Затаившись: Разобщенность в Русской Православной Церкви 

Регула Цвален

Докторесса философии, редактресса бюллетеня "Religion & Gesellschaft in Ost und West", заместительница руководителя Института G2W – исполнительного органа швейцарской общественной организации с полным названием Межхристианский форум по вопросам веры, религии и общества на Востоке и на Западе.

Наталия Ценгер

Редактресса журнала Religion & Gesellschaft in Ost und West.

Статья Регулы Цвален и Наталии Ценгер была опубликована на немецком языке: Regula Zwalen, Natalija Zenger. «Auf Tauchstation: Dissens in der Russischen Orthodoxen Kirche». Religion & Gesellschaft in Ost und West 51, no. 4  (2023): 21-23. Предлагаем перевод данной статьи на русский язык, сделанный проектом «Христиане против войны» ©

В то время как Московский Патриархат безоговорочно поддерживает захватническую войну России против Украины, многие священнослужители Русской Православной Церкви, а также других религиозных общин хранят молчание. Баланс между поддержкой и противодействием войне среди верующих соответствует состоянию российского общества в целом. Для инакомыслящих клириков и мирян мало свободы для антивоенных заявлений, особенно в Православной Церкви.

«Почему вы забыли о правде Божией?» — этот вопрос Сергей Чапнин задал  епископам Русской Православной Церкви (РПЦ) в открытом письме по случаю первой годовщины масштабного вторжения России в Украину. Далее бывший Редактор журнала Московской Патриархии, который был уволен в 2015 году и сейчас живет в эмиграции, пишет: «Вы рядом с тем, кто оправдывает военные преступления и предал Церковь [имеется в виду Патриарх Кирилл – ред.]. Вы повторяете его слова, пересказываете его преступные аргументы. И даже если вы молчите, может ли это молчание заставить нас усомниться в том, что вы на его стороне? Можно ли ваше молчание признать попыткой сопротивления?»1Чапнин, Сергей: «Почему вы забыли о правде Божией? Открытое письмо епископам Русской Православной Церкви» — https://publicorthodoxy.org/ru/2023/02/06/12043/

С некоторых пор больше нет сомнений, что руководство РПЦ — не только в России, но также и в Беларуси — безоговорочно поддерживает существующие структуры власти и захватническую войну2Flogaus, Reinhard: Ökumene im Zeitalter der Apokalypse. In: RGOW 51, 3 (2023), S. 22–26; Shramko, Alexander: Orthodoxie und Proteste: Ohnmächtige Hierarchen und aktive Gläubige. In: RGOW 48, 12 (2020), S. 12–13.. Поэтому ответом на письмо Чапнина было молчание. Пока только один епископ в России, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) призвал к прекращению кровопролития, но только под впечатлением ракетного обстрела российского города Белгорода в начале июля 2022 года. Впрочем, епископ не является принципиальным противником войны: его епархия поддерживает российскую армию, а также приняла несколько священников Украинской Православной Церкви и их семьи, которые в Украине подозреваются в коллаборационизме с Россией3http://www.patriarchia.ru/db/text/6002893.html.

Отражение общества 

Как следует интерпретировать молчание церкви о войне, которого касаются обвинения Чапнина? В целом, процент христиан/ок, поддерживающих войну, молящихся о мире или просто равнодушных, скорее всего, соответствует расколу внутри российского общества в целом. Согласно последнему опросу Левада-центра 12 декабря 2022 на вопрос «Поддерживаете ли вы лично действия российских сил в Украине?» 74% (42/32) ответили «определенно/да», 20% (11/9) – «нет/точно нет» и 7% – «не могу сказать». В общем, наибольший процент поддержки – в старших возрастных группах (75%) и в молодых (18–24 лет) – самый низкий (62%)4https://www.levada.ru/en/2022/12/12/conflict-with-ukrainenovember-2022/. В целом, только около 20% респондентов открыто не поддерживают войну. Однако, к достоверности опросов в современной России относятся критически, потому что есть опасения, что респонденты, опасаясь репрессий, не высказывали своего настоящего мнения. Тем не менее, согласно Левада-центру, характер ответов с начала войны практически не изменился, поэтому нет оснований не доверять результатам опроса больше, чем раньше5Volkov, Denis: Sind Meinungsumfragen im heutigen Russland sinnvoll? In: Russland-Analysen 430 (02. 02. 2023), S. 2–4. См. также дискуссию об опросах в других статьях в Russland-Analysen 430..

Несомненно, есть много верующих, которые, испытывая отвращение к военной риторике патриарха Кирилла, ушли из РПЦ или перешли в другие конфессии6 Petrov, Ivan: Wo stehen wir heute? Der Krieg und wir Gläubige. In: RGOW 50, 8–9 (2022), S. 20–21.. Некоторые люди протестуют против войны, ссылаясь на требование религиозной заповеди «Не убий»7https://www.forum18.org/archive.php?article_id=2817. В декабре 2022 года группа «российских христиан разных конфессий» выступила с совместной «Рождественской декларацией», осуждая войну России против Украиной. Они решили остаться анонимными, чтобы иметь возможность распространять свое послание дальше, как обычные пастыри, учителя и миряне на своих рабочих местах. Они призывают верующих христиан «не отстраняться, молиться о прекращении войны, выступать против, оказывать ненасильственное сопротивление мобилизации и оказывать гуманитарную помощь украинским беженцам»8https://christians4peace.com;  см. также Russian Analytical Digest 291 (2023): Hidden Resistance to the Russian-Ukrainian War Inside Russia..

Однако также есть многочисленные священнослужители и верующие, одобряющие российскую «спецоперацию» и добровольно организующие помощь мобилизованным. Официально церковное руководство просит только об организации помощи их семьям9http://www.patriarchia.ru/db/text/6004868.html. Некоторые священников РПЦ ушли добровольцами на фронт, и на данный момент как минимум пятеро из них погибли.

Лидеры других религиозных общин России также демонстрируют поддержку захватнической войне, как, например, на круглом столе «Мировые религии против идеологии нацизма и фашизма в XXI веке», организованном Государственной Думой РФ 29 марта 2022 г.10http://duma.gov.ru/news/53884/ Открытая поддержка «спецоперации» епископом Сергеем Ряховским, лидером Русского пятидесятнического движения (РОСХВЕ), вызвала напряженность среди христиан-пятидесятников в России. Другие религиозные сообщества имеют такой же опыт и выбирают стратегию коллективного молчания, напоминающую позднесоветские модели поведения11Надежда Белякова, Вера Клюева, «Российские евангелики в ловушке невойны: новая & старая стратегия выживания российских евангеликов в современных условиях» — https://shaltnotkill.info/rossijskie-evangeliki-v-lovushke-nevojny-novaya-staraya-strategiya-vyzhivaniya-rossijskih-evangelikov-v-sovremennyh-usloviyah/.

Только трое религиозных лидеров покинули Россию из-за своей антивоенной позиции: архиепископ Дитрих Брауэр из Евангелическо-лютеранской церкви в России (ЕЛЦР)12https://www.vaticannews.va/de/welt/news/2022-03/russland-lutherischer-erzbischof-musste-fliehen.html, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт13https://foreignpolicy.com/2023/02/28/moscow-chief-rabbi-putinfsb-religion-patriarch-kirill/ и Тэло Тулку Ринпоче, бывший верховный Лама Российской Республики Калмыкия14https://noek.info/nachrichten/osteuropa/russland/2785-russlandself-exiled-buddhist-leader-of-kalmykia-resigns-over-foreign-agentlabel. ​​Конференция католических епископов в России по случаю частичной мобилизации в России в конце сентября 2022 г. высказалась против войны «как средства решения проблем между народами», но также подчеркнула, что при определенных обстоятельствах государственные власти «не только имеют право, но и должны применять оружие и требовать от граждан исполнения обязанностей, необходимых для защиты отечества »15https://catholic-russia.ru/2022/obrashhenie-konferenczii-katolicheskih-episkopov-rossii-v-svyazi-s-obyavleniem-chastichnojmobilizaczii/.

Внутрицерковная критика войны

Сразу после нападения на Украину в начале марта 2022 года около 300 священнослужителей РПЦ в России и Беларуси призвали к прекращению войны и примирению16https://docs.google.com/forms/d/1yOGuXjdFQ1A3BQaEEQr744cwDzmSQ1qePaaBi4z6q3w/viewform?edit_requested=true. Это было сделано незадолго до того, как 4 марта российская Дума приняла закон, предусматривающий штрафы и наказание до 15 лет лишения свободы за «дискредитацию» российских вооруженных сил и распространение «фейковых новостей» об армии. Через год редакция сайта «Благодатный огонь» обратилась к церковному руководству с требованием снять сан со всех священнослужителей, открыто выступивших против захватнической войны. Однако Московская Патриархия пока ничего не предприняла в этом отношении.

Первым священником, которого оштрафовали за «дискредитацию вооруженных сил», стал Иоанн Бурдин, который 6 марта 2022 года в присутствии десяти прихожан сказал проповедь о заповеди «Не убий» и молился о мире в Украине. На него донес прихожанин, священник был оштрафован, а в апреле 2022 г. был вынужден оставить служение в храме в Костромской области17https://shaltnotkill.info/svyashh-ioann-burdin-rpcz-kostromskaya-obl/.

На сайте shaltnotkill.info (в сотрудничестве с белорусской экуменической группой «Христианская визия«) к настоящему времени задокументированы двенадцать случаев судебного преследования (штрафы, увольнения) священнослужителей (священников, диаконов) и семи мирян РПЦ за их антивоенную позицию в России18https://shaltnotkill.info/presledovanie-hristian-za-antivoennuyu-pozicziyu-ili-podderzhku-ukrainy-v-zashhite-ot-agressii-so-storony-religioznyh-organizaczij-i-vlastej/. Иеромонах Иоанн (Курмояров), отстраненный от служения в 2021 г. за критику милитаристского оформления нового храма Вооруженных сил России в Москве с июня 2022 г. находится под стражей – срок продляли уже несколько раз (в настоящее время до 28-го мая). Он был обвинен за ролики на YouTube и посты в социальной сети ВК с призывами к антивоенным протестам — он признал свою вину19https://shaltnotkill.info/ieromonah-ioann-kurmoyarov-rpczza-sankt-peterburg-rossiya/.

Другие церковные работники оставили свои официальные посты добровольно. Григорий Оханов, бывший председатель Ассоциации православных молодежных общин «Керигма» из Санкт-Петербурга открыто заявил, что «то, что сейчас делает Россия – против Христа»: «Это, возможно, война против сатанистов, только сатанисты не на той стороне, а на этой <…> Это отвратительное заявление, и Церкви, безусловно, придется за них покаяться. Я думаю, что это будет лет через 50, я надеюсь <…>  [*в интервью данный комментарий относится к заявлениям известных священнослужителей о том, что это война против западных ценностей и сатанизма. — пер.] Нет никаких западных ценностей. Есть христианские ценности, которые на Западе выражаются в правах человека, свободе слова, свободе собраний, свободе вероисповедания и т. д. Россия — часть европейской христианской цивилизации. Война против неких «западных ценностей» — эта война против Христа, потому что западные ценности основаны на Евангелии.»20https://ochevidcy.com/en/grigory-ohanov/

Другим т. наз. «либеральным» священником, который в октябре 2022 г. в интервью журналистке Катерине Гордеевой (которая ныне является «иностранным агентом» и находится в вынужденной эмиграции) говорил о грехе «называть добро злом, а зло добром»21https://www.youtube.com/watch?v=Oa_WFY4UnWI&t=0s, является московский иеромонах Иоанн (Гуайта), который стал известен благодаря тому, что укрывал демонстрантов  в своей церкви во время событий, связанных с выборами в Мосгордуму летом 2019 года. Пока ничего не известно о предъявленных ему обвинениях. Известный священник Алексей Уминский, который уже подвергался нападкам за то, что заступился за заключенного Алексея Навального22Regula Zwahlen, Natalija Zenger: Unerwünschte Vielfalt – Die russische Kirche und Proteste, in: RGOW 10/2021, S. 22–25., поначалу открыто выступал против вторжения. Сейчас он выражается более осторожно и обычно говорит о трудной задаче, любить ближнего в эти «трудные времена», не подаваясь ненависти. Глядя на более откровенные мнения официальных лиц РПЦ за рубежом, он объясняет повсеместное молчание внутри церкви верностью РПЦ в России своим многовековым «рабским традициям»23https://novaya.media/articles/2022/11/11/otets-aleksei-uminskii-nado-nauchitsia-ne-nenavidet; https://daily.afisha.ru/relationship/22651-chelovekom-byt-tyazhelo-protoierey-aleksey-uminskiy-o-zhizni-v-period-ispytaniy/; https://daily.afisha.ru/stories/25210-protoierey-aleksey-uminskiy-blizhniy-poslan-tebe-bogom-i-budlyubezen-primi-ego/ .

Большее разнообразие мнений заграницей

За границей духовенство РПЦ, в том числе и на более высоких постах, смелее открыто критикует войну и позицию Московской Патриархии. Еще в марте 2022 года митрополит Иоанн (Реннето), предстоятель Архиепископии православных общин русской традиции в Западной Европе (Московского Патриархата), выразил непонимание по отношению к проповедям патриарха Кирилла и призвал его повлиять на российское правительство, чтобы положить конец войне. Он также предоставил свободный выбор своим священникам, продолжать ли поминать патриарха в молитвах или нет. В феврале 2023 года он явно раскритиковал позицию патриарха. Митрополит Иоанн *(в оригинале Жан – пер.) довольно неоднозначно высказался о собственных отношениях Архиепископии с Москвой. Они «канонические» и связаны со Священным Синодом РПЦ, а не с конкретным лицом. Хочется надеяться, что не все члены Священного Синода разделяли мнение Патриарха24https://novaya.media/articles/2022/11/11/otets-aleksei-uminskii-nado-nauchitsia-ne-nenavidet; https://daily.afisha.ru/relationship/22651-chelovekom-byt-tyazhelo-protoierey-aleksey-uminskiy-o-zhizni-v-period-ispytaniy/; https://daily.afisha.ru/stories/25210-protoierey-aleksey-uminskiy-blizhniy-poslan-tebe-bogom-i-budlyubezen-primi-ego/ .

Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт) Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) также дистанцировался от заявлений Патриарха и назвал войну «преступлением»25https://novaya.media/articles/2022/11/11/otets-aleksei-uminskii-nado-nauchitsia-ne-nenavidet; https://daily.afisha.ru/relationship/22651-chelovekom-byt-tyazhelo-protoierey-aleksey-uminskiy-o-zhizni-v-period-ispytaniy/; https://daily.afisha.ru/stories/25210-protoierey-aleksey-uminskiy-blizhniy-poslan-tebe-bogom-i-budlyubezen-primi-ego/ . Оба митрополита, по-видимому, cмогли высказывать свое мнение, не подвергшись за высказывание своей позиции никаким последствиям. В другой ситуации оказался священник Андрея Кордочкина, настоятель прихода св. Марии Магдалины в Мадриде. Он был уволен в августе 2022 г. после того, как сравнил декларируемую Россией любовь к Украине с поцелуем Иуды26https://shaltnotkill.info/protoierej-andrej-kordochkin-rpcz-madrid-ispaniya/.

Возможности действий внутри Церкви

По словам священника, пожелавшего остаться анонимным, в интервью журналу «Черта», сейчас существует крайне тяжелое положение для любого антивоенно-настроенного священника, для которого «важно его пастырское служение, возможность совершения богослужений, помощи людям — как духовной, так и материальной, то он вынужден соизмерять, что принесет больше пользы: его заявления в СМИ, на камеру, в своем блоге или же возможность нести людям слово Божие и изо дня в день объяснять, что война — зло, а суть христианства совершенно иная – она в любви к Богу и людям, и у христианина, если он действительно христианин, нет врагов. Это непростой выбор, но делать его приходится»27https://cherta.media/story/rpc-podderzhka-vojny/.

Исследования церковного историка Ирины Пярт показывают, как священнослужители, посредством выбора молитв, изучают место для маневра в своей пастырской деятельности. Несколько раз — во время Евромайдана в Украине в феврале 2014 года, или сразу после российского вторжения в марте 2022 года, а также в сентябре 2022 года, когда шла российская военная мобилизация, — Патриарх Кирилл вводил новые официальные молитвы. «Молитва о восстановлении мира» с марта 2022 года была предписана для всех приходов Московского Патриархата, и «послание молитвы ясно: Святая Русь под угрозой, наше общее достояние сейчас подвергается нападкам и нуждается в защите»28https://shaltnotkill.info/kak-molyatsya-pravoslavnye-hristiane-v-2022-godu-oficzialnye-molitvy-russkoj-pravoslavnoj-czerkvi-vo-vremya-vojny-rossii-protiv-ukrainy/. Новая молитва с сентября уже «прямо призывает к победе над врагами Святой Руси». Пярт заметила некоторую гибкость в том, как принимались эти новые молитвы. С одной стороны, были введены дополнительные патриотические молитвы или предоставлены «цифровые молитвенные пространства» для родственников солдат. С другой стороны, ряд общин не заменили более нейтральную «Молитву о мире и междоусобной брани» от 2014 года мартовской молитвой 2022 года. Другие игнорируют официальные молитвы и используют прочие.

Однако и отказ использовать официальные молитвы может иметь серьезные последствия: в феврале 2023 года священник Иоанн Коваль был запрещен в служении за то, что изменил одно слово в официально предписанной молитве. Вместо «Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу» он произносил «Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею мир»29https://shaltnotkill.info/svyashh-ioann-koval-rpcz-moskva/. Этим действием, он, очевидно, совершил то же преступление, что и другие российские граждане своими антивоенными протестами.

В отличие от прежнего существовавшего в РПЦ многоголосия в настоящее время возвещаться имеет право только национал-консервативная военная риторика. Из-за царящей атмосферы страха перед доносов и репрессий нынешнее коллективное молчание и является проявлением альтернативного голоса.

Фото.
15 марта 2022 года Анна Паршкова была задержана перед московским храмом Христа Спасителя (и отпустили) — на ее плакате написано «6-ая Заповедь: Не убий». Фото: @AvtozakLIVE