УПЦ и ПЦУ: что происходит? Короткая справка

Православный священник за штатом. Блогер, публицист.

Как получилось, что украинское православие представлено несколькими юрисдикциями?

В советское время вплоть до 1990 г. официально существовал только Украинский экзархат РПЦ, включая и униатские приходы насильственно присоединенные к православию в 1946 г.

Конец перестройки, 1989-90 гг., ознаменовался первым большим разделением Украинского экзархата. Во-первых, была восстановлена структура Украинской греко-католической церкви (УКГЦ), в которую вернулось множество приходов, связывавших себя с униатством (в основном в Западной Украине). Во-вторых, в Украине была узаконена деятельность Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), структуры которой сохранялись за рубежом. Эти разделения сопровождались противостоянием в борьбе за храмы и приходы.

В 1990 г. Архиерейским собором РПЦ по просьбе экзархата его статус был повышен: с новым наименованием Украинская православная церковь (УПЦ) и получил «независимость и самостоятельность в управлении». УПЦ никогда не называлась УПЦ МП, как это принято в СМИ и некоторых кругах Украины.

В 1991 г. УПЦ во главе со своим предстоятелем митрополитом Филаретом (Денисенко) запросила у РПЦ полную автокефалию, в которой ей было отказано. Поскольку митрополит Филарет отказался выполнять решение РПЦ, ее синодом было поручено собрать собор УПЦ. Собор состоялся в Харькове, в нем участвовало 18 архиереев из 21. Митрополит Филарет был низложен, а новым предстоятелем избран митрополит Владимир (Сабодан). После Харьковского собора отстранённый предстоятель с верными ему архиереями собрали свой собор и учредили  Украинскую православную церковь — Киевский патриархат (УПЦ — КП).

Так возник раскол украинского православия на три ветви (не считая УГКЦ): УПЦ и долгое время остававшиеся не признанными ни одной из поместных церквей мирового православия (неканоническими) УПЦ-КП и УАПЦ.

В 2018 году при содействии властей Украины, особенно президента Петра Порошенко, и Константинопольского патриархата с декларированной целью ликвидации раскола и урегулирования канонического статуса состоялся объединительный собор, где было заявлено создании Православной церкви Украины (ПЦУ), куда вошли УПЦ-КП и УАПЦ, заявившие о самороспуске этих структур. От УПЦ присутствовали и заявили о присоединении к новой церкви два митрополита.

Впоследствии недовольный итогами объединения патриарх Филарет (Денисенко) заявил о возобновлении деятельности УПЦ — КП, но к нему присоединилась лишь небольшая часть приверженцев прежней структуры.

Какие основные юрисдикции православия действуют сейчас в Украине?

Таким образом, в настоящее время в стране действуют две основных юрисдикции православия:

УПЦ (Украинская православная церковь), которая на недавнем соборе тоже заявила о выходе из Московского Патриархата, хотя по этому поводу есть много сомнений.  Зафиксированы факты, когда на практике признается подчиненность Московскому патриархату, а также не применяется никаких канонических прещений в случае переходов клириков и целых епархий непосредственно в РПЦ, в отличие от переходов в ПЦУ.

ПЦУ (Православная церковь Украины), созданная при объединении УПЦ-КП и УАПЦ и в 2019 году получившая от Константинопольского патриархата Томос автокефалии (полной самостоятельности, хотя и с некоторыми ограничениями). Последнее привело к конфликту между двумя патриархатами, Московский патриархат прервал каноническое общение с Константинопольским патриархатом. На настоящий момент ПЦУ признали только 4 поместные православные церкви из 16

Кроме всего прочего, небольшая часть прежнего Киевского патриархата во главе со своим главой патриархом Филаретом, несмотря на объявленный самороспуск, отказалась войти в ПЦУ и по-прежнему действует под своим именем как отдельная структура. Таким образом, раскол украинского православия не только не преодолен, но и усложнился.

Каков вес и положение в стране двух основных православных юрисдикций?

Происхождение и соответствие официальному тренду определяет отношение к ПЦУ как «своей» церкви, в отличие от УПЦ, которая, находясь даже только под чисто символическим подчинением Московскому патриархату, рассматривается как «московская агентура». 

При этом, за исключением трёх областей  Галичины(Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ стается доминирующей конфессией на всей территории страны. Насчитывает более 12 тысяч общин, примерно столько же священнослужителей, более 200 монастырей и 4600 монахов. 

В ПЦУ насчитывается порядка 7 тыс. общин, около 5 тыс. священнослужителей, 80 монастырей и менее 300 монахов. 

Особенна велика разница между УПЦ и ПЦУ по числу монашествующих – почти в 20 раз, тогда как по числу приходов менее, чем в 2 раза. 

Какова динамика переходов между юрисдикциями?

После создания ПЦУ ожидалось, что начнется активный и нарастающий переход приходов и священства из УПЦ в ПЦУ, поскольку предполагалось, что главным сдерживающим фактором для переходов в прежние альтернативные структуры УПЦ Киевского патриархата и УАПЦ являлась их неканоничность, теперь же они, объединенные в ПЦУ, получили каноничность от Константинопольского патриархата. Таким образом, раскол украинского православия мог бы, как виделось, разрешиться сам собой – путем поглощения всех его ветвей в новую структуру. Однако в реальности процесс пошел гораздо медленнее, чем ожидалось. Хотя переходы поддерживались, а иногда прямо инициировались местными властями. С 2019 года до начала российской агрессии в ПЦУ перешло менее 5% приходов УПЦ. Кроме того, с приходом к власти Зеленского, поначалу декларировшего примирение разных слоев общества, давление на УПЦ значительно снизилось .

Как изменилась ситуация с началом полномасштабной войны?

С началом войны ситуация обострилась. И хотя официально УПЦ решительно осудила агрессию России, многие иерархи и священнослужители  УПЦ заняли двусмысленную позицию, некоторые из них, оказавшиеся на оккупированной территории, прямо стали на сторону врага. Это тем более бросается в глаза, поскольку на востоке, где идет война, доминируют приходы УПЦ. Все это усилило настроения в обществе против УПЦ, и за несколько месяцев в ПЦУ перешло больше приходов, чем за предыдущие три года.  Тем не менее, суммарное число переходов по-прежнему далеко от ожидаемого «обвала»: чуть больше 1500 , что составляет около 12% от общего числа приходов УПЦ. При этом имеют место насильственные захваты храмов, а также манипуляции с голосованием, зачастую при давлении местных властей на соответствующем информационном фоне в СМИ. Органы местных администраций иногда даже принимают решения о запрете УПЦ на их территории, на что по закону не распространяется их компетенция.  Со стороны же сторонников ПЦУ также звучат обвинения священнослужителей и активистов УПЦ в противодействии переходам. При этом такая красноречивая деталь: в соответствующей статье украинской Википедии есть целый раздел, посвященный противодействию переходов, но нет ни слова о захватах храмов и сомнительных переходах, о них сообщают только немногочисленные СМИ, афиллированные с УПЦ, такие как Союз православных журналистов, Перший Козацький и т. д.

В итоге по количеству приходов, священников и практикующих верующих УПЦ так и остается наиболее крупной церковной структурой в Украине. Но при этом, согласно последним опросам, около 40% граждан относят себя к ПЦУ и лишь 4% к УПЦ. Более того, разница усугубляется гораздо большей наполняемостью храмов УПЦ по сравнению с храмами ПЦУ. Объясняется это в первую очередь малоцерковностью постсоветского общества, в котором практикующие верующие составляют буквально единицы процентов от общего числа, идентифицирующих себя православными по тем или иным косвенным признакам, больше по традиции, чем по вере. Представители этой категории отражают общее настроение в обществе, во многом формируемое через СМИ, что усугубляется фактическим отсутствием реальной концептуальная оппозиции и альтернативных СМИ. Все это оказывает влияние не только на рейтинг конфессий в обществе, но и позволяет совершать переходы храмов из УПЦ в ПЦУ за счет привлечения к голосованию зачастую посторонних к реальной церковной жизни граждан, которых значительно больше, чем реально участвующих в церковной жизни прихожан.

Что предприняло руководство УПЦ?

В целом состояние, в котором находится епископат УПЦ можно охарактеризовать как крайне пассивное и инертное. При этом некоторые иерархи, особенно оказавшиеся на оккупированной территории, спешат занять откровенно пророссийскую позицию. Все это, несмотря на наличие в рядах УПЦ множества патриотически настроенных священников и мирян, не может не усиливать негативную репутацию УПЦ в обществе.

Невнятность позиции иерархии явственно отразилась в решениях собора УПЦ, который состоялся в мае 2022 г. в связи с тем, что над УПЦ повисла угроза запрета из-за наличия руководящего центра в стране-агрессоре, о чем был подготовлен соответствующий законопроект. Поэтому собор УПЦ в экстренном порядке без согласования с Москвой изменил Устав УПЦ, удалив какое-либо упоминание о зависимости от РПЦ. Но при этом оставил положение устава, что УПЦ осуществляет свою деятельность на основе «Грамоты Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года», которая предусматривает, что УПЦ имеет общение с другими поместными православными церквами через РПЦ, и подразумевает утверждение предстоятеля УПЦ Московским патриархом. 

Получилась своего рода недоавтокефалия. Сама УПЦ считает себя самостоятельной, но не требует ее признания от других церквей и даже не оповестила об этом РПЦ, которая в свою очередь продолжила считать УПЦ своей частью. Причем патриарх и другие представители РПЦ неоднократно об этом заявляли, что дало основание властям считать, что фактически УПЦ осталась под управлением Москвы. 

Удалось ли УПЦ как-то смягчить давление со стороны государства?

Экстренные изменения в устав УПЦ существенно на ситуацию не повлияли. Более того, государство предприняло беспрецедентные шаги по фактической ликвидации УПЦ. В конце прошлого года СБУ начала повсеместные обыски на приходах и в монастырях УПЦ, фото и видео обнаруженных «пророссийские материалы» тут же попадали в публичное поле, но при ближайшем рассмотрении оказывались довольно сомнительными. Иногда СБУ прибегала к откровенно постановочным сюжетам с намеками на «греховное» поведение священнослужителей, что в любом случае не находится в компетенции этого органа.  

Тогда же СБУ опубликовала «церковный список» санкций РНБО (Совет национальной безопасности и обороны), где фигурировало 10 представителей УПЦ. Большинство из этого списка находились на оккупированных территориях или за границей. Среди обвинений названы «продвижение пророссийских нарративов» и «оправдание военной агрессии России против Украины», что «угрожает суверенитету и территориальной целости Украины».

Беспрецедентным событием стал арест осенью прошлого года действующего главы Тульчинской епархии УПЦ митрополита Ионафана (Анатолия Елецких). В августе этого года Винницкий городской суд приговорил его к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества по обвинению в оправдании российской агрессии в Украине.

Также началось выселение УПЦ из Киево-Печерской лавры, которая была по сути главным центром этой структуры. Там находился ее главный собор, резиденция митрополита, семинария и т. д. Поначалу УПЦ лишили допуска в главные храмы, а затем в марте этого года дали предписание о полном освобождении всех зданий Лавры. Началось продолжительное противостояние верующих и настроенных против УПЦ активистов. Один из результатов противостояния – арест и заведение уголовного дела на наместника монастыря митрополита Павла (Лебедя), который сначала был под домашним арестом, а теперь находится в СИЗО. 

Противостояние в Лавре получило широкую международную огласку, и в какой-то момент было похоже на то, что власти притормозили с выселением УПЦ, хотя в принципе от этого не отказались. Был даже отправлен в отставку министр культуры Ткаченко. Так же в Раде не прошел законопроект о запрете УПЦ.  Однако в начале августа Хозяйственный суд  Киева отклонил иск монастыря УПЦ к заповеднику «Киево-Печерская Лавра о признании незаконным односторонний разрыв договора о пользовании помещений Лавры структурами УПЦ. Одновременно с этим суд удовлетворил встречный иск заповедника, который позволяет принудительное освобождение помещений, чем активно и занялись власти с привлечением силовиков, не дожидаясь срока на апелляцию, до вхождения решения суда в законную силу. 

Также на протяжении весны-лета этого года наблюдается противодействие крестным ходам, проводимых верующими УПЦ со ссылкой на якобы обеспечение их же безопасности в связи с военным положением. Некоторые областные органы власти принимают решения о запрете крестных ходов на их территориях. При этом крестным ходам ПЦУ и УГКЦ не только не чинятся препятствия, но и обеспечиваются благоприятные условия. Правда, действия со стороны полиции и силовых органов ограничивались пока проверкой документов и моральным давлением.   

Какие действия со стороны ПЦУ?

В это время ПЦУ активно лоббирует действия против УПЦ. Священники ПЦУ всячески поддерживают действия властей по переводу, часто сомнительному и немирному, храмов из УПЦ в ПЦУ. Некоторые местные власти не без влияния ПЦУ идут даже на запрет УПЦ в пределах своих областей, хотя не имеют на это полномочий. Глава ПЦУ митрополит Епифаний часто подчеркивает особый статус ПЦУ в отношениях с государством, даже иногда прямо называет свою структуру «государственной церковью». При этом получает от государства полную поддержку. Все освобождаемые от УПЦ церковные здания, в том числе и храмы Киево-Печерской лавры, сразу передаются ПЦУ. Руководство ПЦУ не скрывает, что претендует и на остальные лавры, которые пока занимает УПЦ. 

Согласованность действий властей и руководства ПЦУ отразилась в практически параллельном решении ПЦУ о переходе на новый стиль и указа президента Зеленского о «переносе»  праздника Рождества с 7 января на 25 декабря. (На самом деле это не перенос, а упразднение одного из двух праздничных дней). 

Какие перспективы?

Несмотря на беспрецедентное давление, УПЦ продолжает оставаться влиятельной силой в обществе. Многие граждане и даже военные остаются ее сторонниками и считают ее преследование несправедливым. Тем более, что повреждениям и разрушениям подвергаются в наибольшей степени храмы как раз УПЦ. Особенный резонанс в обществе и самой УПЦ существенное повреждение от российской ракеты главного храма УПЦ в Одессе, который в свое время освящал сам патриарх Кирилл. Это вызвало гнев одесских иерархов УПЦ, один из которых обратился к патриарху Кириллу с обвинениями в поддержке агрессии. Кроме того, инициирован сбор подписей среди священнослужителей под обращением о созыве еще одного собора для более решительного отделения от РПЦ. Правда, эта инициатива пока не находит поддержки у иерархии. С другой стороны, есть сведения, что СБУ принуждает некоторых священников к подписанию этого обращения. 

В любом случае ситуация достаточно тупиковая. Окончательно утратив связь с РПЦ, УПЦ вряд ли получит от Константинопольского патриарха какой-то статус, даже если к нему обратятся (а больше не к кому).  Ведь уже существует ПЦУ, значит только один путь — к ней присоединиться, что неприемлемо для большинства священнослужителей и верующих  УПЦ. В свою очередь и ПЦУ, хотя и заявляет о готовности к диалогу «без предварительных условий», на самом деле ставит условие: признать томос, а значит и ПЦУ как единственную каноническую православную церковь в Украине.