Форум 18. УКРАИНА: Законопроект против Украинской православной церкви из-за связей с Россией

Forum 18

Норвежская организация, целью которой является содействие религиозной свободе.

Read in English

6 марта 2024 г.
Дмытро Вовк, @VovkDmytro

5 марта парламентский комитет по гуманитарной и информационной политике заявил, что законопроект, направленный против Украинской православной церкви (УПЦ) из-за связей с Россией, готов ко второму чтению, дата которого не определена. Теперешнему проекту необходимо тщательное рассмотрение и изменение с целью устранения многочисленных проблем с правами человека. Без этого закон не сможет осуществить юридически обязательные международные обязательства Украины по уважению и защите свобод религии или убеждений, выражения мнений и ассоциаций.

5 марта парламентский комитет по гуманитарной и информационной политике заявил, что ко второму чтению Верховной Радой Украины подготовлен законопроект, направленный на закрытие религиозных организаций (объединений), «руководящий центр которых находится в государстве, совершившем вооруженную агрессию против Украины».

Верховная Рада, Киев, 6 февраля 2024 г.. Фото: Парламентская ассамблея ОБСЕ

Парламент еще не назначил дату второго чтения закона, основной целью которого является Украинская православная церковь (УПЦ), исторически и церковно связанная с Русской православной церковью – Московским патриархатом (РПЦ) (см. ниже).

Если законопроект пройдет второе чтение, для окончательного одобрения ему потребуется третье чтение. Оно может последовать сразу за вторым. Как только проект будет окончательно одобрен, его направят президенту. Президент может либо подписать его, либо наложить вето и вернуть в Верховную Раду со своими возражениями и предложенными поправками. Тогда Верховная Рада может либо включить поправки президента, либо отклонить вето конституционным большинством. Это две трети от 450 депутатов, или 300 депутатов (см. ниже).

Сторонники законопроекта выступают за его принятие, обосновывая это связями УПЦ с РПЦ, одобрением некоторыми членами УПЦ войны Владимира Путина против Украины и участием УПЦ в распространении идеологии «русского мира». Последняя является набором российских шовинистических и империалистических идей, определяющих Украину как территорию влияния России и призывающих к российскому контролю над Украиной (см. ниже).

В число правозащитников, выразивших обеспокоенность по поводу предыдущего проекта закона, принятого в феврале 2023 года, входит и Верховный комиссар Организации Объединенных Наций (ООН) по правам человека. Среди их критических замечаний – отсутствие юридически допустимых доказательств того, что РПЦ руководит или принуждает УПЦ как институт к совершению преступлений (см. ниже).

Даже если бы такие доказательства существовали, полный запрет целого религиозного сообществ (с более чем 8000 отдельных юридических лиц на территории, подконтрольной правительству Украины) просто за исторические или церковные связи с РПЦ был бы несоразмерным наказанием. Лишение религиозного сообщества правового статуса согласно международному праву может произойти только тогда, когда менее ограничительные меры не могут адекватно решить проблемы безопасности (см. ниже).

«Основанием для отказа в предоставлении статуса юридического лица или для отмены регистрации религиозной общины или общины, придерживающейся определенных убеждений, должны быть не предполагаемые угрозы безопасности, а явные доказательства незаконных действий со стороны конкретной общины», – говорится в опубликованном Организацией по безопасности и Сотрудничество в Европе (ОБСЕ) документе «Свобода религии или убеждений и безопасность: Руководство по вопросам политики» (см. ниже).

Существующее уголовное и другое публичное законодательство Украины уже допускает судебное преследование любого физического и юридического лица, причастного к незаконной деятельности, например, к сотрудничеству с российской армией и спецслужбами. Как отмечается в документе ОБСЕ «Свобода религии или убеждений и безопасность: Руководство по вопросам политики»: «В связи с этим вопрос о любых неправомерных действиях со стороны отдельных членов общины должен решаться посредством уголовного, административного или гражданского производства в отношении соответствующего лица, а не при помощи мер, направленных против всей религиозной общины или общины, исповедующей определенные убеждения» (см. ниже).

Законопроект также запрещает деятельность любой российской религиозной организации, которая в любой форме поддерживает российскую агрессию, а именно запрещает деятельность РПЦ (статья 3 законопроекта), а также двух типов украинских религиозных организаций согласно списку критериев (см. ниже).

Список критериев запрета весьма проблематичен и кажется чрезмерно обременительным для УПЦ и ее общин. Во-первых, как и в предыдущем проекте от февраля 2023 года, критерии принадлежности не будут требовать от государства доказывания каких-либо противоправных действий со стороны УПЦ в целом или ее общин (см. ниже).

Во-вторых, критерии принадлежности, являющиеся основаниями для роспуска УПЦ, касаются фактов, находящихся вне контроля УПЦ и ее общин. К ним относятся устав РПЦ и другие документы, ее решения и действия. УПЦ заявила о своей независимости от РПЦ в мае 2022 года, но маловероятно, что РПЦ примет это решение. Украинское государство, похоже, предпочитает опираться на документы РПЦ, а не на документы УПЦ при определении нынешнего статуса УПЦ. По этой логике в случае принятия законопроекта Московскому патриарху Кириллу достаточно будет дать свое «благословение» любому клирику УПЦ, чтобы Украинское государство инициировало процедуру роспуска УПЦ (см. ниже).

В-третьих, является чрезмерным требование к священнослужителям УПЦ публично в письменной форме отказаться от каких-либо назначений или членства в РПЦ, а также «совершить все необходимые действия, подготовить все необходимые уведомления и другие документы для прекращения их полномочий и разрыва связей» с РПЦ. Следует также отметить, что некоторые священнослужители УПЦ на оккупированных Россией территориях подверглись давлению со стороны оккупационных сил, включая исчезновения и пытки, чтобы они не могли сделать подобных заявлений и имели обоснованные опасения репрессий со стороны оккупационных сил. Сообщалось также о случаях сотрудничества клириков УПЦ с российскими оккупационными властями (см. ниже).

Среди прочего законопроект также позволит запрещать религиозные организации, связанные с Россией, за любые другие «нарушения в отношении создания и деятельности» этих организаций. В законопроекте не уточняется, должны ли эти нарушения быть существенными или наносящими вред другим лицам или обществу. Это потенциально дает практически неограниченное пространство для произвольных действий государства против общин УПЦ, решивших не выходить из УПЦ.

Действующий законопроект – включая процедурные аспекты роспуска и требование проведения религиозной «экспертизы» – не соответствует международным обязательствам Украины в области прав человека по уважению и защите свобод религии или убеждений, выражения мнений и ассоциаций (см. ниже).

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) не получало запроса от украинских властей о рассмотрении законопроекта, сообщила «Форуму 18» из Варшавы 6 марта официальный представитель БДИПЧ Катя Андруш. Однако «мы были бы очень рады сделать это, если бы нас попросили».

Аналогичным образом Венецианская комиссия Совета Европы сообщила «Форуму 18», что не получала запроса на рассмотрение законопроекта.

Законопроект принят во втором чтении

Митрополит УПЦ Павел, Шевченковский районный суд, г. Киев, 1 апреля 2023 г.
RadioSvoboda.org (РСЕ/РС)

В октябре 2023 года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект, направленный на закрытие религиозных организаций (объединений), «руководящий центр которых находится в государстве, совершившем вооруженную агрессию против Украины». Этот законопроект налагал на государство обязательство доказывать любую такую принадлежность в суде. Основной целью закона является Украинская православная церковь (УПЦ), которая исторически и церковно связана с Русской православной Церковью Московского патриархата (РПЦ).

5 марта 2024 года парламентский комитет по гуманитарной и информационной политике, ответственный за законопроект, сообщил, что измененный документ подготовлен ко второму чтению.

Парламент еще не назначил второе чтение. В случае принятия законопроекта во втором чтении для его окончательного одобрения потребуется третье чтение. Оно может последовать сразу за вторым. Как только проект будет окончательно одобрен, его направят президенту. Президент может либо подписать его, либо наложить вето и вернуть в Верховную Раду со своими возражениями и предложенными поправками. Тогда Верховная Рада может либо включить поправки президента, либо отклонить вето конституционным большинством. Это две трети от 450 депутатов, или 300 депутатов.

Сторонники законопроекта выступают за его принятие, обосновывая это связями УПЦ с РПЦ, одобрением некоторыми членами УПЦ войны Владимира Путина против Украины и участием УПЦ в распространении идеологии «русского мира». Последняя является набором российских шовинистических и империалистических идей, определяющих Украину как территорию влияния России и призывающих к российскому контролю над Украиной.

РПЦ и ее руководство активно поддерживает агрессию Путина против Украины, а российские власти оказывают давление на других российских религиозных лидеров, чтобы те поддержали агрессию Путина против Украины.

Российские оккупационные власти часто угрожали религиозным лидерам, чтобы те отказались от своей лояльности религиозным организациям, которые не нравятся оккупационным силам. К ним относятся религиозные общины разных конфессий, которые входят в организации с руководящим центром на территории, контролируемой правительством Украины.

Это привело к убийству украинских религиозных лидеров, которые сопротивлялись такому давлению. Самый недавний пример – убийство между 13 и 15 февраля 2024 года 59-летнего отца Степана Подольчака из Православной церкви Украины (ПЦУ) в Каланчаке в оккупированной Россией части Херсонской области.

Всего с начала полномасштабной российской агрессии было убито не менее 30 украинских священнослужителей различных религиозных сообществ.

Сторонники украинского законопроекта также ссылаются на то, что Служба безопасности Украины (СБУ) сообщила об около 70 случаях оправдания священнослужителями УПЦ (включая архиереев) российской агрессии против Украины, разжигания религиозной ненависти и сотрудничества с российскими оккупационными силами. Несколько священнослужителей УПЦ уже получили тюремные сроки, а затем были выданы России в рамках обмена пленными. Некоторые дела были связаны с преступлениями против национальной безопасности, как то сотрудничество с российскими военными, а некоторые – с разжиганием религиозной ненависти или публичным распространением советской символики, запрещенной в Украине.

По данным Реестра судебных решений, по состоянию на 5 марта 2024 года суды вынесли приговоры по 36 уголовным делам в отношении священнослужителей УПЦ. В их число вошли два дела против бывшего священнослужителя и 12 дел о разжигании религиозной ненависти (обычно против конкурирующей Православной церкви Украины). Другие дела касались преступлений против конституционного строя и территориальной целостности Украины, государственной измены, сотрудничества с российскими оккупационными властями, несанкционированного распространения информации об украинских вооруженных силах, а также публичного и непубличного оправдания российской агрессии.

C февраля 2022 года суды вынесли более 2000 приговоров по таким делам. Например, суды первой инстанции вынесли приговоры по более чем 620 делам о государственной измене (только 1 против клирика УПЦ) и по 150 делам о несанкционированном распространении информации о Вооруженных силах Украины (только 1 против клирика УПЦ).

Доказательство?

Литургия в приходе Православной Церкви Украины (ПЦУ), г. Старая Прилука, 1 января 2023 г. Фото: Висем

В число правозащитников, выразивших обеспокоенность по поводу предыдущего проекта закона, принятого в феврале 2023 года, входит и Верховный комиссар Организации Объединенных Наций (ООН) по правам человека Фолькер Тюрк. Среди их критических замечаний – отсутствие юридически допустимых доказательств того, что РПЦ руководит или принуждает УПЦ как институт к совершению преступлений.

Даже если бы такие доказательства существовали, полный запрет целой религиозной организации (с более чем 8000 отдельных юридических лиц на территории, подконтрольной правительству Украины) просто за исторические или церковные связи с РПЦ был бы несоразмерным наказанием. Лишение религиозной общины юридического статуса в международном праве может произойти только тогда, когда менее ограничительные меры не могут адекватно решить проблемы безопасности.

Это может означать, что лишение правового статуса религиозной общины может законно произойти только в том случае, если все руководство или большинство членов, а не только отдельные лидеры или члены, непосредственно вовлечены в противозаконную деятельность. «Тот факт, что некоторые лица совершают подобные действия, не означает, что вся религиозная община или община, придерживающаяся определенных убеждений, разделяет эти взгляды или оправдывает эту деятельность», – говорится в опубликованном Организацией по безопасности и Сотрудничество в Европе (ОБСЕ) документе «Свобода религии или убеждений и безопасность: Руководство по вопросам политики».

«Основанием для отказа в предоставлении статуса юридического лица или для отмены регистрации религиозной общины или общины, придерживающейся определенных убеждений, должны быть не предполагаемые угрозы безопасности, а явные доказательства незаконных действий со стороны конкретной общины», – утверждает публикация ОБСЕ «Свобода религии или убеждений и безопасность: Руководство по вопросам политики». Она добавляет, что такая мера «должна рассматриваться только в случае серьезных и повторяющихся нарушений, несущих угрозу общественному порядку, и в ситуации, когда отсутствует возможность эффективного применения более легких санкций».

Существующее уголовное и другое публичное право Украины уже допускает судебное преследование любого физического и юридического лица, причастного к незаконной деятельности, например, к сотрудничеству с российской армией и спецслужбами. Как отмечается в документе ОБСЕ «Свобода религии или убеждений и безопасность: Руководство по вопросам политики»: «В связи с этим вопрос о любых неправомерных действиях со стороны отдельных членов общины должен решаться посредством уголовного, административного или гражданского производства в отношении соответствующего лица, а не при помощи мер, направленных против всей религиозной общины или общины, исповедующей определенные убеждения».

Март 2024 года: В законопроект внесены правки

5 марта 2024 года парламентский комитет по гуманитарной и информационной политике, ответственный за законопроект, сообщил, что измененный документ подготовлен ко второму чтению. В измененной версии проект начинается с преамбулы, в которой подчеркивается поддержка Русской православной церковью (РПЦ) российской агрессии и «многочисленных фактов противоправных действий РПЦ и подведомственных ей религиозных организаций на территории Украины».

Законопроект также запрещает деятельность любой российской религиозной организации, которая в любой форме поддерживает российскую агрессию, и, в частности, запрещает деятельность РПЦ (статья 3 законопроекта), а также двух типов украинских религиозных организаций:

1. организации (объединения), аффилированные непосредственно или через иные лица с РПЦ;

2. организации, занимающиеся распространением идеологии «русского мира». Проект также описывает более детальное регулирование юридических процедур, применяемых к этим организациям.

Религиозная организация (объединение) считается аффилированной с РПЦ, если она соответствует одному из следующих семи критериев:

1. Она прямо или косвенно входит в состав РПЦ;

(Косвенное подчинение означает принадлежность к любой организации, религии, некоммерческой или коммерческой организации, созданной, принадлежащей или управляемой РПЦ и организациями, связанными с РПЦ.)

2. Ее устав или официальные документы или решения руководящих органов содержат положения о ее включении в состав РПЦ;

3. Устав или официальные документы РПЦ или решения ее органов управления содержат положение о признании украинской организации (объединения) частью своей структуры, а также право уставных органов управления РПЦ принимать обязательные решения по организационным или церковным вопросам, касающимся украинской организации (объединения);

4. Устав РПЦ или официальные документы или решения ее органов управления содержат положение об обязательном назначении руководителей или представителей украинской организации (объединения) в уставные органы управления РПЦ.

(Этот критерий не применяется, если все эти руководители или представители публично и в письменной форме откажутся от своего назначения и «совершат все необходимые действия, подготовят все необходимые уведомления и другие документы для прекращения своих полномочий и разрыва связей» с РПЦ.)

5. РПЦ может влиять на управленческие решения или деятельность украинской организации (объединения) в силу ее церковного или организационного подчинения РПЦ;

6. РПЦ назначает, избирает, подтверждает, утверждает или благословляет главу украинской религиозной организации (объединения);

7. РПЦ принимает, подтверждает, утверждает, благословляет или разрешает устав украинской организации (объединения).

Кроме того, законопроект позволяет запретить религиозные организации, должностные лица которых осуждены за преступления против национальной безопасности Украины или за совершение преступлений, связанных с публичным и непубличным оправданием российской агрессии, разжиганием религиозной розни, мошенничеством, отмывание денег или собственности, терроризм, пропаганду войны, пропаганду коммунистического и нацистского режимов, геноцида и наемничества. Однако законопроект требует, чтобы были доказательства того, что эти преступления были совершены от имени религиозной организации.

Проблематичные и обременительные требования

Этот список весьма проблематичен и кажется чрезмерно обременительным для УПЦ и ее общин.

Во-первых, как и в предыдущем проекте от февраля 2023 года, критерии принадлежности не требуют от государства доказывания каких-либо противоправных действий со стороны УПЦ в целом или ее общин. Факта любой формы церковной или документальной связи с РПЦ было бы достаточно для запрета УПЦ и дочерних организаций, даже если они в качестве субъектов не совершали никаких преступлений.

Это противоречит упомянутому выше международному праву в области прав человека, которое требует от государства наказывать за доказуемое незаконное поведение отдельных лиц, а не религиозные общины, совершение преступлений которых не может быть доказано. Также, как отмечалось выше, лишение правового статуса может использоваться только в качестве крайней меры, когда другие меры недоступны или неэффективны.

Во-вторых, в качестве критериев принадлежности, которые указаны как основания для роспуска УПЦ, указаны факты, находящимся вне контроля УПЦ и ее общин. К ним относятся устав РПЦ и другие документы, ее решения и действия. УПЦ заявила о своей независимости от РПЦ в мае 2022 года, но маловероятно, что РПЦ примет это решение. Украинское государство, похоже, предпочитает опираться на документы РПЦ, а не на документы УПЦ при определении ее нынешнего статуса. По этой логике в случае принятия законопроекта достаточно будет патриарху Московскому Кириллу дать свое «благословение» любому клирику УПЦ, чтобы Украинское государство инициировало процедуру роспуска УПЦ.

В-третьих, требование к священнослужителям УПЦ публично в письменной форме отказаться от каких-либо назначений или членства в РПЦ, а также «совершить все необходимые действия, подготовить все необходимые уведомления и другие документы для прекращения их полномочий и разрыва связей» с РПЦ является чрезмерным. Если у украинского государства есть достоверные доказательства того, что определенные священнослужители УПЦ причастны к работе органов РПЦ и поддерживают российскую агрессию, государство может применить украинское уголовное законодательство для наказания этих священнослужителей. Но если у государства нет доказательств фактического участия духовенства УПЦ в органах РПЦ и поддержки российской агрессии, то требование к духовенству УПЦ публично и письменно осудить РПЦ юридически неисполнимо – даже если оно политически желательно или морально оправдано.

Отец Константин Максимов. Фото: Семья Максимовых / Центр Гражданских Свобод

Следует также отметить, что некоторые священнослужители УПЦ на оккупированных Россией территориях столкнулись с давлением оккупационных сил, которые препятствуют подобным заявлениям на основании обоснованных опасений репрессий со стороны оккупационных сил. Например, священник УПЦ Константин Максимов служит в храме Успения Пресвятой Богородицы города Токмак Запорожской области Украины. Токмак находится под российской оккупацией с началом нового вторжения в феврале 2022 года. В мае 2023 года российские оккупационные силы выкрали о. Константина, и с тех пор отказываются предоставлять какую-либо информацию о том, жив он или мертв. Аналогичным образом священник УПЦ отец Игорь Новосильский находился под стражей российских оккупационных сил с августа 2022 года по май 2023 года, в течение которого его подвергали пыткам.

Артем Шарлай, начальник отдела по работе с религиозными организациями Запорожской областной администрации, созданной российскими оккупантами, заявил «Форуму 18», что отец Константин не хотел, чтобы Бердянская епархия УПЦ перешла в состав Русской православной церкви (РПЦ). Русская православная церковь забрала епархию УПЦ в мае 2023 года, всего за несколько дней до ареста отца Константина. Шарлай не пояснил, почему его заявления о взглядах отца Константина на принадлежность его епархии могут оправдать его насильственное исчезновение оккупационными войсками.

В 2023 году оккупационные власти оказывали давление на другого священника местной церкви УПЦ, отца Владимира Савийского из Свято-Николаевского храма в Приморске, чтобы тот согласился на передачу Бердянской епархии от УПЦ к РПЦ. Он отказался.

Юридически неприемлемо для украинского государства требовать роспуска УПЦ, если священнослужитель УПЦ – например, священник, живущий в условиях российской оккупации – публично и в письменной форме не осуждает РПЦ и не поддержку российской агрессии.

В-четвертых, в законопроекте используются такие термины, как «влияние», «благословение», «все необходимые действия», «церковные вопросы», которые являются слишком расплывчатыми и широкими для юридической определенности, особенно в контексте тяжелых наказаний, налагаемых законопроектом. Например, к критериям относится способность РПЦ влиять или контролировать общины УПЦ благодаря их церковным отношениям с РПЦ и уставу РПЦ. Это дает государству практически неограниченную свободу действий в принятии решения о том, какую общину УПЦ следует запретить и когда, и опять-таки основано на взгляде РПЦ на УПЦ, а не на взгляде УПЦ на саму себя.

В-пятых, даже если согласиться с Украинским государством в том, что УПЦ институционально подчинена РПЦ, концепция потери правового статуса как наказания за церковные или исторические связи внутренне противоречива. Государство утверждает, что эти связи с РПЦ делают общины УПЦ опасными для национальной безопасности.

Если общины УПЦ, не причастные к какому-либо противоправному поведению, настолько опасны, что их можно ликвидировать, то формальное отделение от РПЦ (о чем УПЦ уже приняла решение в мае 2022 года) не сделает их менее опасными. И если официальное заявление, осуждающее РПЦ (даже если оно будет неискренним или заведомо ложным) или выход из РПЦ, делает общины УПЦ безопасными, то они изначально не могут быть опасными.

Наконец, законопроект также допускает запрет религиозных организаций, аффилированных с Россией, за любые иные «нарушения относительно создания и деятельности» этих организаций. В законопроекте не уточняется, должны ли эти нарушения быть существенными или наносящими вред другим лицам или обществу. Это потенциально дает практически неограниченное пространство для произвольных действий государства против общин УПЦ, решивших не выходить из УПЦ.

Идеология «русского мира»

Законопроект определяет идеологию «русского мира» как российскую неоколониальную доктрину, основанную на шовинистских, нацистских, расистских, ксенофобских, религиозных идеях, образах и целях, разрушении Украины, геноциде украинского народа и непризнании суверенитета Украины и других стран. Идеология «русского мира» определяется также как направленная на насильственное расширение российского наднационального имперского пространства как инструмента особого цивилизационного права россиян на массовые убийства, государственный терроризм, военные интервенции в другие страны, оккупацию территорий, экспансию канонической территории Русской православной церкви за пределами территории Российской Федерации.

Многие эти концепции выражены настолько запутанным и расплывчатым языком (например, «неоколониальная доктрина», «цивилизационное право на массовые убийства»), что им не хватает юридической точности, и поэтому их трудно применять с юридической точки зрения.

Согласно законопроекту, религиозная организация, занимающаяся многократным распространением идеологии «русского мира» или ее частей, лишается правового статуса. В проекте указывается, что распространение может совершаться как самой организацией, так и ее руководящими органами, либо любым другим лицом, действующим от имени этой религиозной организации и выражающим одобрение идеологии «русского мира» в любой форме.

Украинское государство имеет сильный законный интерес в предотвращении распространения российской пропаганды, включая оправдание неспровоцированного нападения России на Украину. Однако непонятно, зачем государству конкретно запрещать идеологию «русского мира», когда Уголовный кодекс Украины уже запрещает:

— публичное отрицание российской агрессии (статья 111-1);

— пропаганду войны (статья 436);

— непубличное оправдание, легитимизацию и отрицание военной агрессии России против Украины и героизацию ее участников (ст. 436-2);

— и разжигание национальной и религиозной вражды (статья 161).

Как показывают уголовные дела, возбужденные Службой безопасности Украины (СБУ) против священнослужителей УПЦ, а тем более против других лиц, государство уже способно эффективно использовать действующий Уголовный кодекс для решения этих вопросов.

Многие правовые системы содержат положения, запрещающие публичное распространение определенных идеологий, таких как нацизм, коммунизм или отрицание Холокоста. Однако такие юридические запреты обычно применяются против идеологий или фактов, которые можно относительно ясно и точно описать и объяснить. Идеологии «русского мира» среди них нет. Хотя очевидно, что режим Путина использует заявления РПЦ и Московского патриарха Кирилла в качестве оружия в своем новом вторжении в Украину, содержание и масштабы идеологии «русского мира» остаются предметом многочисленных споров. Философские, теологические и политические взгляды на нее варьируются от рассмотрения ее как всеобъемлющей доктрины до рассмотрения ее как поверхностной конструкции, обеспечивающей оправдание вторжения.

Поскольку идеология «русского мира» расплывчата и неточна, существует реальная вероятность того, что юридическое применение ее запрета может быть слишком широким и произвольным. Будет ли икона царя Николая II и его семьи (канонизированных РПЦ) на стене храма пропагандой «русского мира»? Будет ли посвящение церкви средневековому русскому святому воспринято как восхваление «русского мира»? Будет ли утверждение о том, что украинское и русское православие имеют общую традицию, пропагандой «русского мира»?

Несмотря на то, что некоторые речи и действия могут быть морально неуместными во время войны, все эти примеры представляют собой законные формы выражения мнений и, тем не менее, могут быть наказаны в соответствии с законопроектом.

Процедурные аспекты роспуска

Законопроект наделяет Государственную службу по этнополитике и свободе совести Украины (ГЭСС) полномочиями расследовать, связана ли религиозная организация с РПЦ. При обнаружении какой-либо принадлежности ГЭСС издает указание с требованием разрыва связей с РПЦ в течение 30 дней. Суммарно срок может быть продлен до 90 дней.

Кроме того, религиозным организациям, признанным ГЭСС аффилированными с РПЦ, запрещено арендовать недвижимость, находящуюся в государственной или местной собственности; их арендные контракты автоматически разрываются. Этим организациям также не разрешается продавать, обменивать, закладывать и передавать в управление свое имущество, если они не разорвут связи с РПЦ и не вступят в другое религиозное объединение.

В случае неисполнения указания, ГЭСС передает в суд дело о лишении правового статуса. Аналогичным образом, ГЭСС также может возбуждать судебные дела против религиозных организаций, занимающихся пропагандой «русского мира».

Согласно законопроекту, все дела о лишении правового статуса религиозных организаций должны рассматриваться апелляционным административным судом Киева (ныне Шестой апелляционный административный суд). Это означает, что для того, чтобы быть представленной в суде, каждая религиозная организация в каждом регионе Украины должна будет направить своих представителей в Киев, в противном случае дело будет рассматриваться заочно.

Законопроект также позволяет прокурорам участвовать в делах о лишении правового статуса от имени украинского государства. На практике это означает, что ГЭСС (имеющую ограниченные ресурсы) будут поддерживать прокуроры, чтобы ускорить процесс лишения правового статуса религиозных организаций, аффилированных с РПЦ.

В случае ликвидации религиозной организации все ее имущество (кроме религиозного) переходит в собственность государства.

Религиозная «экспертиза»

Митрополит УПЦ Онуфрий (Березовский), Киев, 8 мая 2016 г. Фото: Сердженто

Законопроект предусматривает, что заключения Госслужбы по этнополитике и свободе совести о принадлежности к РПЦ или распространении пропаганды «русского мира» могут основываться на «религиоведческих экспертизах».

Во многих постсоветских государствах, в том числе в Беларуси, оккупированном Россией Крыму и государствах Центральной Азии, таких как Казахстан, «экспертиза» часто используется для оправдания нарушений свободы религии или убеждений и других прав человека, включая тюремное заключение узников совести.

Концепция государственных религиозных экспертиз по церковным и теологическим вопросам проблематична в международном праве о правах человека. Как отмечается в Руководящих принципах Венецианской комиссии ОБСЕ/Совета Европы в отношении правосубъектности религиозных или конфессиональных сообществ: «государство должно воздерживаться от существенного, а не формального пересмотра устава и характера религиозной организации».

В международном праве «государство должно уважать автономию религиозных или конфессиональных сообществ при выполнении своих обязательств по предоставлению им доступа к правосубъектности», как отмечается в «Руководстве по вопросу о правосубъектности религиозных или конфессиональных сообществ». «В режиме, который регулирует доступ к правосубъектности, государства должны соблюдать свои обязательства, гарантируя, что национальное законодательство оставляет за религиозными или мировоззренческими сообществами принятие решения о своем руководстве… структуре сообщества… С учетом широкого спектра различных организационных форм, которые религиозные или мировоззренческие сообщества могут принимать на практике, в этой области необходима высокая степень гибкости национального законодательства».

Группа экспертов ГЭСС в своем заключении, опубликованном 1 февраля 2023 года, заявляет, что Московский патриархат не признает УПЦ полностью независимой и что нет никаких доказательств того, что глава УПЦ митрополит Онуфрий покинул Синод РПЦ. Кроме того, в группе подчеркивают, что ни одна другая православная церковь не признает УПЦ как независимую (автокефальную) церковь, и УПЦ не добивалась такого статуса. Группа приходит к выводу, что УПЦ остается частью РПЦ.

Если правительство Украины примет такой вывод, то все общины УПЦ уже будут признаны аффилированными с РПЦ субъектами. Это означает, что они могут быть лишены правового статуса в порядке, предусмотренном законопроектом.

УПЦ оспорила беспристрастность некоторых членов группы ГЭСС, заявив, что они ранее враждебно относились к УПЦ. В УПЦ также заявили, что эти члены принадлежат к конкурирующей главной православной церкви Украины – Православной церкви Украины (ПЦУ).

Законопроект не соответствует международным обязательствам Украины

Если законопроект будет принят в нынешней редакции, это будет свидетельством того, что Украинское государство решило занять жесткую позицию в отношениях с УПЦ. Помимо преследования духовенства, верующих и общин, причастных к преступлениям, связанным с безопасностью, государство будет преследовать все общины УПЦ за церковные и исторические связи с РПЦ.

Законопроект узаконит масштабное и относительно быстрое лишение правового статуса общин УПЦ. Еще до лишения правового статуса эти общины столкнулись с лишением права аренды имущества, находящегося в государственной и местной собственности. Он не только узаконит прошлые решения местных советов в некоторых регионах о лишении общин УПЦ права арендовать землю или имущество, но и вынудит организации УПЦ покинуть несколько государственных исторически значимых религиозных объектов, таких как Почаевская лавра в Тернопольской области.

Под угрозой лишения правового статуса и потери своего имущества у общин УПЦ будет мало вариантов – либо перейти в другую православную церковь (в подавляющем большинстве случаев в Православную церковь Украины), либо действовать как неформальное, незарегистрированное сообщество с пометкой «подозрительное».

Законопроект также значительно повысит роль государства в межрелигиозных отношениях и расширит полномочия ГЭСС по мониторингу и контролю за религиозными общинами и выражением религиозных идей. Однако это расширение будет сопровождаться недостаточной правовой защитой от произвольного использования недавно приобретенных полномочий ГЭСС.

Без тщательного решения этих проблем законопроект не сможет реализовать юридически обязательные международные обязательства Украины по уважению и защите свобод религии или убеждений, выражения мнений и объединений.

Дмытро Вовк – приглашенный профессор юридической школы имени Бенджамина Н. Кардосо. Он также руководит Центром исследований верховенства права и религии в Национальном юридическом университете имени Ярослава Мудрого в Украине.