6 апреля 2023 г. / Дмитро Вовк
Дмитро Вовк – приглашенный профессор Школы права имени Бенджамина Н. Кардозо. Также руководит Центром изучения верховенства права и религии в Национальном юридическом университете имени Ярослава Мудрого в Украине и преподает право в Украинском католическом университете. Он благодарен Элизабет А. Кларк, заместителю директора Международного центра изучения права и религии, за помощь в подготовке этой статьи.
Правительство аннулировало 10-летнее соглашение между Украинской православной церковью (связана с Московским патриархатом) об аренде принадлежащей государству Киево-Печерской лавры (Печерский монастырь), заявив, что некоторые сооружения были построены там незаконно. УПЦ частично не соблюла крайний срок выселения 29 марта. В отношении наместника Лавры УПЦ возбуждено уголовное дело, а суд поместил его под домашний арест. Правительство поддерживает конкурирующую православную юрисдикцию. «В Украине будет только ПЦУ», – заявил помощник президента.
10 марта правительство уведомило Украинскую православную церковь (УПЦ) о том, что десятилетнее соглашение об аренде государственной Киево-Печерской Лавры (Печерский монастырь) будет расторгнуто с 29 марта. Правительство заявило, что УПЦ незаконно построила 36 сооружений на территории Лавры, включая административные здания, складские помещения и памятники, хотя некоторые из них возникли до заключения договора аренды в 2013 году. УПЦ не полностью выполнила условия де-факто выдворения.
УПЦ подала иск в Хозяйственный суд Киева с требованием признать решение правительства недействительным. Судебное заседание должно начаться 24 апреля. УПЦ также просила суд приостановить действие решения властей до разрешения спора судом, но суд отказал в этом (см. ниже).
В Лавре с 1990-х годов размещались Киевская духовная академия и семинария, мужской монастырь УПЦ, центральная епархия и административные подразделения УПЦ. В 2013 году правительство приняло решение сдать в аренду УПЦ комплекс имущества Лавры на неопределенный срок, о чем было заключено соглашение (см. ниже).
1 апреля Служба безопасности Украины (СБУ) провела обыски в резиденции наместника Лавры митрополита Павла (Лебедя), так как подозревает его в «нарушении равноправия граждан по признаку расы, национальности или религиозных убеждений» и в «оправдании, либо отрицании военной агрессии Российской Федерации против Украины, либо героизации ее участников», это уголовные обвинения. СБУ опубликовала некоторые из его перехваченных сообщений и выдержек из выступлений в подтверждение своих утверждений (см. ниже).
1 апреля киевский суд поместил митрополита Павла под домашний арест на 60 суток в его доме в селе примерно в 50 километрах от Лавры (см. ниже).
Митрополит Епифаний, глава конкурирующей Православной церкви Украины (ПЦУ), заявил в январском интервью, что его церковь в конечном итоге получит эксклюзивное право пользования Лаврой. Власти уже позволили ПЦУ проводить богослужения в Успенском соборе Лавры и зарегистрировали собственный монастырь ПЦУ при Лавре (см. ниже).
Советник главы офиса президента Владимира Зеленского Михаил Подоляк заявил в интервью 30 марта, что УПЦ точно не будет использовать помещения Лавры, а правительство «должно завершить работу по созданию поместной православной церкви». «В Украине будет только ПЦУ», – добавил он (см. ниже).
Конфликт вокруг Лавры возник на фоне продолжающегося межправославного соперничества из-за церквей. Молодые люди в балаклавах применили слезоточивый газ, чтобы выгнать УПЦ из храма в Ивано-Франковске. В Хмельницком группа местных жителей проголосовала за передачу собора из УПЦ в ПЦУ. Через два дня Хмельницкий областной совет запретил деятельность УПЦ в регионе (см. ниже).
Конфликт также возник после того, как парламентский комитет поддержал инициированный правительством законопроект, запрещающий деятельность религиозных организаций, «руководящий центр (управление) которых» находится в России. Законопроект парламент еще не рассматривал (см. ниже).
Однако государство не должно использовать свою власть для того, чтобы вмешиваться в межправославную конкуренцию и конфликты и принуждать или заставлять монахов Лавры присоединяться к ПЦУ под угрозой изгнания из монастыря, либо в целях замены одной православной общины другой на основании предпочтений правительства.
В более раннем решении Европейского суда по правам человека в Страсбурге говорится, что «суд не считает, что в демократических обществах государство должно принимать меры для обеспечения того, чтобы религиозные общины оставались или находились под единым руководством» (см. ниже).
У государства есть законный интерес в защите национальной безопасности, что особенно важно во время войны. Однако в Замечании общего порядка 22 Комитета ООН по правам человека к статье 18 («Свобода мысли, совести и религии») Международного пакта о гражданских и политических правах отмечается, что национальная безопасность не является допустимой причиной для ограничения свободы религии или убеждений и что «даже в период чрезвычайного положения не допускается никаких отступлений от этой нормы» (см. ниже).
Постоянно ухудшающиеся отношения
Отношения украинского государства и общества с Украинской Православной Церковью (УПЦ), которая исторически и церковно связана с Московским Патриархатом, неуклонно ухудшаются с тех пор, как Россия возобновила свое вторжение в Украину в феврале 2022 года.
С мая 2019 года, когда президент Владимир Зеленский вступил в должность, и в первые месяцы полномасштабного российского вторжения в феврале 2022 года он не занимался религиозной политикой. Его отношение изменилось осенью 2022 года, по-видимому, под давлением обвинений (некоторые из которых были доказаны в суде) о сотрудничестве ряда клириков УПЦ с российскими военными и растущей поддержкой среди украинской общественности наказания УПЦ.
В октябре-декабре 2022 года Служба безопасности Украины (СБУ) провела обыски по всей стране в помещениях УПЦ и домах ее священнослужителей. Сообщается, что СБУ обнаружила российские пропагандистские материалы, доказательства российского гражданства, полученного несколькими священнослужителями УПЦ, а также выданное российской армией продовольствие.
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) в своем Докладе о ситуации с правами человека в Украине с 1 августа 2022 года по 31 января 2023 года отметило проведенные СБУ обыски в учреждениях ПЦУ и допросы присутствовавших. Оно выразило обеспокоенность тем, что «официальные мероприятия, направленные на УПЦ, могли носить дискриминационный характер. УВКПЧ напоминает также о необходимости обеспечить, чтобы все, кому выдвигаются уголовные обвинения, пользовались полным спектром абсолютных прав на справедливое судебное разбирательство».
В ответ МИД Украины подчеркнул, что «Украина – демократическое государство, в котором гарантируется свобода вероисповедания», и призвал УВКПЧ «воздерживаться от несбалансированных политических оценок и основывать свои отчеты на фактах».
Оккупированная Россией Украина
На территории оккупированной Россией Украины оккупационные власти совершили серьезные нарушения свободы религии или убеждений и других прав человека. К январю 2023 года Россия уничтожила, повредила или разграбила до 500 объектов религиозного назначения, принадлежащих православным, протестантским, католическим, иудейским и исламским религиозным общинам. По оценкам киевского Института религиозной свободы, около трети из них принадлежат УПЦ.
В 2023 году Россия, по-видимому, следует скоординированному подходу к введению полного спектра российских ограничений на осуществление свободы религии или убеждений на всех оккупированных Россией территориях Украины.
Законопроект правительства Украины
В январе 2023 года правительство Украины внесло в парламент законопроект, запрещающий деятельность религиозных организаций, «руководящий центр (управление) которых» находится в России, но возлагающий на государство обязанность доказывать любую принадлежность в суде. Законопроект в его нынешнем виде вызывает озабоченность относительно свободы религии или убеждений. В случае его принятия и реализации он может существенно изменить УПЦ.
В феврале 2023 года комитет парламента по гуманитарной и информационной политике, ответственный за законопроект, рекомендовал его к принятию в первом чтении. Федор Вениславский, член парламентской фракции «Слуга народа», предсказал принятие законопроекта «до конца зимы». Однако парламент его еще не рассматривал.
Захват церкви УПЦ в Ивано-Франковске, конфликт в Хмельницком
28 марта группа священнослужителей и других лиц из основного соперника УПЦ в межправославной конкуренции – Православной церкви Украины (ПЦУ) – при поддержке местных властей насильно изгнала священнослужителей УПЦ из храма Рождества Христова в Ивано-Франковске (ПЦУ была создана при активной поддержке президента Петра Порошенко, правившего с 2014 по 2019 год).
УПЦ заявила, что молодые люди в балаклавах распылили в священников и верующих газ, а Kyiv Post сообщил, что «после обезвреживания слезоточивого газа священники [ПЦУ] смогли провести службу за мир в Украине». Сообщается, что мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив сказал, что «это был последняя церковь в Ивано-Франковске, принадлежавший УПЦ», добавив, что «отныне эта церковь официально является собственностью ПЦУ».
Группа священников и верующих ПЦУ и УПЦ осудила насильственный захват храма как неправомерный способ разрешения внутриконфессиональных конфликтов.
2 апреля СМИ сообщили, что священник УПЦ совместно с прихожанами избил украинского солдата, который вошел в собор УПЦ в Хмельницком, и стал спрашивать: «Сколько людей еще должны погибнуть, чтобы вы перестали ходить в Московский Патриархат?»
Позже группа местных жителей, собравшаяся возле собора, проголосовала за передачу его ПЦУ. Через два дня Хмельницкий областной совет запретил деятельность УПЦ в регионе. Спикеры УПЦ назвали произошедшее «провокацией».
4 апреля городской голова Львова Андрей Садовый заявил, что «незаконные» постройки УПЦ будут снесены, а остальное имущество будет передано в общественное пользование, за исключением имущества общин УПЦ, вступивших в ПЦУ.
Действия украинских властей в отношении Киево-Печерской Лавры
С декабря 2022 года, когда президент Зеленский объявил о цели «защитить духовную независимость Украины», правительство отказывается продлевать договор аренды с УПЦ на два храма, расположенных на территории Киево-Печерской лавры (Печерского монастыря). Это государственный христианско-православный монастырский комплекс 11 века, признанный объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В марте 2023 года правительство приняло решение об изгнании из Лавры всех учреждений УПЦ.
В Лавре с 1990-х годов размещались Киевская духовная академия и семинария, мужской монастырь УПЦ, центральная епархия и административные подразделения УПЦ. В 2013 году Правительство приняло решение сдать в аренду УПЦ комплекс имущества Лавры на неопределенный срок, о чем было указано в договоре аренды. 10 марта 2023 года правительство уведомило УПЦ о расторжении договора аренды с 29 марта.
Власти заявили, что расторгают договор аренды в связи с незаконным строительством УПЦ 36 сооружений на территории Лавры, включая административные здания, складские помещения и памятники.
11 марта министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко подчеркнул, что правительство не будет применять силу для изгнания монахов. Однако он намекнул, что если они хотят остаться, то должны присоединиться к главному сопернику УПЦ, Православной церкви Украины (ПЦУ). «Они знают варианты», – сказал Ткаченко.
30 марта Ткаченко сообщил в Facebook, что правительство Украины отменило свое решение от 2013 года об аренде УПЦ Лавры.
Верховенство права и дело Лавры
Одним из требований верховенства права является правовая определенность. В своем исследовании 2011 года, посвященном концепции верховенства права (CDL-AD(2011)003rev), Венецианская комиссия Совета Европы отмечает, что «правовая определенность требует, чтобы правовые нормы были ясными и точными и были направлены на обеспечение того, чтобы ситуации и правоотношения оставались предвидимыми». Применение правовых норм также должно быть справедливым, предсказуемым и недискриминационным.
Правительство настаивает на том, что УПЦ нарушила правила строительства, тем самым нарушив договор аренды. Однако, по крайней мере, некоторые из этих предположительно незаконных зданий и других сооружений были построены до заключения договора аренды в 2013 году. Одним из примеров является памятник Кириллу и Мефодию, установленный в 2008 году. Ни одно из этих сооружений до 2013 года не помешало правительству заключить договор аренды с УПЦ, и если сейчас, в 2023 году, правительство считает соглашение неправомерным или нелегитимным, необходимо открыто объяснить причины такого изменения мнения.
Реакция УПЦ
УПЦ обратилась в Хозяйственный суд Киева с требованием признать решение властей недействительным. Судебное заседание должно начаться 24 апреля 2023 года. УПЦ также просила суд приостановить действие решения властей до разрешения спора судом, но суд отказал в этом.
Многие учреждения УПЦ покинули Лавру к установленному правительством сроку 29 марта. Но не мужской монастырь. Наместник Лавры митрополит Павел (Лебедь) заявил, что монахи не покинут ее до окончательного решения суда. Митрополит Павел также заявил, что монастырь просил у властей разрешения остаться в Лавре хотя бы до Пасхи (16 апреля), но, по его словам, власти не ответили на эту просьбу.
Глава УПЦ митрополит Онуфрий (Березовский) и Священный Синод УПЦ пытались договориться о встрече с президентом Зеленским, но тот отказался от встречи. Митрополит Павел отреагировал на этот отказ, назвав министра культуры и информационной политики Ткаченко «одержимым буйством дьявольской ненависти» и заявив, что ни президенту Зеленскому, ни его семье «Господь не простит».
С 30 марта правительственная комиссия пыталась восстановить контроль над занимаемыми УПЦ зданиями Лавры, но не смогла получить доступ к некоторым зданиям, так как монахи УПЦ и другие лица не пускали в них комиссию. Министерство культуры и информационной политики тогда обратилось с жалобой в полицию.
С тех пор, как 10 марта правительство объявило о расторжении договора аренды УПЦ на здания Лавры 29 марта, священники УПЦ и другие лица проводили молитвенные собрания под открытым небом и протестовали против этого решения. 2 апреля, через три дня после окончания договора аренды, митрополит УПЦ Онуфрий провел службу в одном из храмов Лавры.
Обвинения против наместника Лавры Павла
1 апреля СБУ провела обыск в резиденции митрополита Павла, так как он подозревается в «нарушении равноправия граждан по признаку расы, национальности или религии» (ст. 161 УК) и «оправдании военной агрессии Российской Федерации против Украины или героизацию ее участников» (статья 436-2). Ранее, 24 января, он подвергся ряду финансовых санкций и других наказаний, включая запрет на поездки.
СБУ сослалась на «экспертизу» выступлений митрополита Павла, которая, как настаивают в СБУ, доказывает, что он «оскорблял религиозные чувства украинцев, унижал взгляды верующих других конфессий и пытался сформировать враждебные настроения к ним, а также делал заявления, оправдывающие или отрицающие действия страны-агрессора».
1 апреля СБУ также опубликовала подборку прослушанных телефонных разговоров митрополита Павла, в которой он заявил, что «[местные] жители довольны» российской оккупацией Херсона и что новое вторжение России в Украину было «войной Америки и России до последнего украинца». Митрополит Павел также повторил российскую пропагандистскую дезинформацию о предполагаемых (и несуществующих) «биолабораториях США» на Украине, «провоцирующих» вторжение России.
СБУ также ссылается на одно из публичных выступлений митрополита Павла, в котором он назвал конкурирующую ПЦУ «так называемой «церковью», губящей духовность и святость жизни» и осудил Вселенского патриарха Варфоломея, который «вел себя возмутительно во многих странах мира». СБУ также опубликовала кадры резиденции митрополита Павла, чтобы проиллюстрировать заявленный роскошный образ жизни с дверной ручкой с выгравированным гербом Российской империи.
Если опубликованные материалы СБУ – это все, что правительство может предъявить в суде, то неясно, какие юридические обвинения прокуроры могут убедительно предъявить митрополиту Павлу.
1 апреля Шевченковский районный суд Киева поместил митрополита Павла под домашний арест на 60 суток. Он находится под арестом в своем доме в селе Воронков Бориспольского района примерно в 50 километрах от Лавры.
Религиозная ненависть
Религиозная ненависть явно представляет собой серьезную угрозу свободе религии или убеждений и другим правам человека. Государство должно защищать людей, особенно тех, кто принадлежит к меньшинствам и уязвимым группам, от преследований или нападений на основании их религии или убеждений. Однако на государстве по-прежнему лежит обязанность доказать, что высказывания митрополита Павла являются возбуждением религиозной розни.
Рабатский план действий УВКПЧ ООН предлагает пороговую проверку из шести частей для выражений, считающихся уголовными преступлениями: (а) контекст; (б) оратор; (в) намерение; (г) содержание и форма; (e) степень воздействия речи; (f) вероятность (вероятность того, что выступление спровоцирует реальные действия против целевой группы).
Митрополит Павел дал очень критическую и грубую оценку ПЦУ, в том числе заявив, что УПЦ выше как «более духовная» церковь. Однако крайне важно юридически продемонстрировать, что его выступления перешагнули пороговый тест Рабатского плана действий и оказали юридически доказуемое вредное воздействие на конкретные действия. Также важно, чтобы государство юридически показало, что его утверждения значительно хуже по своему воздействию, чем другие заявления представителей как УПЦ, так и ПЦУ, поскольку представители обеих церквей периодически выступали с агрессивными и даже оскорбительными заявлениями, заявляя о превосходстве одной церкви над другой.
ПЦУ и Лавра
С момента своего создания в 2018 году ПЦУ под руководством митрополита Епифания (Думенко) заявляла, что хочет присутствовать и совершать богослужения в Киево-Печерской Лавре. В период с декабря 2022 года по январь 2023 года ПЦУ получила от властей право проводить богослужения в Успенском соборе Лавры и зарегистрировала собственный монастырь при Лавре. ПЦУ также просила власти передать ПЦУ для этих целей некоторые здания Лавры.
Глава ПЦУ митрополит Епифаний заявил в телеинтервью 16 января, что ПЦУ в конечном итоге получит исключительное право пользования Лаврой.
После того, как 10 марта власти объявили о расторжении с 29 марта договора аренды Лавры с УПЦ, митрополит Епифаний призвал монахов УПЦ присоединиться к ПЦУ, чтобы остаться в монастыре.
29 марта ПЦУ объявила о назначении протоиерея Авраамия (Лотыша) исполняющим обязанности настоятеля всей Лавры, а не только нового Лаврского монастыря ПЦУ. Авраамий – бывший монах Лавры УПЦ, который присоединился к ПЦУ и призвал других монахов УПЦ последовать его примеру. В видеообращении Авраамий назвал митрополита Павла «бывшим настоятелем» и настаивал на том, что проклятия Павла в адрес президента Зеленского «вернутся самому бывшему настоятелю».
В опубликованном 1 апреля сборнике выступлений митрополита Павла СБУ также называет его «бывшим настоятелем». Это может быть публичным сигналом о том, что власти намерены передать всю Лавру ПЦУ.
Советник главы офиса президента Зеленского Михаил Подоляк в интервью 24 каналу от 30 марта заявил, что УПЦ точно не будет использовать помещения Лавры, а власти «должны завершить работу по созданию поместной православной церкви». «В Украине будет только ПЦУ», – добавил Подоляк.
Серьезные вопросы о верховенстве закона о том, был ли договор об аренде УПЦ от 2013 года, как сейчас утверждают власти, незаконным, комментариев советника президента Подоляка и министра культуры и информационной политики Ткаченко о том, что монахи УПЦ должны вступать в ПЦУ (см. выше), указывают на то, что довод о незаконном строительстве вполне мог быть предлогом для изгнания учреждений УПЦ из Лавры и принуждения монахов либо к уходу, либо к присоединению к ПЦУ.
Свобода религии или убеждений и дело Лавры
Киево-Печерская Лавра – важный исторический объект, важнейшая часть духовного наследия Украины. Важность Лавры и ее принадлежность государству предполагает, что украинское государство обладает широкими полномочиями по сохранению этого места. Например, у властей может быть законный интерес в предоставлении различным украинским православным церквям доступа в Лавру, чтобы защитить свободу религии или убеждений для всех.
Однако государство не должно использовать свою власть для того, чтобы вмешиваться в межправославную конкуренцию и конфликты и принуждать или заставлять монахов Лавры к вступлению в ПЦУ под угрозой изгнания из монастыря, либо в целях замены одной православной общины другой на основании предпочтений правительства.
В решении Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге по делу Сериф против Греции (жалоба № 38178/97) говорится, что «суд не считает, что в демократических обществах государство должно принимать меры для обеспечения того, чтобы религиозные общины оставались или находились под единым руководством».
У государства есть законный интерес в защите национальной безопасности, что особенно важно во время войны. Однако в Замечании общего порядка 22 Комитета ООН по правам человека к статье 18 («Свобода мысли, совести и религии») Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) отмечается, что национальная безопасность не является допустимой причиной для ограничения свободы религии или убеждений и что «даже в период чрезвычайного положения не допускается никаких отступлений от этой нормы» (см. ниже).
Свобода религии или убеждений не может служить оправданием для незаконных действий, таких как сотрудничество с российской армией и спецслужбами. Государство может предпринимать юридически допустимые действия для защиты национальной безопасности, а действующее уголовное и другое публичное право Украины уже позволяет преследовать любое физическое и юридическое лицо, причастное к такой незаконной деятельности.
Однако реакция государства должна быть сосредоточена на конкретных лицах и сообществах, вовлеченных в незаконную деятельность. Как отмечается в публикации Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) «Свобода религии или убеждений и безопасность: руководство по вопросам политики»: «Вопрос о любых неправомерных действиях со стороны отдельных членов общины должен решаться посредством уголовного, административного или гражданского производства в отношении соответствующего лица, а не при помощи мер, направленных против всей религиозной общины или общины, исповедующей определенные убеждения».
В Политическом руководстве ОБСЕ также рекомендуется, чтобы для обеспечения безопасности «в тех случаях, когда отдельные верующие или группы верующих участвуют в преступной или незаконной деятельности, государства-участники не должны возлагать вину на общину в целом и должны применять санкции только к конкретным лицам».
Не очевидно, что изгнание монахов Лавры, не желающих вступать в ПЦУ, и других представителей УПЦ, как то студенты Духовной академии, укрепит национальную безопасность Украины. Изгнание их из Лавры может несоразмерно ограничить их права человека, которые, как отмечает МПГПП, являются «основой свободы, справедливости и всеобщего мира», и тем самым подорвать безопасность Украины как демократического государства, основанного на верховенстве права.
Идеальный шторм
Эпизод с Лаврой – это новая волна продолжающегося идеального шторма, в котором оказалась УПЦ в последние месяцы. По мнению большей части украинского общества, церковь сделала слишком мало, чтобы отделиться от Русской православной церкви и ее лидеров, которые часто и с энтузиазмом благословляют войну России против Украины.
Большинство лидеров УПЦ также не смогли четко и ясно осудить случаи причастности клириков УПЦ к шпионажу в пользу России, оправданию российской агрессии против Украины, разжиганию религиозной ненависти и сотрудничеству с российскими войсками на оккупированных территориях.
Это привело не только к резкой публичной критике церкви со стороны политиков, гражданского общества, СМИ и научных кругов, но также вызвало реакцию властей, такую как предложенный законопроект, направленный против УПЦ, и расторжение договора аренды Лавры.
29 марта президент Зеленский заявил в обращении к нации, что «Украина – это территория наибольшей религиозной свободы в нашей части Европы. Так с 1991 года. Так будет всегда». Однако сохранение этого достижения требует, чтобы государственная политика основывалась на международном праве в области прав человека, а не на консенсусе относительно отказа от УПЦ, к которому, похоже, пришла большая часть украинского общества.