Православный священник за штатом. Блогер, публицист.
Руководство Виленско-Литовской епархии РПЦ обиделось на литовских журналистов и опубликовало открытое письмо с протестом против того, что в СМИ при упоминании епархии часто применяется выражение «находящаяся под властью Москвы». Что ж, нельзя не согласиться: такое выражение в нынешних условиях «несет отрицательный смысл». Но что делать, если это правда? И самое глупое, что можно было сделать, эту правду, вопреки очевидности, отрицать. Но именно этим и занялись составители письма.
Оказывается, «выражение «под властью Москвы» вводит читателей в заблуждение и не соответствует действительности». Более того – «является абсурдным». Видите ли, «даже Московский Патриархат не указывает Литовской Православной Архиепископии, что ей нужно делать, не говоря уже о Кремле. Административно, юридически и морально наша религиозная организация является самостоятельной.» Смелое заявление. Может мы что-то пропустили, и не заметили, как Литовская Архиепископия стала автокефальной, то есть полностью независимой и самостоятельной? Но нет же. Даже официальный сайт этой организации, где опубликовано открытое письмо, озаглавлен «Виленско-Литовская епархия», отражая ее канонический и административный статус в том самом Московском Патриархате. На сайте имеется еще подзаголовок «Православная Церковь в Литве», и это название тоже для пущей важности нередко используется, но на самом деле юридически его не существует. И даже громкого наименования «Литовская Православная Архиепископия», под которым епархия зарегистрирована в Литве, вы не найдете в Уставе Русской Православной Церкви, по которому она управляется. С точки зрения РПЦ (Московского Патриархата) это рядовая епархия, каких в России по несколько в каждой области. В упомянутом уставе мы можем найти разную степень самостоятельности региональных образований РПЦ: церкви автономные, самоуправляемые, экзархаты, митрополии и, наконец, епархии – самая низшая ступень и наименьшая самостоятельность.
Начнем с самого очевидного. В письме утверждается, что Виленско-Литовская епархия «принимает все решения, касающиеся ее внутренней церковной жизни, самостоятельно и автономно, ее единоличным руководителем является митрополит Иннокентий». Прекрасно, но откуда взялся сам митрополит Иннокентий? Его назначила на этот пост и направила в Литву Московская Патриархия. Только она и никто другой имеет всю полноту полномочий как назначать епископа на кафедру, так и смещать с нее. О какой административной самостоятельности может идти речь, если в любой момент руководителя епархии без всяких обоснований, даже просто по прихоти или неудовольствию, могут снять и заменить другим? Более того, на данный момент у митрополита Иннокентия еще более шаткое положение. В прошлом году ему исполнилось 75 лет, и, в соответствии с уставом (XVI, 26), он обязан был подать прошение об уходе на покой, что он и сделал. Синод пока разрешил митрополиту оставаться на своем посту, но сохраняет право удовлетворить это прошение в любой момент.
Может быть, митрополит Иннокентий полностью самостоятельный хотя бы в текущей деятельности? Тоже нет. Устав оговаривает, что органы епархиального управления действуют «в пределах, определяемых канонами и настоящим Уставом» (XVI, 4). Да, архиереи обладают «полнотой иерархической власти», но только «в делах вероучения, священнодействия и пастырства» (XVI,11). А вовсе не административно, юридически и морально. Да и во всех отношениях нет никакой «полноты иерархической власти», поскольку патриарх «наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий» и даже «преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление» (IV,7). Наконец, «в обязанность епархиального архиерея входит представление Патриарху Московскому и всея Руси ежегодного отчета по установленной форме о религиозном, административном и финансово-хозяйственном состоянии епархии и о своей деятельности» (XVI, 16). Так что митрополит Иннокентий, вопреки утверждению авторов письма, должен не только слушать указаний от патриарха, но и отчитываться во всем содеянном. О чем тут говорить, если архиерей не может даже без разрешения патриарха отлучиться со своей епархии больше, чем на 14 дней (XVI, 24).
На практике же руководство конкретно Виленско-Литовской епархии находится по контролем не только патриарха и синода, но и учреждений более низкого, даже не иерархического, а бюрократического уровня. Так, в тесте открытого письма есть такие слова:
Наша религиозная организация имеет канонический статус епархии (такой же, как у Берлинской и Германской, Венской и Австрийской, Будапештской и Венгерской, Аргентинской и Южноамериканской епархий, а также у Архиепископии Западноевропейских приходов русской традиции).
Это упоминание своей организации в ряду других зарубежных епархий призвано, по всей видимости, придать ей какой-то особый вес. Но на самом деле это подчеркивает еще большую зависимость: все такие заграничные структуры находятся под дополнительным контролем специального Секретариата по зарубежным учреждениям Отдела Внешних Церковных Связей (ОВЦС), работа которого в свою очередь традиционно курируется органами государственной безопасности РФ, как раньше СССР.
Мало того. В прошлом году, вскоре после начала войны в Украине, синод РПЦ учредил Управление по делам епархий в странах ближнего зарубежья, к которым московская патриархия относит и Литву.
Судите теперь сами, насколько выражение «под властью Москвы» является «абсурдным», и не абсурд ли это отрицать?
В заключение несколько слов по поводу упомянутого в письме ходатайства Виленско-Литовской епархии «о более соответствующем ее положению статусе Самоуправляемой Церкви». Кстати, разве нас не убеждали, что полная самостоятельность и так в наличии? Но ладно. На самом деле такой статус действительно придал бы Литовской епархии немножко больше автономии и даже престижа: она бы уже именовалась не епархией, а церковью, как в Латвии, Эстонии и Молдове. Но даже это не светит Архиепископии в обозримой перспективе. Вопрос передан синодом на рассмотрение грядущего архиерейского и далее поместного соборов. По ряду причин, главная из которых война в Украине, проведение следующего архиерейского собора отодвинуто на неопределенное время. Поместный же собор в РПЦ собирается исключительно только после кончины патриарха для избрания нового предстоятеля. Так что остается только молиться. Ну, вы понимаете.