалились, руководствуясь принципом «все русские виновны». Кородочкин говорил о схожей ситуации, когда один верующий из его прихода в Испании в гневе покинул церковь из-за того, что батюшка не молится за победу его нации. 

Однако, по мнению Кордочкина, самое главное для русских — покаяться в чувстве морального превосходства над «упадническим» Западом. Германия смогла покаяться в чувстве этнического превосходства после Второй мировой войны, и он полагает, что для русских нет иного пути к примирению с украинцами.

Так вот, Рождественская декларация. «Этот текст ставит своей целью построение совместного будущего, показывая, часть русских открыто выступала против войны, и объясняя — почему», — говорит пастор из Санкт-Петербурга. — «Это крошечный шаг в сторону примирения». 

* В статье неточность: Православный священник из Беларуси иерей Владислав Богомольников (подпись 66) провел под арестом и пытками более 100 дней, против него было возбуждено уголовное дело. Также административному преследованию и штрафу подверглись священники Иоанн Бурдин (подпись 77) и Глеб Кривошеин (подпись 51), дело было начато и против священника Максима Нагибина (подпись 206).