Христианское сопротивление российской войне: анализ ненасильственного активизма. Часть 1

Исследование выполнено группой «Христиане против войны» при поддержке Reforum Space.

В статье собраны различные формы активности христиан, несогласных с российским вторжением в Украину. Понятно, что в первые дни полномасштабного вторжения это были часто реактивные и стихийные формы — и, как правило, максимально публичные. Со временем — по мере раскручивания маховика репрессий по отношению к антивоенным активистам — формы выражения несогласия становились более осторожными, а то и вовсе подпольными.

В настоящем обзоре собраны в основном случаи из России и Беларуси — стране-агрессоре и стране-соагрессоре. Очевидно, что христиане выражали несогласие с российской агрессией и в других странах. Но тут важен опыт христиан, чей протест был сопряжен с определенными рисками и чей голос мог оказать то или иное влияние на лиц, принимающих решения о военных действиях или военной поддержке.

Статья состоит из двух частей. В этой (первой) части собраны коллективные формы сопротивления, во второй — индивидуальные.

Акции, публичные молитвы

Первое, что сделали многие антивоенные христиане, как собственно и многие антивоенные граждане России и Беларуси, это заявили о своей позиции. Чтобы заявление стало увиденным и услышанным, многие из них вышли на улицы. Так, христиане присоединялись к уличным протестным акциям, которые проходили в первые недели вторжения России в Украину. К примеру, клирик минского храма 28 февраля 2022 года принял участие в уличной акции с букетом цветов — за что был арестован на 13 суток. В Москве юная православная верующая тоже присоединилась к митингу — впоследствии её семье пришлось покинуть Россию из-за преследования.

К таким публичным групповым акциям можно причислить и молебны о мире. 3 марта 2022 года в кафедральном соборе Минска собрались женщины для совместной молитвы, которая была объявлена заранее в антивоенном телеграм-канале «Союз матерей». Поскольку объявление было публичным, оно стало известно силовикам — они отправили к церковному зданию сотрудников ОМОН и спецтехнику. И хотя женщины были без каких-либо транспарантов или агитационных материалов, до и после молебна прошли их массовые задержания.

Антивоенными молебнами можно назвать и панихиды по погибшему в колонии российскому оппозиционному политику Алексею Навальному. Сам политзаключенный выражал несогласие с действиями российских властей по отношению к Украине. Поэтому его группа поддержки, собравшаяся на прощальные религиозные мероприятия, очевидно, была схожих с ним взглядов. Православный священник Димитрий Сафронов, который 5 марта 2024 года отслужил панихиду на могиле Алексея Навального, позднее был запрещен в служении. Во время прощальных церемоний в Москве среди присутствующих журналисты заметили женщину, пришедшую с портретом Навального и книгой про Александра Шмореля — православного святого, создавшего объединение христиан «Белая роза» для борьбы с режимом Гитлера.

Женщина на прощании с Алексеем Навальным держит его портрет и книгу «Святой против Рейха»
© SOTA

Правозащитник и архиепископ Апостольской православной церкви Григорий Михнов-Вайтенко 17 февраля 2024 года был задержан на выходе из своего дома — мужчина собирался на панихиду по Навальному. И всё же люди в тот день собрались у Соловецкого камня и самостоятельно провели панихиду.

Петиции, обращения

В первые дни войны христиане, находящиеся в России и Беларуси, нередко прибегали и к такой форме коллективной декларации своей позиции как петиция. Ярким примером служит открытое обращение клириков РПЦ. Его полное название — «Обращение священнослужителей Русской Православной Церкви с призывом к примирению и прекращению войны». Эту петицию подписали 293 священнослужителя. По меньшей мере 13 клириков позднее пострадали из-за ее подписания.

Евангельские верующие — пятидесятники и баптисты — тоже организовали коллективное антивоенное обращение. За 2 недели оно собрало около 400 подписей. Его текст был размещен на сайте евангельского издательства «Мирт» (Санкт-Петербург), но позднее публикация стала закрытой после начала административного и/или уголовного преследования по статьям о дискредитации российской армии.

В свою очередь, христиане в выражении своего несогласия кооперировались не только с единоверцами. Нам известно, что самую массовую петицию о прекращении войны, запущенную 24 февраля 2022 года правозащитником Львом Пономаревым на сайте Change.org, подписывали многие российские и беларусские христиане. Это обращение набрало 1 285 147 подписей.

На этой же платформе организовывались петиции, направленные на решение сопутствующих войне вопросов. К примеру, 26 февраля 2022 года Ольгой Алейник была запущена петиция с просьбой к патриарху Кириллу (Гундяеву), чтобы он «сделал всё возможное» для прекращения войны. Её подписали 768 человек. Почти спустя 2 года на Change.org украинцами была организована петиция с требованием начать общецерковный суд над патриархом Кириллом. Она собрала 7413 голосов. В ней приняли участие также российские и беларусские православные христиане.

6969 подписей собрала петиция «Беларусы против войны с Украиной», в подписании которой, по нашим сведениям, тоже принимали христиане.

Когда в России в сентябре 2022 года была объявлена частичная мобилизация, группа «Христианское действие» (о ней ниже) организовала в своих профилях в соцсетях сбор подписей за отмену мобилизации и за прекращение военных действий. Она набрала около 60 голосов активистов.

Группы и инициативы

Российская межконфессиональная группа «Христианское действие» организовалась ещё задолго до начала войны. В её составе несколько десятков участников. В своей декларации группа заявляла, что преследует цели «противостоять дискредитации христианства в России, а именно, — доносам, делаемым от лица верующих, репрессиям, проводимым с молчаливого (а часто — и нет) согласия иерархов РПЦ, милитаризму, проповедуемому с амвонов». Участники группы рассказывали о преследованиях в России, организовывали поддержку политзаключенным и их семьям, делали обращения в госорганы по поводу несогласия с незаконными приговорами и облегчения тюремных условий сидельцам. Ещё до войны группа делала коллективные заявления о прекращении милитаристской истерии. С начала войны участники группы высказали своё решительное несогласие с вторжением России в Украину — многие выходили в пикеты с плакатами религиозного содержания, были инициаторами и подписантами антивоенных обращений. Часть группы подверглась преследованиям. Сейчас группа продолжает заниматься правозащитной деятельностью, в том числе помощью пострадавшим антивоенным активистам.

Важной инициативой, выразившей коллегиальный христианский протест войне, стала «Рождественская декларация 2022». Её актив составляли российские православные и протестанты, которые ещё с лета 2022 года занимались изучением антивоенного опыта немецких верующих в период гитлеризма. К Рождеству того года группа подготовила документ, который и получил название «Рождественской декларации российских христиан-миротворцев». Его составлением и редакцией занимались около 30 человек.

Активисты не ограничилась миротворческим манифестом. Они стали изучать и современный опыт ненасильственного сопротивления войне, собирая в телеграм-канале истории христиан с антивоенной позицией. Также ими на регулярной основе разрабатываются молитвы о мире для различных христианских конфессий с учётом продолжающихся военных действий.

Антивоенный принт для футболки
© Рождественская декларация 2022

С начала полномасштабного вторжения России в Украину в среде беларусской религиозно-правозащитной организации «Христианская визия» появилась инициатива «Христиане против войны» — сперва как медиагруппа, анализирующая реакцию христианских общин России, Украины, Беларуси и других соседних стран на военные действия. Участники группы изучали способы сопротивления христиан в России военным действиям; религиозную пропаганду, используемую для оправдания агрессии; структурные изменения в конфессиональном ландшафте России и Украине на фоне военных действий и многое другое. Поскольку вскоре начались репрессивные практики в отношении граждан, выражавших несогласие с действиями российских войск, группа занялась правозащитной деятельностью: в частности, мониторингом случаев преследования христиан за антивоенную позицию, а также организацией помощи им.

В октябре 2023 года был организован фонд «Мир всем». Он создан для поддержки антивоенного православного духовенства — священников РПЦ, которые были выведены за штат, запрещены в служении или лишены сана за несогласие с военными действиями. На сентябрь 2024 года фонд опекает 20 семей священнослужителей. К тому же он оказывает помощь в эмиграции пострадавших священников и членов их семей. На его площадках предоставлена возможность для антивоенных проповедей клириков.

3 мая 2024 года создана инициатива независимых активисток «Белая роза». Её название и активность восходит к деятельности антивоенного студенческого движения, существовавшего в Германии во время гитлеризма (см. выше). Активистки незаметно возлагают к памятникам белые розы как символ несогласия с войной; подготавливают самиздат, в котором размещаются и молитвы о мире; изготавливают значки и другую бижутерию с символикой движения.

Резюме

По мере затягивания военных действий и усиления репрессий формы коллективного сопротивления в России и Беларуси становятся всё более подпольными. Уличные акции проходят реже, как и инициативы со сбором подписей. Если до начала войны группа «Христианское действие» действовала вполне открыто — участники выходили с открытыми лицами на протестные акции, подписывали обращения, оставляя свои персональные данные, то сейчас всё большую популярность приобретают коллективы, действующие анонимно — та же инициатива «Белая роза». Проводимые ими в публичном пространстве акции организованы так, чтобы не оставлять никаких сведений об участниках. Это делается с той целью, чтобы минимизировать преследование участников. И тем не менее активисты наряду с известными способами сопротивления продолжают придумывать и внедрять новые формы активизма.