Русская Православная Церковь Заграницей и война в Украине

В первый день начала российской агрессии против Украины, 24 февраля европейские архиереи РПЦЗ (все западноевропейского происхождения) выпустили коллективное заявление в стиле «не все так однозначно». В этом заявлении они избегали слова «война» и тем более молчали о том, кто в Украине является агрессором. Главное содержание их послания — исторические экскурсы и размышления о том, что там «всё гораздо сложнее», а западные источники информации рисуют «крайне одностороннюю картину». Заканчивалось заявление призывом к «власть имущим и простым гражданам» — «вспомнить о наступающем Великом Посте». Как замечала по этому поводу группа «Христианское видение»: Действительно, впереди насущные вызовы — есть ли в пост креветок, например.

Первоиерарх РПЦЗ, Митрополит Иларион (Капрал), вообще договорился до того, что в честь приближающегося поста и в связи с «событиями на святой украинской земле» призвал верующих вообще не следить за развитием этих событий — воздержаться от просмотра телевизора и чтения интернет-ресурсов, и молиться за мир и упокоение душ убитых (под эвфемизмом «отошедших в жизнь вечную»), утешение их родных и близких, причем называя это «оставаться людьми и православными христианами в эти сложные времена».

Впрочем, в РПЦЗ заметили, что Украина переживает гуманитарную катастрофу. Германская епархия отправила в Украину лекарства, медицинские материалы и другую помощь. 6 марта епархиальный сайт сообщил, что помощь продолжается, и опубликовал счет для сбора средств в поддержку беженцев и пострадавших в Украине.

Подборка мнений и позиций епискпов РПЦЗ, выраженных в форме заявлений, проповедей и обращений, постоянно обновляется диаконом Петром Маркевичем.

Какие настроения среди прихожан и священства этой церкви относительно войны в Украине, сказать тяжело. Ранее в сети появлялась информация, что Синод этой Церкви разрешил приходам воздерживаться от поминовения Патриархом, что должно было бы свидетельствовать о наличии такого запроса со стороны приходов, запроса достаточно сильного, на который церковные власти, чтобы снять напряжение в среде верующих, вынуждены реагировать подобным образом. Однако позже эта информация была дезавуирована.

Тем не менее, в среде богословов РПЦЗ действительно отмечаются настроения критические по отношению к позиции руководства этой структуры. Примером здесь служат мнения, выраженные двумя самыми известными фигурами церковно-богословской науки их среды РПЦЗ — литургистки инокини Вассы Лариной и исследовательницы церковной истории Надежды Киценко.

Сестра Васса записала специальное видео, посвященное теме отвественности православной церкви за происходящее в России, о паранойе в среде руководящей верхушки в Российской Федерации как причине войны. Она задается вопросом, как так случилось, что Русская Зарубежная Церковь, которая в годы ее юности имела особое призвание быть свободным голосом Русской Церкви, порабощенной Советской властью, Церковь, которая выступала в защиту диссидентов и против большевизма, сталинизма, за правду Божью, сейчас вдруг онемела или того хуже — распространяет ложь пропаганды.

Надежда Киценко, дочь православного священника, украинца по национальности, который убежал от преследований сталинской власти и стал священником Русской Православной Церкви Заграницей в США, принадлежала к общине своего отца с самого рождения. Но сейчас, в связи с тем, что руководство РПЦ молчаливо или активно поддерживает агрессию путинского режима в Украине, а руководство РПЦЗ также молчит, она раздумывает над тем, чтобы по нравственным соображениям покинуть такую церковь. По ее мнению церковного историка, причина молчания в том, что в советское время церковь привыкла идти на компромиссы с КГБ ради выживания, и теперь епископы продолжают неправедное сотрудничество с властями.

В РПЦЗ такое сотрудничество получило название «ереси сергианства«. В Советские времена Зарубежная церковь действительно стремилась быть голосом совести и критиковала советскую безбожную власть и обслуживающие интересы этой власти РПЦ.