Ватиканская дипломатия в Восточной Европе сломалась: комментарий польского журналиста и богослова Эдварда Аугустына

Христианские богословские издания и европейские СМИ продолжают активно следить за развитием взаимоотношений между Ватиканом и Россией на фоне продолжающейся войны и агрессии последней в отношении Украины и ее народа. 

Неделю назад польский авторитетный католический еженедельник Tygodnik Powszechny опубликовал статью о причинах кризиса ватиканской (читай «папской») дипломатии на восточном векторе, и по отношению к России в частности.

Автор статьи Эдвард Аугустын, говоря о провале многолетней «восточной политики Ватикана», отмечает, что вина в этом лежит не только на нынешнем понтифике, несмотря на его непредсказуемость и антиамериканскую риторику.

По его мнению, война в Украине обнажила серьезные недостатки в восточной политике Ватикана, которую тот проводил в последние несколько десятилетий. 

С первого дня войны в феврале несколько «высоких» представителей Ватикана, в числе которых и Госсекретарь Святого престола Пьетро Паролин дали несколько интервью, риторика в которых была порой совершенно разная: безуспешные и нереальные попытки посреднических процедур со стороны Ватикана; право атакуемой стороны на самооборону и получение помощи (в том числе и военной); приостановленный, но не прерванный диалог с Москвой. Кардинал решительно опроверг все обвинения в «пророссийскости» папы, заверив в своей безоговорочной поддержке украинцев.

По прошествии полугода российской агрессии Святой Престол, кажется, наконец-то заговорил в унисон. Однако это уже не способно стереть те имиджевые потери, которые понес Ватикан из-за первоначальных двусмысленных заявлений Франциска, преждевременные и плохо воспринятые усилия по примирению России и Украине, уравнивание жертв с обеих сторон конфликта.

В конце статьи автор, имея ввиду главу католической Церкви, дает следующее заключение: очень трудно совмещать провозглашение Евангелия – весть о любви и мире, и давать, оправдывать право на войну, даже если оно используется как средство защиты. Папа не признает концепции «справедливой войны», поэтому не может однозначно осудить агрессию.

Трудно, с одной стороны, говорить о поддержке независимости и самоопределения государств (например, Украины и Грузии), а с другой – проявлять понимание существования «сфер влияния» (имеется ввиду Россия).

Невозможно, говорится в статье, стремиться к миру и одновременно критиковать союзы, гарантирующие мир. И это последнее, по мнению автора, является самым серьезным противоречием, которое предстоит решать Ватикану и его дипломатии в ближайшее время.

Ранее мы уже приводили мнение православной теологини и бывшей амбассадрки Грузии при Святом Престоле Тамары Грдзелидзе о причинах невнятной ватиканской политики в Восточной Европе.