Белорусский протестантский пастор Тарас Тельковский публикует у себя в фейсбуке комментарий на позицию своего знакомого христианина из Сибири, который считает необходимым молчать о войне в Украине и не вмешиваться.
«У молчания цель проста, не впутываться в вещи, в котором мы мало что понимаем. Война — это всегда смерти людей, мирных, военных, аполитичных, верующих, законников и кого угодно. Смысл в том, что мы не находимся в той стране в самом эпицентре, мы лишь видим всё сквозь наших информаторов, которые, как известно, всегда занимают чью-то сторону и действуют в интересах своего народа».
Пастор Тарас Тельковский комментирует:
Его позиция очень репрезентативна для множества христиан России. Вот моя быстрая рефлексия на такие убеждения:
1. До христиан Писание дошло через «информаторов» (aka апостолов). Мы не можем не то что увидеть фотографии (ну, если не считать археологические данные), но даже не можем поговорить со свидетелями свидетелей свидетелей тех событий, тем не менее без особых сомнений верим в события 2000-летней давности. Тут все под носом — фотографии, очевидцы — но «не все так однозначно».
2. Как можно учить вещам, которые не видны, когда не можешь дать ясности и определения вещам, которые видны и прямо перед глазами? Или как можно любить Бога, которого не видишь, когда не слышишь вопль ближнего украинца, которого видишь?
3. Ангажированность (большая заинтересованность) есть всегда и у всех сторон. Например, преступник хочет выйти сухим из воды, а жертва добиться непропорционального преступлению наказания, но разве это должно ввести судью или третью сторону в ступор?
4. Если все не так очевидно (даже если бы и было так), то разве не наша обязанность разобраться и сделать вещи очевидными и понятными для моральной оценки? Можно поговорить со свидетелями в эпицентре. Заехать в центр беженцев. Послушать заявления русских политиков в отношении украинцев (например, почитать статью на РИА Новости о том, что русские должны сделать с украинцами, или почитать статью Путина о истории Украины). Изучить историю (вспомнить Голодомор), посмотреть на отношения русских с соседними народами и странами во всем мире, чтобы понять вектор отношения России к Украине. Все очень очевидно: Россия хочет поработить суверенное государство и навязать свою авторитарную идеологию через военное угнетение.
5. Удивительно, что во времена войны христианам вообще что-то надо доказывать. Вся аргументация о несправедливости действий России для меня столь очевидная, как если бы я стал утверждать, что снег холодный, а вода мокрая. Тем не менее оказалось, что христиане могут дать оценку только внешним формам поведения, но оказались банкротами в момент межнациональной катастрофы. Не понимая ничего на земле, они при этом хотят научить вас жизни о том, как все «на небе».
6. Писание никогда не призывает верующих людей к политике нейтралитета, но наоборот, призывает занять ясную позицию — праведности, света, правды, истины, любви, сострадания, осуждения греха. Это позиция, которая всегда противопоставляется греху, тьме, лжи, ненависти и безразличию. Нейтралитет на время приемлем, когда ты находишься в искреннем неведении, но не приемлем в долгосрочной перспективе оценки событий.
7. Все аргументы про 8 лет и Донбасс отправляю в плавание вместе с русским флотом. Конфликта на Донбассе не было бы, если бы русские не накачали людей враждебной идеологией, влили миллионы долларов, поддержали оружием и армией, а потом еще начали проводить референдумы на территории суверенного государства.