Дарья Дугина: идеи и сакрализация

Александр Рожков

Александр Рожков – выпускник Института теологии БГУ (2021 г.), магистр социологии (2022 г.), магистр теологии (2023 г.). Исследователь в областях: философии традиционализма, нетрадиционной религиозности в видеоиграх, видеоигр как информационно-образовательной среды, нетрадиционной религиозности в ВКЛ, анархо-индивидуализма. Чтец Белорусской Православной Церкви.

20 августа 2022 г. на А. Дугина было совершено покушение, в результате которого пострадала его дочь Дарья. До момента своей смерти она позиционировалась в публичном пространстве как «политический обозреватель». Но, с началом военной агрессии России, она стала больше заниматься событиями этого конфликта, ведя репортажи даже из оккупированного Мелитополя. Такие стремления объяснялись ее желанием стать чем-то отличным от отца и буквально «святой». Но волею судьбы она получила признание, о котором мечтала, но опять же – с посмертной помощью имени своего Отца. 

Хронологически образ «святой мученицы войны» сложился с момента, когда В. Путин посмертно наградил ее орденом Мужества. Помимо общего информационного шума, следует отметить несколько следующих шагов: 28 августа на «Первом» был показан короткометражный документальный фильм о личности Дарьи; в тот же день состоялось прощальная процессия в телецентре «Останкино», где присутствовало множество представителей российского истеблишмента. Митрополит Павел (Пономарёв) отпел ее в единоверческой Михало-Архангельской Церкви, зачитав после речь, написанную Кириллом (Гундяевым). 

На следующий день началась кампания по сбору интеллектуального наследия дочери философа, на основе которой 19 сентября был создан отдельный раздел на образовательном сайте ее отца — Paideuma.tv. Некоторые из ее философских идей были подняты на обсуждение в рамках «Философского собора». Также ее идеи в контексте войны поднял круглый стол «Изборского клуба», назвав Дарью – «Именем Победы». 29 октября в МГУ началось обсуждение ее философского наследия. 

Тогда же началась кампания по сакрализации ее имени в топонимике. Интересно, что первое подобное предложение о переименовании улицы в Петербурге озвучил Е. Пригожин 21 сентября. В эти же дни была переименована одна из улиц города Ясногорска. Через 9 дней появились предложения переименовать один из петербургских мостов. Кульминацией такой сакрализации можно назвать переименование 29 апреля 2023 года Университетской улицы в оккупированном Мелитополе, где позже появились почетная доска и мурал.

Интеллектуальный образ Д. Дугиной стал превозноситься и благодаря созданию «Народного университета» ее имени, организованного организацией «Солнце Севера» на деньги ПФКИ. Это позволило «Университету» развернуть масштабную информационную кампанию по идеализации образа Дарьи. В частности, был организован конкурс научных работ «Русский фронтир», лауреаты которого сначала получили премию имени Д. Дугиной, а затем соответствующие медали. Мероприятие прошло в тесном сотрудничестве с ГП РФ.

Образ святой интеллектуалки подчеркивался и тем, что ее интеллектуальные наброски и черновики легли в основу двух книг — «Топи и Выси моего сердца» и «Эсхатологический Оптимизм». Эти книги представляют собой подборку материалов, в которых обосновываются как необходимость борьбы с западной цивилизацией, так и сама природа государственности как «Империи». Книги также представляют собой попытку отождествить христианскую парадигму с «имперским платонизмом».

Имя Д. Дугиной стало воспеваться и в российском культурном пространстве: «Дарья Фрей» Апачева, спектакль «Любянский гримёр», «Евразийский прорыв 3.0», документальный фильм «Даша – Душа Наша», сборник стихов «Русская мысль течёт», серия книг «Дашина библиотека» издательства «В. Даль» — это краткий перечень культурных текстов, идеализирующих образ Дарьи.

Некоторые церковные деятели называют ее «святой мученицей», как, например, Фотий (Сладоевич), прот. В. Вигилянский. Многие представители проевразийских и евроскептических сил в Европе назвали жертвой в деле борьбы против глобализма. Архимандрит Симеон (Томачинский), являющийся доцентом МДА, сравнил Д. Дугину с св. Татьяной, т. к. считает, что они обе были «носителями идей» за которые они стояли до своей смерти.

Так или иначе, именно ее смерть стала главным фактором, позволившим возвысить ее имя как один из символов этой войны. Но именно стараниями ее отца начался процесс героизации не только Дарьи как военкора, но и ее идей, которые, как мы увидим далее, развивают его концепции, но в более радикальной форме. 

Дарья Дугина также, как и её отец, пыталась разработать понятия, которые бы оправдывали действия РФ в современной истории. Несмотря на то, что по деятельности она была «политическим обозревателем» ЕСМ, по образованию она также являлась философом, особое внимание отводившим неоплатонизму и традиционализму. Однако только с начала военных действий на территории Украины она стала разрабатывать концепцию «Фронтира», которую взял на вооружение её отец после её гибели. 

Опираясь на воззрения Тёрнера, Февра, Харта, она описывала «Фронтир» как метафизическое «пограничное пространство» (borderlands) отдельных цивилизаций как идей. По её мнению, это «пространство» является «живым», поэтому оно не является строго фиксированным. Понятие «Фронтира» противопоставлялось понятию «граница», которое является неестественным конструктом эпохи модерна, который не отражает «качественные пограничья интеллектуального пространства», что приводит к множественным конфликтам.    

Отождествление «Фронтира» с «Локалом» (пространством как формой текста) Гидденса превращает его в поле смысловых конфликтов – «Дионисийское поле», образуемое через «Дыхание Империй». Смыслом политики является борьба за «Фронтиры цивилизаций», которые оказывают прямое влияние на идентичность представителей «Цивилизации». Объясняется это фактом того, что «Фронтир» — это результат столкновения Цивилизации с «Дикой Неизвестностью», её идейное обрамление. 

Т. е. речь идёт об «интеллектуальной экспансии», что, в частности, подтверждалось тезисами Дарьи об «захвате Украинского Языка», «осмыслении идентичности «тутейших». Восточная Европа интерпретируется, вслед за Бовдуновым, как «Фронтирная территория», обдаладающая «своим мышлением». 

Именно за неё, по мнению Дарьи, ведётся борьба между двумя Империями – США и Россией. Целью России является превращение Украины из «Американского Фронтира» в «Российский Фронтир» путём преодоления «навязанного граничного мышления», которое угрожает России «деколонизацией». Дополнительной целью сокращение границ «Американского Фронтира» с территорий стран НАТО до территории «Американской Цивилизации».

Само это преодоление достигается за счёт «внутренней» и «внешней» войн. Война же в системе взглядов Дарьи – божественная мать Порядка, которая мотивирует человека совершить «радикальный поворот» к установлению «мира» (интеллектуальной доминации). Игнорирование же войны как средства достижения такого мира влечёт за собой «войну всего».  

Моральным основанием поведения в таких условиях должен стать «эсхатологический оптимизм», которым Дарья характеризовала выбор осознанного пути борьбы против «иллюзии смерти этого мира» за «мир потусторонний». «Оптимизм» здесь есть «реакция на бессмысленность», итогом которой является «мир». Т. е. речь идёт о своеобразном «восстании» против «бессмысленного миропорядка» для установления «оптимистичного, своего мира» как интеллектуального пространства. 

И несмотря на то, что Дарья также утверждала возможность «диалога цивилизаций» посредством на территории Фронтиров, основной её нарратив содержит призыв к «мышлению Господ», заключающийся в радикальном принятии решения к войне за интеллектуальные пространства. Интересно, что борьба с «другой Империей» описывается в гностической топике, т. к. идеи «Американской Империи» представляют собой «материалистическое осмеяние человека и торжество искусственного интеллекта», а сами США – с своеобразным демиургом-обманщиком, отдаляющим людей от света платонизма. 

Таким образом, несмотря на попытки Дарьи ещё при жизни стать самостоятельным мыслителем (что выражается в псевдониме «Платонова» и именованию отца во время выступлений по фамилии), её идеи стали закономерным продолжением идеологии отца, которая, основываясь на осужденных Церковью идеях, пытается легитимировать именем Духа человеконенавистнические преступления.

Смотрите также другие статьи Александра Рожкова: