Христианское сопротивление российской войне: анализ ненасильственного активизма. Часть 2

Исследование выполнено группой «Христиане против войны» при поддержке Reforum Space.

В статье собраны различные формы активности христиан, несогласных с российским вторжением в Украину. Понятно, что в первые дни полномасштабного вторжения это были часто реактивные и стихийные формы — и, как правило, максимально публичные. Со временем — по мере раскручивания маховика репрессий по отношению к антивоенным активистам — формы выражения несогласия становились более осторожными, а то и вовсе подпольными.

В настоящем обзоре собраны в основном случаи из России и Беларуси — стране-агрессоре и стране-соагрессоре. Очевидно, что христиане выражали несогласие с российской агрессией и в других странах. Но тут важен опыт христиан, чей протест был сопряжен с определенными рисками и чей голос мог оказать то или иное влияние на лиц, принимающих решения о военных действиях или военной поддержке.

Статья состоит из двух частей. В первой части собраны коллективные формы сопротивления, в текущей, второй — индивидуальные. Способов индивидуального проявления своей антивоенной позиции очень много. Христиане постоянно находят новые выразительные средства, стремясь опередить репрессивные практики. Расскажем про самые известные.

Пикеты, одиночные походы

Христиане в первые дни войны активно присоединялись к различным уличным акциям протеста. Такие случаи представлены в первой части этой статьи. Но были и случаи, когда они выходили в одиночку.

Так, 31 марта 2022 года православный верующий Владимир Ананич вышел на Красную площадь с одиночным пикетом. В руках он держал самодельный плакат с лозунгами: «Украине — мир! России — вменяемость, ужас, стыд, покаяние! Путину — ад!».

В одиночные пикеты выходил и многодетный баптист из Новосибирской области Петр Ощепков. На первый антивоенный пикет он вышел еще 24 февраля 2022 года с самодельным плакатом с надписью: «Путин спятил, увы. А вы?».

Плакаты с библейскими цитатами

Немало активистов выходили в одиночные пикеты с плакатами, в которых использовались цитаты из Библии или религиозной литературы или отсылки к религиозному искусству.

Нередко это была цитата шестой заповеди ветхозаветного Декалога — «Не убий». С таким плакатом в марте 2022 года к храму Христа Спасителя вышла москвичка Анастасия Паршкова, в апреле 2022 году туда же плакат с заповедью принес Евгений Бирюков, накануне Пасхи 2022 года в Москве с таким плакатом вышел Алексей Кондратьев, на саму Пасху того года в своем городе вышел нижегородец Александр Маленков, в сентябре 2022 года дважды с таким плакатом пришел к московскому Кремлю Константин Фокин, в Иваново в сентябре 2022 года — пикетчик Иван Суслов, в феврале 2023 года — адвентист седьмого дня из Владивостока Алексей Галимов. Плакат, в котором содержались три заповеди Декалога «Не сотвори себе кумира! Не убий! Не укради», использовал в феврале 2023 года в Москве на нулевом километре Ростислав Чарушин. С таким же плакатом с заповедью и ссылкой на Мф. 5:21 к церкви выходил бывший чиновник забайкальского правительства, а ныне гражданский активист Евгений Корнев.

С плакатом с евангельской фразой «Блаженны миротворцы» (Мф. 5:9) весной 2022 года участвовала в антивоенной демонстрации на Ново-Соборной площади Томска музыкант Анна Чагина.

Библейскую цитату из Бытия «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» использовала 6 марта 2022 года у администрации одного из крупных городов Пермского края местная жительница по имени Нонако.

В сентябре 2022 года одиночный пикет провел в Москве православный публицист Григорий Шеянов. Он держал листок, на котором была написана цитата из обращения митрополита Филиппа II Московского к тирану Ивану Грозному: «…а Zа алтарем льется невинная кровь христианская».

В июле 2022 года Виталий Горячих провел пикет на городской площади с плакатом «Не убоюсь Zла» (отсылка к Пс. 22:4).

С плакатом «Святой Николай, исцели Россию от старческой паранойи» на пикет выходил активист из Ленинградской области Александр Правдин.

Христианский антимилитаристский плакат в России в 2014-2022 гг.
Фотоколлаж: Христианское действие

Говоря о плакатном творчестве с библейской тематикой нельзя не вспомнить активиста, которого можно назвать в некотором смысле законодателем этой традиции — волонтера «Немцова моста» Евгения Мищенко. Мужчина на многих уличных акциях — задолго до начала полномасштабного вторжения России в Украину — использовал библейские цитаты.

Плакаты с религиозными изображениями

Помимо библейских цитат пикетчики использовали и христианские изображения в своих плакатах.

Ярким примером тому служит протестное творчество художницы из Санкт-Петербурга Елены Осиповой. На протяжении более 20 лет пожилая женщина (сейчас ей уже 78) рисует плакаты для уличных акций. В качестве сюжетов или форм для них она использует и религиозные аллюзии. 1 мая 2016 года она выходила с плакатом-распятием, расписанным фразами «Не убий», «Не укради», «За Россию мирную без милитаризма». А 1 мая 2022 года женщину можно было заметить на Невском проспекте с антимилитаристским плакатом в виде пасхальной писанки.

Елена Осипова 1 мая 2022 года
Фото: Игорь Селиванов / «Новая газета Европа»

В Екатеринбурге 27 мая 2022 года пикетчик Иван Любимов использовал в своем плакате образ Семистрельной иконы Богородицы с надписями «Тростянец», «Буча», «Мала Рогань», «Гостомель», «Бородянка», «Мариуполь», «Ирпень», «Одесса» — пострадавшими от военных действий населенными пунктами Украины.

Пикетирование на фоне церквей, религиозных сооружений

Иногда антивоенные пикеты проходили у зданий церквей, чем акцентировалось внимание на том, что религия призвана учить миротворчеству. Так с плакатом «Молитесь за мир и любовь» в октябре 2022 года мужчина стоял у храмов во имя Коневской иконы Божьей Матери и Благовещения Божьей матери в Санкт-Петербурге. С большим плакатом «Путин! Надо бороться с коррупцией и нищетой, а не с Украиной, НАТО и Навальным» в январе 2023 года неизвестный активист вышел к храму Василия Блаженного в Москве. В феврале и марте 2023 года активистка Наталья Бушуева держала плакат «За мир» возле памятника великомученицы Екатерины в Краснодаре.

В августе 2022 года Александр Крюков прошел по Москве в майке с антивоенными высказываниями — он останавливался у храма, чтобы запечатлеть свой пикет.

На фоне храмов стояла в январе 2023 года пикетчица из Владимира Анастасия Андриевская.

Петербуржец Дмитрий Кузьмин в сентябре 2023 года несколько раз выходил в пикеты к Казанскому собору в поддержку осуждённого за фейки о российской армии иеромонаха Иоанна (Курмоярова).

В тот же период к Казанскому собору выходил и пикетчик Артём Бельский — он держал в руках плакат плакат «Желать мира — не преступление! Я против войны».

В мае 2024 года к храму Христа Спасителя в Москвке с плакатом «Нет войне» выходил молодой активист Александр Зуморин.

Вербальные заявления

В соцсетях

Помимо уличного антивоенного высказывания христиане или лица, симпатизирующие христианству, в первые дни войны выражали свой протест и в социальных сетях.

Это были

К таким проявлениям антивоенной позиции можно отнести и прикрепление эмодзи в виде флага Украины к аватарке в соцсетях — за такую активность судили белорусских ксендзов Павла Лемеха OMI, Анджея Юхневича OMI, Александра Барана, Андрея Ващука.

Здесь показаны лишь некоторые случаи, чтобы продемонстрировать, что разные представители христианских сообществ заявляли свою антивоенную позицию на доступных им интернет-площадках.

Впоследствии за это их могли преследовать светские или церковные власти. А профили в соцсетях могли быть заблокированы (к примеру, VK-профили Елены Соколовой, Анны Чагиной и ЖЖ-профиль Андрея Кураева).

И хотя со временем публикации в соцсетях христиан становились более осторожными, не такими прямыми, как в первые дни войны, нужно признать, что их голос не затих. Усиливать его принялись те христианские активисты, кто в силу преследований выехал из России или Беларуси, и, находясь в эмиграции, мог позволить озвучивать те идеи, табу на которые наложила российская и белорусская цензура.

Перечислим некоторые телеграм-каналы клириков в России:

Некоторые телеграм-каналы клириков в эмиграции:

На персональных сайтах

Помимо соцсетей христиане использовали в качестве площадок для высказывания своей позиции и сайты, владельцами которых они были.

К примеру, создатель христианской интернет-энциклопедии «Древо», православный верующий Александр Иванов 25 февраля на сайте энциклопедии разместил кликабельный баннер «Нет войне!», который перенаправлял на заявление от имени редакции и за подписью Александра Иванова с критикой российской агрессии против Украины и молчания иерархии РПЦ. Позднее мужчину оштрафовали за это, он удалил баннер.

В проповедях, интервью, видеовыступлениях

В первые дни войны клирики с антивоенной позицией использовали церковное пространство для христианского освещения военных действий. Поэтому случаев с антивоенными проповедями не так и мало:

  • иерей Иоанн Бурдин (проповедь 5 марта 2022 года);
  • иерей Максим Нагибин (проповедь 24 апреля 2022 года);
  • священник Александр Домбровский (март-апрель 2022 года);
  • архиепископ Виктор (Пивоваров) (проповедь 1 марта 2023 года);
  • пастор ХВЕ из Новолукомля (Беларусь) Александр Зарецкий;
  • пастор Юрий Сипко;
  • диакон Александр Шведов.

Клирики и миряне также давали интервью (баптистка Нина Беляева, православный верующий Виталий Горячих, протоиереи Алексей Уминский и Андрей Кордочкин, архиепископ Виктор (Пивоваров), пастор Юрий Сипко), в которых высказывали свое несогласие с российской агрессией, либо озвучивали свою позицию в видеовыступлениях (баптисты Павел Кушнир и Сергей Степанов, внеконфессиональный верующий Веган Христолюб Божий, епископ ХВЕ Альберт Раткин, пастор ЕХБ Александр Легостаев).

Свое несогласие с развязанной войной христиане высказывали и на публичных мероприятиях: так, о своей позиции прямо рассказала 22 марта 2022 года на заседании Семилукского районного совета депутатов Воронежской области мундеп Нина Беляева.

Демонстрация позиции через личные вещи

Христиане проявляли смекалку в том, чтобы свои взгляды выражать и через предметы быта — к примеру, бижутерию или элементы одежды. Так, подписчик телеграм-канала «Декларация*» рассказывал об использовании им и другими людьми серьг и кулонов со знаком «пацифик» или в виде голубя. Также он периодически сочетал в одежде синий с жёлтым (цвета украинского флага) или синий с белым (цвета флага антивоенного российского движения). Носил футболки и толстовки с антивоенными рисунками разной степени откровенности.

На автомобиле белорусского греко-католического священника Василия Егорова была наклейка с надписью «Украина, прости».

Еще до полномасштабного вторжения баптист и активист из Барабинска (Новосибирская область) Петр Ощепков повесил на балконе большой плакат для прохожих: «Узнавайте новости на сайте «Эхо Москвы». За нами будущее».

О своих способах акцентирования поддержки Украине рассказала еще одна подписчица телеграм-канала «Декларация*». Она прикрепила к рюкзаку и сумке сумке сине-жёлтую косичку и сердечко, а для телефона использовала чехол такого же цветового исполнения. Отразилось это и на одежде:

Как протест против войны я носила черный платок и темное платье, а недавно купила жёлтую кофту и ношу её с синим платком. Сначала я боялась так одеваться, да и знакомые не советовали, хотела уже вернуть купленные вещи, но бирки сняла, вернуть не получилось, и решила носить.

Агитация: создание и распространение

Листовки, наклейки

Способы агитации, созданные христианами или созданные на основе христианских сюжетов, были нередкими в общей протестной деятельности российского общества.

К примеру, это могли быть наклейки с надписями «Не убей», «Не убий», «Любите своих врагов», «Христос отказался от власти и умер, чтобы спасти людей. Путин убивает людей, чтобы сохранить власть», оставленные где-то на стендах или калитках возле церковных зданий. Надпись «6. Не убий» некто оставил на скамье, а наклейку с ироничным обыгрыванием ареста Христа за пикет «Стоял с плакатом „Не убий“» можно было увидеть на дорожном столбе.

Вот еще некоторые примеры оригинальных решений агитационного творчества. Антивоенные надписи, приуроченные к Пасхе, были замечены в лифте жилого дома и на стенде объявлений. Сзади дорожного знака (или указателя) была прикреплена картонная поделка в виде креста с текстом про жертв населенных пунктов возле Киева. Деревянный крест с надписью «Буча 2022» был оставлен в сугробе.

В Смоленске активисты провели акцию, в ходе которой раздавали людям книги с антивоенными вкладышами. Книги были преимущественно художественного содержания, но среди них был и Новый Завет, в который была вложена антивоенная карточка с заповедью «Не убий! Нет войне».

В день депутатских выборов 11 сентября 2022 года российский избиратель на бюллетене разместил напоминание о том, что был день Усекновения головы Иоанна Крестителя, казненного за правду, а также годовщина похорон священника Александра Меня, убитого за проповедь. Поэтому автор подписи резюмировал «Не участвуйте во лжи! Ложь порождает войну и репрессии!».

Творческий подход к листовкам проявил христианин Иосиф. Он пишет иллюстрации в иконичном средневековом стиле со стихами и старается распространять их среди знакомых верующих.

Граффити, арт-инсталляции

Уличные арт-инсталляции и граффити тоже можно отнести к агитационному творчеству.

К примеру, 30 июля 2023 года в День ВМФ на детской площадке в Муринском парке в Санкт-Петербурге с помощью флажков был зашифрован евангельский призыв «Любите врагов ваших». О таком послании рассказал в своем instagram граффитист Vano Bogomaz. Его кисти принадлежат многие другие питерские арты, к примеру, граффити распятого Христа в окружении российских силовиков. Он рассказывал в интервью, как в детстве стал протестантом и как последовательно придерживается идеи христианского ненасилия. Его герои — Мартин Лютер Кинг, ребята из «Белой Розы» (одну работу он посвятил участнице движения Софи Шолль).

Использовал религиозную тематику в уличных артах и художник из Екатеринбурга BFMTH: к примеру, он обыгрывал в своих работах тему милитаризации церковной пропаганды, милитаристских проповедей патриарха Кирилла. Свою последнюю в России уличную работу — «Тысячелетний русский мир» — BFMTH сделал 22 августа 2023 года в Санкт-Петербурге.

Антивоенные граффити с христианскими аллюзиями были замечены в сентябре 2023 года в Пскове.

Арт в интернете

Немалую популярность получили антивоенные работы художников и карикатуристов, опубликованные в интернете.

Так, в жанре христианской сатиры работал евангельский верующий из Минска Сергей Кулеш, который размещал свои работы на страницах в соцсетях.

Библейскую тему сокрушения оружия развивала в некоторых работах белорусский иконописец Ксиша Ангелова.

Тему неприятия насилия можно разглядеть в индустриальных акварелях Игоря Волкова из Нижегородской области.

Иронии по поводу частичной мобилизации посвящена работа художника из Москвы Даниила Кудряшова.

Милитаризацию православной церкви высмеивает в некоторых работах (1, 2, 3) антивоенное арт-объединение SAF.

«Богородица СВО, поедающая своих детей» — так можно назвать богородичный цикл работ Алеши Ступина — персонажа, выдуманного арт-сатириком Игорем Поночевным.

Зашифрованные послания

Белорусский ученый Илья Лемешкин с помощью библейского приема закодировал антивоенное послание для статьи в российском журнале. Он опубликовал в российском журнале, издаваемым МГИМО, статью о книгопечатнике Франциске Скорине, в которой использовал древний прием — акростих — когда из первых букв стихотворных строк можно составить фразу или слово. Такой прием знают многие древние религиозные тексты, в том числе Библия. Так учёный закодировал в 22 абзацных строках научной статьи фразу «Сдохни, Путлер. Нет войне. И. Л.».

Отказ от провоенных мероприятий

В условиях милитаристской пропаганды, которая проникала и в религиозные сообщества, мужества требовало даже неучастие в различных провоенных мероприятиях.

К примеру, в РПЦ вскоре распространился патриарший указ об обязательном чтении молитвы «О святой Руси». Часть священников, которые отказались её читать или изменили, убрав «победные» высказывания, были наказаны церковным руководством — вплоть до лишения сана. Вот имена некоторых клириков: Иоанн Коваль, Алексей Втулов, Андрей Другай, Алексей Уминский, Пётр Устинов, Илия Гаврышкив.

С другой стороны, были и случаи, когда клирики брали инициативу и молились о пострадавшей стороне российского вторжения. Так, в Беларуси был задержан иерей Дионисий Коростелев, которому вменили чтение молитвы о защитниках Украины.

Известен случай отказа священника освящать боевую технику, используемую для авиаударов по Украине.

Отказ от военных мероприятий (мобилизации)

Баптист из Дальнего Востока Вячеслав Резниченко, попавший в сентябре 2022 года под частичную мобилизацию, заявил о своих религиозных убеждения и отказе убывать в зону военных действий в Украине. Его приговорили за это к 2,5 годам колонии-поселения.

Волонтёрство, помощь беженцам

Некоторые христиане активно занимались волонтерской деятельностью — в частности, гуманитарной и правозащитной помощью украинцам, бежавшим из зоны боевых действий в Россию или Беларусь. К примеру, среди таких активистов можно назвать архиепископа Григория Михнова-Вайтенко и минского священника Владислава Богомольникова.

Немало христиан занимается и такой волонтёрской деятельностью как помощь политзаключённым, осуждённым по статьям о фейках о российской армии — написание писем, участие в гуманитарных сборах, оплате услуг адвокатов.

Резюме

Формы индивидуального активизма достаточно различны — в этой статье удалось перечислить лишь основные. Понятно, что по мере усиления репрессий в России и Беларуси они становились более осторожными, но при этом и более творческими. Нужно было донести антивоенный посыл, не оставив повода для преследования. Необходимость подпольного поведения стимулировала развитие новых подходов в той же агитационной деятельности христианских активистов. Этому и обязано разнообразие выразительных средств антивоенного христианского высказывания.