Российские евангелики в ловушке невойны: новая & старая стратегия выживания российских евангеликов в современных условиях

Надежда Белякова

Кандидат исторических наук, с 2010 г. была старшим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН, в настоящее время стипендиатка кластера «Религия и политика» университета Мюнстера.

Вера Клюева

Кандидат исторических наук, независимая исследовательница (Тюмень).

Первый вариант этой статьи мы написали и опубликовали в августе 2022 г., когда война в Украине длилась уже почти полгода. Скоро будет уже год как идет война, и мы считаем нужным актуализировать свои материалы. 

Авторы статьи – историки, много лет собирающие устные истории евангеликов о советском прошлом. За эти годы у нас накопился опыт включенного наблюдения в различных евангельских общинах на постсоветском пространстве. Опыт изучения истории отношений государства и религиозных меньшинств в России, да и в других странах постсоветского пространства показывает преемственность стратегий поведения в публичном пространстве и в отношениях с властными структурами. Определяющим для существования сообществ является наличие неформальных связей. Эти связи, в которые мы оказались включены, позволили нам пообщаться с очень разными людьми, однако большинство наших российских респондентов готовы публиковать свои реплики только на условиях анонимности. Таковы реалии современной России, которые радикально отличаются от украинского контекста и громких заявлений оттуда. Мы сознаем персональную ответственность перед нашими собеседниками и надеемся, что личное доверие наших респондентов, их откровенное общение с нами позволят передать те обстоятельства и мироощущение, которой сложилось у людей, лишенных возможности свободно рассказывать о своих переживаниях. 

Если в первом варианте текста мы постарались дать слово российской и украинской сторонам, то сейчас мы сосредоточимся на российском видении ситуации. За прошедшее время стало видно, насколько легко воспроизводятся советские практики  неговорения и ухода от обсуждения болевых моментов. При этом зачастую те же самые верующие используют сложившуюся ситуацию, чтобы попытаться легитимировать себя в глазах властей. 

С первых дней военных действий в официальном публичном пространстве России транслировались заявления религиозных лидеров, выступающих в поддержку действий России. Большой резонанс вызвало выступление Сергея Ряховского, главы крупнейшего российского пятидесятнического объединения (РОСХВЕ) на круглом столе в Государственной Думе РФ в марте 2022 г. [1] Тиражировались и другие поддерживающие заявления и действия религиозных лидеров местных/региональных церквей. Подобные высказывания воспринимались как позиция всего российского евангельского сообщества, и поэтому вызывали с украинской стороны  соответствующую негативную/осуждающую реакцию, усиленную травмами войны. Некоторые украинские евангелики, не дождавшись слов осуждения политики России со стороны своих единоверцев, стали писать обращения о разрыве отношений с российскими евангельскими ассоциациями и союзами [2], разрыв отношений случился на личном уровне между многими единоверцами. 

Между тем, голоса против войны, заявлявшие о катастрофичности войны, как для Украины, так и для России, оставались приглушенными, часто незамеченными. Между тем, уже 2 марта появилось публичное «Обращение к соотечественникам», в котором служители евангельских церквей призывали к покаянию и «к прекращению этого бессмысленного кровопролития». 

«Наша армия ведет полномасштабные боевые действия в другой стране, сбрасывая бомбы и ракеты на города соседней нам Украины. Как верующие люди мы оцениваем происходящее как тяжкий грех братоубийства – грех Каина, поднявшего руку на своего брата Авеля.

Никакие политические интересы и цели не могут оправдать смерть невинных людей. Умирают старики, женщины, дети. Гибнут военные с обеих сторон, уничтожаются города и инфраструктура. Кроме военных целей, снаряды и бомбы разрушают больницы, гражданские здания и жилые дома. Множество людей стали беженцами, районы боевых действий находятся на грани гуманитарной катастрофы. 

Вдобавок к кровопролитию вторжение в суверенную Украину посягает на свободу самоопределения ее граждан. Между нашими народами сеется ненависть, которая создаст пропасть отчуждения и вражды на поколения вперед. Война разрушает не только Украину, но и Россию – ее людей, ее экономику, ее нравственность, ее будущее…

Каждый из нас должен называть вещи своими именами. Пока у нас есть еще шанс избежать наказания свыше и не допустить разрушения своей страны. Нам необходимо принести покаяние перед Богом и затем перед народом Украины. Нужно отказаться от лжи и ненависти. Мы призываем власти нашей страны к прекращению этого бессмысленного кровопролития!»

За несколько дней петиция набрала более 400 подписей, но сейчас упоминается только 100 служителей-подписантов [3]. В связи с принятием т.н. закона о фейках в марте 2022 г. [4] сбор подписей был остановлен. 

Тогда же секретарь Российского евангельского альянса Виталий Власенко выступил с заявлением об осуждении братоубийственной войны[5]. Часть религиозных лидеров, высказавшись против войны – покинули страну. Достаточно упомянуть архиепископа евангелическо-лютеранской церкви России Дитриха Бауэра, выступившего против войны и 1 марта уехавшего в Германию. 

От попыток диалога к коллективному молчанию

С начала 2000-х годов мы наблюдаем  постепенную  стигматизацию и маргинализацию евангеликов в Российской федерации. Хотя запрет деятельности на территории РФ «Свидетелей Иеговы» [6] напрямую не касался протестантов (Свидетели Иеговы – не евангельские верующие), но это было понятным сигналом для верующих: «могут придти и за тобой». Харизматические пятидесятнические церкви подвергались и подвергаются регулярным нападкам, анти-культистская /антисектантская риторика набирала обороты. Однако евангелические общины разных направлений оставались устойчивой частью религиозного ландшафта России, хотя  и перестали попадать в публичное пространство. Усложняющие законы, регламентирующие деятельность религиозных организаций, усиление борьбы с «религиозным экстремизмом» делало их объектом постоянного недоброжелательного внимания. 

Нельзя говорить, что протестанты совсем исключены из диалога с властью. «Своеобразным лицом» российского протестантизма, легко узнаваемым и активно участвующим во всех публичных мероприятиях стал епископ пятидесятников Сергей Ряховский. Он, начиная с 2000-х, входит в состав Общественной палаты РФ, и является постоянным членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Вхождение С. Ряховского в общественно-государственные структуры могло вызывать критику, однако наличие евангельского христианина в высших государственных кругах давало основания надеяться на возможность выживания евангельских общин внутри России. Руководители региональных структур так же стремились на локальном уровне находить общий язык с местными властями. Интересно, что подобного публичного лица из баптистской среды в современной России не появилось. Хотя именно в советский период ВСЕХБ представлял большинство зарегистрированных евангеликов.  

После февраля 2022 г. по нашим наблюдениям, внутри евангельского сообщества России доминирует позиция коллективного молчания и последовательного дистанцирования от политики. Именно такую позицию еще в марте, спустя месяц после начала войны, обозначил пастор Михаил Беляев из церкви евангельских христиан-баптистов «Источник живой воды» (г. Воронеж). Начав выступление с провокативной фразы: «Почему в России евангельские церкви молчат?», он заканчивает свою речь выводом, что «Церкви не молчат, они молятся» [7]. Но именно такое поведение, когда на прямой вопрос об отношении к происходящим событиям люди в качестве ответа получают слова о необходимости молитвы, и вызывает больше всего нареканий. Это дает возможность провластным аналитикам (наиболее яркий пример – публикации Романа Лункина) интерпретировать как солидаризацию с властью. 

Все вышесказанное не означает того, что в социальных сетях (личных страницах, или на личных ютуб-каналах) отдельные евангельские активисты не высказываются. Называя имена таких евангельских активистов, мы оказываемся в сложном с этической точки зрения положении. Сейчас в России распространено составление списков разных категорий граждан в соответствии с их позицией по войне с Украиной, их составляют как провластные, так и оппозиционные деятели [8]. Такие действия, на наш взгляд, не просто ограничивают свободу слова, но способствуют усилению гражданского противостояния, и дает основания для дальнейших преследований несогласных. Стоит также добавить, что в январе 2023 г. появился украинский санкционный список, куда наряду с 21 деятелем РПЦ МП, был включен и Сергей Ряховский [9]. 

Уже летом-осенью единственным пространством для высказывания публичной позиции стали социальные сети. Высказывания в поддержку действий России в Украине, широко тиражируемые в СМИ, вызывали протесты у единоверцев, озвученные в социальных сетях. Но высказывавшиеся против в большинстве своем покинули Россию. Так, выступивший против провоенной, а скорее, провластной позиции Сергея Ряховского епископ Ассоциации Сибирских Церквей христиан веры евангельской – пятидесятников Виталий Коган [10], летом 2022 г. уехал в Германию. В знак несогласия с действиями руководства Союза и лично Ряховского, несколько епископов сложили с себя обязанности полномочных представителей начальствующего епископа. 

Наверное, самым известным и авторитетным из евангельских христиан-баптистов, публично занимающим антивоенную позицию, является Юрий Сипко. В 2002-2010 годах он был председателем Российского союза ЕХБ, затем перестал занимать какие-либо официальные посты в Российском союзе баптистов, оставаясь в близком общении с нынешним председателем и моральным авторитетом в братстве. Юрий Сипко в социальных сетях с начала войны ежедневно высказывался о недопустимости войны, жестко критиковал позицию патриарха Кирилла. Например, 8 апреля  2022 г. он опубликовал в FB открытый эмоциональный пост: 

Чё-то как-то погано на душе.

Харьков убили. Мариуполь убили.

Одессу то зачем убивают?

Вот никак не могу понять.

Зачем разрушают города и сёла Украины! Тем более, что всё это города, где люди говорят на русском языке.

Самые пророссийские люди.

Евреев море. Какой там нацизм, если там все главный люди евреи?

Даже президент Украины еврей!

Стоп, парниша. Стоп, стоп, стоп.

А не здесь ли собака зарыта?

Евреи говоришь?

Да, пожалуй они и есть главные в этом процессе денацификации.

Страшно подумать. Но похоже что именно так и есть.

Выходит что наши ребята пошли народ Божий уничтожать.

Тогда конечно операция обречена.

А может пока не поздно, оставить в покое Украину.

Пусть сами разбираются. Народ то взрослый. Мудрый.

Сильный. Да и Бог с ними. А это главное [11].

Позднее с Юрием Сипко было выпущено несколько интервью, где он подробно проговаривал свою позицию [12]. 

В социальных сетях антивоенную позицию стабильно демонстрирует Михаил Шерин, до войны бывший старшим пресвитером ЕХБ по Красноярскому краю. 26 ноября он попытался объяснить в своей ленте ФБ отсутствие в среде евангельских христиан России последовательной антивоенной позиции или, как сформулировал, сам Шерин, «причин преступного равнодушия и молчания многих российских христиан по вопросу войны в Украине:

1. Не желание страдать, страх потерять то немногое, что ещё осталось от времён относительной свободы.

2. Ощущение малозначимости, незначительности голоса протестантской церкви.

3. Разделение Царства Небесного и Царства Земного. Некоторые живут на своем «облачке», не особо думая о миссии церкви на Земле. У других же это разделение ушло в другую крайность. Божье Царство и Его Воля хороши для воскресных служений.   Повседневная же жизнь мало чем отличается от жизни окружающих людей. Все тот же условный зомбоящик формирует взгляд на происходящее более эффективно, чем Божье Слово, которое если и читается, то поверхностно и без особого применения.

4. За последние годы относительной свободы к церкви привилось не мало псевдоверующих, людей, «уверовавших» в результате проповеди социального Евангелия. А дальше все как написано:

  «но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется».

5. Не способность противостоять давлению большинства.  Когда вокруг тебя находятся люди из первой четверки пунктов этой заметки, нужно иметь фундаментальные убеждения, чтобы не бояться мнения, а иногда и давления в целом близких тебе людей.  Стать тем «галатом», который может сказать «анафема» на то ложное Евангелие, которое стали исповедовать авторитеты, такие как «апостол Павел или даже ангел с Неба». [13]

Также был заметен своей антивоенной позицией администратор евангельской газеты «Мирт» Роман Носач, на аватарке которого в социальных сетях присутствует надпись «нет войне». 

Попытка обобщить отношение евангельских христиан-баптистов к войне, дать определенный гайд для выработки позиции была сделана в анонимном документе „Заметки о церковной реакции на военные действия» [14].

Приведенные нами примеры нисколько не претендуют на полноту. Как мы уже писали, мы категорически против составления списков антивоенных активистов. Важно, однако, заметить, что евангелическое сообщество оказалось немонолитно в вопросе отношения к войне в Украине. 

В качестве ремарки хотим обратить внимание, что евангельские активисты, создающие антивоенные нарративы, отталкиваются от про-военной повестки православных российских лидеров, и в трансляции своей «подлинно христианского, библейского» взгляда имплицитно воспроизводят традиционные обвинения евангельских христиан в адрес православия. 

Однако в медийной повестке сформировался запрос: почему же евангельские христиане России поддерживают войну, и мы постараемся дать возможность нашим читателям взглянуть глубже на проживание войны внутри российского евангельского сообщества.

Почему молчат российские евангельские верующие? 

Один из наших собеседников — Алексей Маркевич, проректор по академической части, Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов, пастор церкви ЕХБ «Спасение» (г. Москва). С 2015 по 2021 годы – член Совета ЕААА (Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации). С 2019 г. директор Ассоциации по развитию евангельского образования. Алексей Маркевич много лет преподает, организует образовательные проекты, участвует в межконфессиональном диалоге, часто ездит с проповедями по евангельским общинам разных регионов России. Его мнение основано на знании ситуации и большом опыте общения с евангельскими христианами-баптистами из разных церквей, не только российских, но и зарубежных. 

Молчание о войне – вот тот консенсус, который сложился в региональных общинах.

«В общинах доминирует установка: давайте вообще не будем об этом говорить. Поскольку она преобладает, то соответственно очень сложно понять, по какой причине молчат. Это уже отработанная тактика: как только в какой-то церкви возникают признаки напряжения или споров по какой-нибудь теме, то там принимается чуть ли не официальное распоряжение: никому никак не высказываться ни в социальных сетях, ни тем более за кафедрой. Я сам столкнулся с такой ситуацией. Я как-то приехал в один провинциальный город, проповедовал за кафедрой и просто упомянул в проповеди про мариупольских беженцев, которые у нас были. Ко мне после служения подошла женщина со слезами на глазах и сказала: спасибо, что Вы об этом говорите. У нас об этом вообще никто, ничего не говорит. 

Но есть более суровые вещи. Например, я знаю, что один пастор, который ранее был старшим пресвитером области, высказался против <военного вторжения в Украину>. Он как-то упомянул украинские сюжеты в проповеди. Он, скорее всего, сказал: давайте будем молиться за Украину, за наших страдающих братьев и сестер. Вряд ли он что-то политическое мог сказать. Тем не менее, его отстранили от служения. Такая же ситуация была в другой области. После того, как там отстранили пресвитера с антивоенной позицией, стали раздаваться высказывания в поддержку действий российской власти. 

Все это делается под объяснением, что «церковь вне политики». Однако, если говорить про «поддержку» <войны> в евангельской среде, то следует уточнить, в каком контексте выражается поддержка. Обычно говорят о том, что причина конфликта находится за океаном, нас стравливают и причина <находится> во вне. То есть речь не идет о поддержке правительства и одобрении его политики в целом (в евангельской среде есть напряжение, связанное с ограничением религиозной свободы, и это не забывается). Но  идея, что виноват «коллективный Запад», присутствует. Все это дополняется словами: мы до конца ничего не знаем, нам правду не скажут. Поэтому будем молчать».

На протяжении часто упоминаемых в российских СМИ последних восьми лет (2014-2022) российские евангелики продолжали общаться с теми верующими, которые оказались на территориях ЛНР /ДНР. Алексею Маркевичу приходилось им преподавать. Жители этих регионов оказались в своеобразной серой зоне внимания, поэтому исследователи и аналитики, практически ничего не знают о повседневной жизни религиозных меньшинств там. «В те самые восемь лет некоторые верующие оттуда уезжали, но церкви оставались. В ЛНР была проблема в том, что там полностью отказывали в государственной регистрации евангельским церквам, объявив Украинский союз ЕХБ экстремистской организацией. Это было сделано для того, чтобы местные церкви не могли оставаться в составе Украинского союза. В ДНР было проще с регистрацией общин ЕХБ. В этих регионах власти закрывали молитвенные дома. Точнее, где-то забрали, но часть вернули. Самый трагичный, скандальный случай был с Донецким Христианским университетом. На его территории еще в 2014 г. сделали базу силовиков, самую большую богословскую библиотеку Украины сожгли. СМИ сообщали также, что в ЛНР один дом молитвы забрали под ЗАГС и не вернули верующим. Но полной статистики у меня нет». 

По наблюдениям Алексея Маркевича, за истекшие месяцы отношения между евангеликами России и Украины на повседневном уровне стали хуже, чем в начале войны.

«В начале войны многие украинские верующие говорили: спасибо, что вы нас поддерживаете, а сейчас больше говорится о коллективной вине всех россиян… Руководители евангельских учебных заведений написали письмо сочувствия своим коллегам, но оно не получило особого отклика. Возможно, потому что там не было оценки действий России, оно было именно про солидарность, молитву и сочувствие. Драматизм ситуации заключается в том, что те верующие, кто общаются с украинцами, те как раз против войны».

Война напрямую отражается на положении евангеликов внутри России. Сейчас главный запрос власти – молчать и не высовываться. Периодически власть подает сигналы, что может произойти. Именно как сигнал для всех евангеликов была воспринята акция против руководителей пятидесятнических церквей «Новое поколение».

Молчать – не означает одобрять

И не веря ни сердцу, ни разуму,

Для надежности спрятав глаза,

Сколько раз мы молчали по-разному,

Но не против, конечно, а за! 

(из песни Александра Галича «Старательский вальсок»)

Начавшиеся военные действия на территории Украины вместе с принятыми законами, вытеснением альтернативных СМИ породили крайне специфическую ситуацию внутри российского общества. Отсутствие площадок для диалога между властью и обществом, площадок для публичного обсуждения, привело к разворачиванию войн в социальных сетях. Там радикализация высказываний подогревается угрозой доносов и перспективой уголовных наказаний для российских граждан, высказывающих критику в адрес действий властей. В любом случае, радикальность и жесткость высказываний в социальных сетях (конечно, это появилось задолго до войны, новый виток конфликтности начался еще в период пандемии) вызывала уже угрозу для выживания локальных сообществ верующих. Руководители церквей стремятся не допустить раскола церковного пространства и его политического маркирования.

Наш анонимный источник внутри РОСХВЕ, в самом начале войны выступивший с антивоенным заявлением в социальных сетях, рассказал, что внутри Союза нет единодушной поддержки т.н. спецоперации. Кто-то выступает за, кто-то против, но большинство лидеров – епископов и пресвитеров – предпочитает молчать и не обсуждать эту тему. Причиной молчания является страх. «Они боятся за свою церковь, а также  за себя и за свою семью. Им есть что терять – церковь, людей, служение». Высказывается предположение, что если пятидесятники начнут выступать с антивоенных позиций, то с пятидесятническим движением может произойти то же самое, что и со Свидетелями Иеговы. «Сегодня очень легко завести дело на пятидесятников как на экстремистскую организацию. Как это было сделано со Свидетелями Иеговы». Внутри конкретных поместных церквей пасторы ввели запрет на обсуждение политических вопросов, чтобы избежать конфликтов и расколов среди прихожан «Внутри молитвенного дома, внутри церкви мы политикой не занимаемся. Как только я дам политическую оценку происходящему, то сразу начнется противостояние». 

По его мнению, российские пятидесятнические лидеры выбрали молчание в качестве главное стратегии поведения. По словам одного из руководителей одного из крупнейших евангельских объединений: «наше дело проповедовать Евангелие и не делать никаких заявлений». Сейчас никаких отношений с украинскими харизматическими пятидесятниками нет, хотя раньше связи были налаженными, украинцы приезжали, как миссионеры, помогали организовывать церкви. Связи разорваны по инициативе украинских верующих. В качестве примера называется письмо Союза христианских Церквей Украины «Слово Жизни», где онисообщают о прекращении  отношений с движением «Слово Жизни» России из-за отсутствия какой-либо реакции россиян на заявления руководства РОСХВЕ. [15] Хотя несколько пасторов «Слова Жизни» заявили о своем выходе из РОСХВЕ, но публичной информации об этом нет и не будет. 

Один из пятидесятнических лидеров из состава РОСХВЕ рассказал нам, что сразу после объявления СВО он объявил на молитвенном собрании, что политические разговоры ведутся только вне стен церкви, в церкви допустима только молитва. В церквях ОЦХВЕ (пятидесятническом братстве, ведущем свое происхождение от советских нерегистрирующихся пятидесятников) [16] за разговоры на политические темы может последовать наказание, вплоть до отлучения от церкви. Жесткие запреты на упоминание сюжетов, связанных с Украиной, военными действиями присутствует и в церквах евангельских христиан — баптистов в республиках Средней Азии и Беларуси. 

Епископ ОЦХВЕ (на условиях анонимности) рассказал о том, какие действия предпринимаются в консервативной пятидесятнической среде для сохранения братского общения в условиях военных действий. Уже в феврале-марте 2022 г. последовал категорический запрет обсуждать политические вопросы внутри церквей. Кроме этого, т.н. консервативные пятидесятники  придерживаются  последовательной позиции пацифизма. Важно заметить, что возглавляющий ОЦХВЕ украинский епископ Георгий Бабий, в первые дни обратился к своим единоверцам о необходимости соблюдения пацифизма. Церкви, входящие в состав ОЦХВЕ в Украине, также последовательно придерживаются позиции невмешательства в вопросы политики. И поэтому «даже представители властных структур эту ситуацию понимают и воспринимают с уважением. Во всяком случае, церкви ОЦХВЕ Украины могли поддерживать своих прихожан на Донбассе, в Луганске, сохранять добрые отношения с прихожанами в Крыму и продолжали общаться с ними после 2014 года».

Современный пятидесятнический пацифизм опирается на сложившуюся традицию советского времени, когда верующие отказывались от службы в армии. В настоящее время для обоснования пацифизма используется буквальный смысл заповеди «не убий» и «не судите, да не судимы будете». «Консервативное пятидесятническое движение эти места Писания трактуют буквально. И поэтому мы принципиально отказываемся от участия в политике, и в участии не только в военной службе, но и вообще в обсуждении политических вопросов». Поэтому и российские и украинские консервативные пятидесятники предпочитают проходить альтернативную гражданскую службу. Последовательный пацифизм способствует и тому, что органы власти уже знают мнение верующих о военной службе, и не настаивают на мобилизации верующих. «По словам тех, кто был на территории Донецка и Луганска, претензий со стороны властей к нашим прихожанам не было. Наша церковь занимала пацифистскую позицию всегда.  Мы никогда в руки оружие не брали, ни в советское время, ни в то время, когда была свободная Украина, ни даже сейчас, когда они оказались на территории самопровозглашенных республик. Наши взгляды не изменились. А вот когда вчера прихожане были готовы оружие брать, а сегодня стали пацифистами, то такие изменения вызывают раздражение и понимание, что в данном случае люди хитрят. Такой номер в условиях мобилизации не работает». Верующие могут оказывать помощь раненым или вести волонтерскую деятельность. 

В сентябре 2022 г. когда в России началась частичная мобилизация, евангельским верующим пришлось быстро реагировать на новые угрозы. По разговорам с верующими, осенняя мобилизация их затронула не сильно. Во-первых, среди евангеликов много многодетных, а военкоматы старались не связываться с такими, во-вторых, некоторая часть верующих получила бронь или отсрочку, благодаря работе на т.н. режимных предприятиях, и, в-третьих, некоторые выехали из страны. 

А главное, уже в первые дни мобилизации юристы из религиозной среды стали разрабатывать методички и пошаговые инструкции как поступать в случае получения повестки. Такая быстрая реакция религиозных объединений позволила евангельским верующим избежать участия в военных действиях. Нужно отметить, что нам известно несколько случаев судов над верующими, уголовное дело над которыми заводилось во время проведения мобилизации. Но в этих процессах верующие не декларируют свои религиозные взгляды, а отстаивают свои права как светские люди. Поскольку мобилизация продолжается, постепенно случаев обращения к праву на альтернативную гражданскую службу будет становиться все больше. 

Наш анонимный собеседник из ОЦХВЕ упомянул и о том, каким образом сейчас силовые структуры (МВД и ФСБ) выстраивают отношения с евангельскими церквями. Сейчас действует принцип «хотя бы молчите», т.е. требуется не проявлять никакой публичной активности в обсуждении военных действий. При этом к церквям ОЦХВЕ обычно претензий не возникает, т.к. они никогда не комментируют политические вопросы. Более сложная ситуация у тех, кто получал какую-либо помощь от государства (например, гранты), от таких организаций требуется подтверждение их лояльности. Наш собеседник сформулировал это таким образом: «Из-за того, что РОСХВЕ стали получать поддержку от государства и власти, руководителю Союза пришлось заявить о потенциальной возможности участвовать в политике. Поэтому ОЦХВЕ всегда настороженно относится к получению помощи со стороны государства, т.к. за близость к власти необходимо расплачиваться. Лучше оставаться в стороне».

В нашем материале мы хотим подчеркнуть, что на личном уровне причины молчания могут быть разными – кто-то переживает за себя и своих близких, часто оказавшихся по разные стороны границы, кто-то опасается своими высказываниями причинить вред своей общине/церкви. Наши знакомые евангелики рассказывали, что уже в марте-апреле к руководителям церквей регулярно приходили сотрудники ФСБ и рекомендовали не высказываться на «острополитические темы». Поэтому открытая антивоенная позиция может грозить повторением судьбы российских Свидетелей Иеговы

Волонтерская деятельность 

На протяжении последних месяцев многие российские евангелики участвуют в помощи беженцам. Если на первом этапе войны они регулярно ездили в Мариуполь, то позднее стали регулярными поездки по ЛНР, ДНР, в разрушенные города, например, Рубежное. А.Маркевич рассказывал об опыте евангельских христиан-баптистов: «В последние месяцы активно идет идея гуманитарной помощи беженцам, посещения пунктов временного размещения (ПВР). Беженцев отправляют в ПВР в разные регионы, там им служат верующие из поместных церквей. Я слышал, что сначала где-то христиан не пускали, сейчас, наоборот, во многих регионах верующие активно участвуют в волонтерском труде. После того, как люди ужаснулись картине разбомбленного Мариуполя, во многих церквях возникла идея посещения Мариуполя и помощи нуждающимся там». Уже несколько месяцев существует у евангельских христиан проект «поездки в Таганрогский ПВР. Это один из больших ПВР, куда люди попадают сразу после выезда с территорий боевых действий. Он размещен в большом спортивном зале, заставленный кроватями. Туда приезжают волонтеры и помогают людям во всем – от бесед до помощи в личных покупках в магазине. Там есть склад вещей, которые собираются и распространяются христианами. Положение евангельских волонтеров непростое: с одной стороны, чиновники рады, что у них есть волонтеры, но когда начинается прямая проповедь, то чиновники очень волнуются и предупреждают, что больше не пустят христиан». 

Церкви ОЦХВЕ также занимаются гуманитарной помощью. Есть жесткое правило, что «к гуманитарной помощи не относится то, что может быть использовано в военных целях. Это не помощь в приобретении касок, бронежилетов, оружия. Это исключительно продукты, предметы первой необходимости, и помощь в содержании и ремонте молитвенных домов». Российские пятидесятники работают на территории Луганской и Донецкой областей. Вот как организована гуманитарная помощь внутри российской ОЦХВЕ: «У нас есть ответственные за оказание гуманитарной помощи. Например, формируется т.н. гуманитарный конвой – несколько фур загружаются продуктами питания, водой и всем необходимым и направляется в Мариуполь. Участники конвоя – и водители, и обслуживающий персонал, т.е. те, кто будет раздавать помощь, – все верующие прихожане ОЦХВЕ. Другие общины собирают и передают им деньги. Мы уверены, что, когда передаем деньги напрямую, они не идут на покупку дронов, т.е. мы не финансируем вооруженные формирования с той или другой стороны». Верующие волонтеры не только раздают привезенную помощь, но и проводят там богослужения, т.к. в самом Мариуполе почти не осталось служителей. 

Внутри России беженцам оказывается помощь не только в обустройстве, но и помогают тем, кто хочет уехать из России в Европу. По гуманитарным коридорам из Луганска и Донецка можно было выехать только в Россию, а из России беженцы (те, кто хотят) выезжают в страны Северной Европы. Помощь и поддержку им оказывают пятидесятники и баптисты в Санкт-Петербурге. 

Однако в стороне не удается оставаться даже настроенным на волонтерскую деятельность. Работа на оккупированных территориях воспринимается украинской стороной как «миссия на штыках», как будто российские верующие пользуются захватом территорий для распространения своего влияния. Несмотря на попытки российской стороны согласовывать свои поездки с украинскими служителями, это не всегда получается и напряжение сохраняется. Более того, внутри общин на оккупированных территориях накапливается противостояние и разделение, неустойчивость / переменчивость власти способствует росту конфликтности уже внутри среды.

Специфика российского контекста проживания войны 

Если ленты в социальных сетях украинских евангеликов полны сообщений об активной социальной работе, трагической гибели людей, героизме защитников и каком-то новом живом дыхании, новых возможностях, поддержке единоверцев и многочисленных международных акциях помощи, то российские евангелики психологически зажаты, задавлены. Мы видим, как советский травматический опыт боязни преследований, навыки молчать и быть незаметными стали доминировать в их среде. Наши респонденты часто говорят о внимании к ним служб безопасности. И разрывы связей с единоверцами в Украине на фоне усиления давления внутри страны ушли на второй план.

Привычно включилось внутреннее ощущение угрозы быть зачисленными государством в пятую колонну. Сигналы об этом подают и силовые структуры. Так, например, 14 августа 2022 стало известно об обысках у членов церкви «Новое поколение», прошедших одновременно в разных регионах России: в Москве, Кемерово, Новосибирске, Челябинске, Сочи и Краснодаре, несколько человек было задержано. В государственных СМИ члены церкви были названы «сектой», поддерживающей запрещенный в России украинский батальон «Азов» [17]. А 16 августа 2022 г. Интерфакс-религия сообщил об аресте Николая Улитина, пастора Церкви христиан веры евангельской пятидесятников «Христа Спасителя» в Москве [18]. Евангелики считывают эти действия как сигналы, и они еще больше стремятся «не провоцировать». С другой стороны, на локальном уровне муниципальные власти предлагает евангельским церквам сотрудничать при восстановлении инфраструктуры на оккупированных территориях Украины, что также является проблемой во многих отношениях. 

Мы видим в российской среде устойчивую тенденцию восстановления паттернов позднесоветского поведения, что в условиях распространения Интернета и социальных сетей привело к специфическим эффектам. Российские евангелики оказались беззащитны перед телевизионной пропагандой. Если в советское время они избегали смотреть телевизор, то сейчас такой запрет или настоятельная рекомендация сохранилась только у консервативных пятидесятников. Хотя и российские баптисты тоже рекомендуют своим прихожанам ограничивать просмотр телевизора. И если в Интернете можно самому делать выбор что смотреть или не смотреть, то российское телевидение предлагает только одну версию событий. Об этом еще в марте 2022 г. сказал Володимир Антонюк, глава Всеукраинского союза церквей ЕХБ:

«Він нагадав часи СРСР, коли церква мала силу протистояти й перемагати, розрізняючи Божу істину від брехні диявола. Але коли прийшла свобода, відбулося щось трагічне: люди стали дивитися телевізор, Інтернет і багато служителів загубили здібність розрізняти нечестиві плани сатани. Християни раніше не вірили Сталіну і Хрущову, але нині повірили «новому захиснику» – Путіну. … . Багато хто з християн та їх пасторів, на жаль, сьогодні вірять більше «новій Біблії» – російському телевізору, ніж свідоцтвам братів та сестер по вірі.» [19]

Интересно, что об этом же говорил и анонимный источник из ОЦХВЕ. По его мнению, российские консервативные пятидесятники защищены от влияния российской пропаганды тем, что не смотрят телевизор.

«В наших общинах существует явное неодобрение прослушивания информационных передач, средств массовой информации. Не рекомендуется смотреть телевизор. И поэтому, на мой взгляд, верующие  защищены от влияния пропаганды». 

Однако не следовало бы воспринимать лидеров российских евангеликов пассивными жертвами. Советский опыт дал им навыки взаимодействия с недружелюбными властями, поиска компромиссов с ними, разработки собственных стратегий выживания, в том числе и через собственные международные инициативы. Например, еще одним основанием для молчания стали наметившееся возобновление отношений между руководством Российского и Украинского Союза баптистов. «Мы отказываемся от официальных комментариев и высказываний не просто потому, что боимся, а потому, чтоб не навредить делу, не навредить начавшемуся процессу восстановления отношений», первый шаг навстречу друг другу был сделан на встрече в Турции в начале августа – рассказал нам собеседник, близкий к руководству РС ЕХБ.

Война привела к разрыву единого образовательного пространства, которое было у евангеликов на постсоветском пространстве [20]. Оно обеспечивалось наличием Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации  (ЕААА) с офисом в Ровно, которая заявила о невозможности своей работы после начала войны в Украине [21]. Однако постепенно началось обсуждение перспективы создания новых субрегиональных ассоциаций. Так, в Алма-Ате в июле 2022 г. по инициативе среднеазиатских учебных заведений, которые малочисленны, и надеются на координацию усилий, прошло предварительное совещание. В октябре произошло учредительное собрание онлайн по созданию новой образовательной ассоциации, в которую бы вошли евангельские учебные заведения Беларуси, России, Центральной Азии, Армении. На апрель 2023 г. запланировано общее собрание в Киргизии. Тогда же, весной 2023 г., в одной из постсоветских стран (точное место еще не определено) предполагается встреча представителей ОЦХВЕ. 

Спустя год после начала военных действий уже можно подводить какие-то промежуточные итоги. Как мы видим, первый период, когда появлялись требования определиться – на чьей ты стороне (как со стороны украинских верующих, так и со стороны российский властей) – давно закончился. Сейчас российские власти взяли курс на превентивное запугивание, разрабатывая очередной законопроект, направленный против религиозных объединений [22]. А советский опыт старшего поколения евангеликов научил считывать такие сигналы. Поэтому большинством верующих была выбрана стратегия умолчания – никакие обсуждения не становятся достоянием общественности. Объявление мобилизации в сентябре 2022 г. привело к тому, что ранее осуждаемые провоенные высказывания сменились словами поддержки мобилизованным и членам их семей. Публичную антивоенную позицию не боятся высказывать единицы. Российские власти не заинтересованы в усилении антивоенного движения внутри страны, наоборот заинтересованы в трансляции нарративов, что российские евангелики лояльны к нынешнему режиму и сотрудничают с российской администрацией на оккупированных территориях. Волонтерские проекты помощи жертвам войны дают евангеликам перспективу для миссионерской работы, выражения соучастия и сострадания единоверцам. Однако неизбежно ставят их участников в зависимость от благосклонности российской администрации. В свою очередь российские евангелики начинают выглядеть в публичном пространстве инструментами /проводниками российского режима, фактически будучи его заложниками. Другой важной особенностью проживания войны стало внутреннее напряжение, рост конфликтности и нетерпимости внутри евангельского сообщества. Летом-осенью прошлого года нам казалось, что связи и внутреннее единое пространство евангельских верующих России, Украины и Беларуси, уже надломившиеся в 2014 г., рухнули окончательно. Однако мы видим, что пока еще остается робкая надежда на сохранение старых или складывание новых отношений, которые смогут базироваться на миротворческой повестке. 

Ссылки

1 https://www.youtube.com/watch?v=uL21w9866wc Нужно отметить, что в апреле С.Ряховский по просьбе Духовного совета РОСХВЕ (https://www.cef.ru/documents/docitem/article/1649389), выступил с «личным обращением», в котором пояснил свое выступление в Госдуме, заявив, что его высказывания были вырваны их контекста. Его личное обращение находится здесь: https://www.youtube.com/watch?v=duONRSQCmWk  По имеющейся информации, реакция на это видео была даже более острой и негативной, чем на предыдущее.

2 Мы можем упомянуть как минимум одно из таких обращения: от «Слова жизни» Украины (https://inlight.news/2022/05/30/pastory-cerkvej-dvizheniya-slovo-zhizni-ukrainy-prinyali-reshenie-prekratit-bratskie-otnosheniya-s-pastorami-dvizheniya-slovo-zhizni-rossii/ ). Нам еще рассказывали о подобном письме украинских баптистов, но подтверждения этому у нас нет. 

3 Письмо было выставлено на сайте христианского центра Мирт, но сейчас этой страницы нет. С текстом письма можно ознакомиться здесь: https://www.invictory.org/news/church/31668-bolee-100-sluzhitelej-evangelskij-tserkvej-rossii-podpisali-otkrytoe-obrashhenie-po-vojne-v-ukraine  

4 Имеется в виду Федеральный закон от 4 марта 2022 года № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». По этому закону устанавливается уголовная ответственность за распространение заведомо ложной информации об использовании ВС РФ, а также за публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ. При этом под дискредитацией понимается любое заявление антивоенной направленности. К ноябрю 2022 г. по этому закону, в основном,  к штрафам, но некоторые и к уголовной ответственности, было приговорено более 2500 чел.

5 https://telegra.ph/Vitalij-Vlasenko-generalnyj-sekretar-Russkogo-evangelicheskogo-alyansa-izvinilsya-pered-Ukraincami-za-vojnu-03-14 

6 В апреле 2017 года Верховный Суд РФ запретил деятельность Свидетелей Иеговы на территории страны, признав их экстремистской организацией. После этого общины были ликвидированы, здания отобраны, часть верующих, продолжавших встречаться друг с другом, арестованы.

7 https://www.youtube.com/watch?v=VND5XQ61Zfo 

8 Российский религиовед Роман Лункин публикует в своем телеграмм-канале списки религиозных деятелей выступавших с выражением позиции по поводу войны в Украине. Захар Прилепин заявил о том, что нужно создавать списки неблагонадежных и опубликовал список «неподдержавших» артистов и общественных деятелей. Фонд борьбы с коррупцией российского оппозиционера Алексея Навального составляет и регулярно пополняет «Список коррупционеров и разжигателей войны», где также упоминаются религиозные деятели. 

9 https://www.president.gov.ua/documents/262023-45613 

10 Текст письма можно прочитать здесь в комментариях к этому ролику: https://www.youtube.com/watch?v=DFivRz5L-_Y&t=0s . А здесь В.Коган рассказывает, почему он написал это письмо https://www.youtube.com/watch?v=PfeJ-nSpKXc 

11 https://www.facebook.com/ysipko/posts/pfbid0jtMmZoavtHUhvMi8BhPsLyd3PwE7PvAWwy4fVgJW6JyT8s5C5fn74Xsfvhohqb15l

12 Юрий Сипко: Что мы делаем в Украине ведь Бог сказал не возжелай? | https://www.youtube.com/watch?v=JHALMuq_Xj0 Юрий Сипко: о компромиссах, страхе, власти и церкви | Прямой разговор https://m.youtube.com/watch?v=KpC58rrx09Y

13 https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=pfbid02F2PJU67HQWE5kLAV6UcGfdH1ayFnq8vcNxXj3r7x6CTrnywz8EaRtyA4AhrSZxvNl&id=100001124430959

14 https://shaltnotkill.info/zametki-o-czerkovnoj-reakczii-na-voennye-dejstviya/

15 https://inlight.news/2022/05/30/pastory-cerkvej-dvizheniya-slovo-zhizni-ukrainy-prinyali-reshenie-prekratit-bratskie-otnosheniya-s-pastorami-dvizheniya-slovo-zhizni-rossii/

16 Объединенная церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ) на сегодняшний день единственная из пятидесятнических объединений, которая объединяет пятидесятнические церкви стран бывшего СССР. При этом объединение не имеет официально зарегистрированной структуры, сохраняя приверженность сложившейся в советский период традиции максимально ограничить контакты с государственными органами. ОЦХВЕ ведет свою преемственность от нескольких братств консервативных пятидесятников, которые в советское время отказывались от официальной регистрации. Руководителем ОЦХВЕ является начальствующий епископ Георгий Бабий, живущий в Украине. Полное название объединения – ОЦХВЕ стран СНГ и Балтии, на территории отдельных стран существуют ОЦХВЕ России, ОЦХВЕ Украины, ОЦХВЕ Молдовы и пр. 

17 См. подборку сообщений из СМИ: В нескольких регионах прошли обыски в церквях «Новое поколение» по уголовному делу о сотрудничестве с нежелательной организацией https://www.sova-center.ru/religion/news/harassment/intervention/2022/08/d46797/?fbclid=IwAR1nQF_DzKyQZsNQp62PTYdHI1uZtu5g48gVB4D0-GsPRff13rrEFUpkd7E&fs=e&s=cl  

18 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=79606 

19 https://risu.ua/golova-baptistskogo-soyuzu-ukrayini-zasudiv-movchannya-sluzhiteliv-slovyanskih-yevangelskih-cerkov-z-inshih-krayin-shchodo-agresiyi-rf_n127618 

20 В последние годы образовательные организации евангеликов внутри России и Украины действовали, в основном, независимо друг друга. Одним из примеров уникального взаимодействия у баптистов в области образования была программа в Брянске, организованная совместно Одесской и Московской богословскими семинариями.

21 ЕААА – одна из 8 региональных ассоциаций, объединенных в Международный совет по евангельскому теологическому образованию (ICETE). Эта ассоциация стремилась к введению определенных образовательных стандартов, ориентирующихся на Болонский процесс. Она никак не была связана с государственными образовательными системами и даже внутри нее не было единообразия. Кроме аккредитационной деятельности EAAA проводила, например, курсы повышения квалификации для сотрудников и преподавателей семинарий. После 2014 г. такие встречи проходили сначала в Минске, потом в Кишиневе. В период пандемии встречи проводились онлайн. После начала войны около30 украинские школ написали письмо, что они хотят ликвидировать ассоциацию. «Такая возможность есть согласно уставу. Была собрано общее собрание ассоциации в зум, две трети проголосовали за роспуск ЕААА. Главная причина — невозможность работы во время войны. Информация о роспуске была опубликована, сейчас работает ликвидационная комиссия».

22 В июльском пресс-релизе Совбеза РФ говорилось, что в ведомстве рассмотрели  «ряд мер, направленных на противодействие религиозному радикализму. В частности, предложено активизировать работу по выявлению механизмов использования иностранными государствами деятельности религиозных объединений для вмешательства во внутренние дела нашей страны». (http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/3285/)