Алексей Навальный как христианин

Борис Глебов

богослов из России.

Аще не за Христа гонение терпиши, обаче, егда терпиши неповинно, и благодариши Бога, и то вмениттися, яко за Христа терпящему. Вспомяни стастотерпцев Российских Бориса и Глеба, за Христа ли тыи пострадаша? Ни, воистину, но по зависти братней, обаче вменися им аки за Христа претерпевшим; понеже неповинне претерпеста.
Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский. Апология во утоление печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении… Сочинения, Т.1. С. 186-187. 

Алексей Навальный, по его словам, стал верующим в 25 лет, после рождения дочери Дарьи (2001 г.). Примерно в это же время начинается его политическая карьера (в 2000 г. он вступает в «Яблоко», в 2002 избирается в региональный совет московского отделения этой партии). Таким образом, мы можем говорить о том, что весь период публичной деятельности Алексей находился под влиянием (сильным или не очень – отдельный вопрос) христианского мировоззрения. 

Алексей называл себя христианином, однако мы знаем, что христиане бывают очень разные, по одной только самоидентификации невозможно сказать, во что именно верит человек. В конце концов, главный противник Навального – Владимир Путин – тоже говорит о своей православности, однако мало кому пришло бы в голову заявить, что Путин и Навальный верят в одно и то же или имеют схожее мировоззрение. 

Отсюда возникает вопрос: во что именно верил Алексей Навальный? Чем для него было христианство, Писание, фигура Иисуса Христа? В этой статье мы, разбирая наиболее яркие тексты, свидетельствующие о вере Алексея, постараемся хотя бы частично ответить на эти вопросы. Однако, прежде чем перейти к нашему повествованию, мы бы хотели рассказать читателям о некоторых трудностях, с которыми нам и им придётся столкнуться. 

Трудность 1: Алексей Навальный – не теолог. Он сам не раз признавался, что плохо знаком с «матчастью». Поэтому мы не можем требовать от него внятных и догматически правильных формулировок, когда он говорит о своей вере. У начитанного христианина, знакомящегося с текстами и речами Алексея, сразу возникает множество ассоциаций с другими богословскими дискурсами – от размышлений ап. Павла о законе и благодати до проблем «теологии освобождения». Однако сам Алексей не имел такого богословского бэкграунда, он формулирует для себя многие богословские тезисы заново, причём использует для этого привычный ему повседневный язык. Это обстоятельство усложняет понимание текстов и увеличивает количество возможных интерпретаций. 

Трудность 2: Даже с учётом последних трёх лет, в которые Алексей стал говорить о христианстве гораздо больше, текстов, свидетельствующих о его мировоззрении, довольно мало. В тех источниках, которые мы имеем, нет системного изложения взглядов Навального, он высказывается ситуативно и отрывочно. Поэтому на основании имеющихся у нас материалов делать глобальные выводы о мировоззрении Алексея довольно проблематично – мы просто не знаем, что он думал о тех аспектах христианства, которые не затрагивал в публичных выступлениях; не знаем, можем ли мы по его публичным выступлениям делать выводы о том, какие именно темы были для него центральными в христианстве. 

Вследствие этого мы, проводя наше небольшое исследование, были вынуждены во-многом опираться на собственные ощущения, которые у нас возникают при чтении тех или иных текстов; выдвигать гипотезы, которые, возможно, в будущем получится проверить, поговорив с его близкими. Пока же мы предлагаем читателю: 1) подборку наиболее важных цитат из выступлений Алексея Навального; 2) наши комментарии и соображения по поводу этих текстов без претензии на полную объективность.

Мировоззрение Алексея до отравления и ареста

Около 20 лет, вплоть до ареста в январе 2021 года, Алексей редко говорил о своей вере, оставляя этот вопрос в тени. Одним из основных источников, свидетельствующих о его взглядах в этот период, является разговор с Борисом Акуниным, опубликованный в ЖЖ писателя 3 января 2012 года. Формулируя вопрос, Акунин в первую очередь интересовался взглядами Алексея на государственную политику по отношению к религии, а не его собственным мировоззрением, однако в ответе Навального мы находим много и о его личной вере: 

 Я, к своему стыду, типичный постсоветский верующий – посты соблюдаю, на церкви крещусь, но в церкви бываю достаточно редко. Когда мои друзья, подсмеивающиеся над моим очередным «мне овощной салат – сейчас пост», пытаются меня «потроллить» и требуют, чтобы я объяснил, чему именно посвящен тот или иной пост, то они достаточно быстро ставят меня в тупик и дразнят «липовым православным, не знакомым с матчастью». Я действительно с матчастью знаком меньше, чем хотелось бы, работаю над этим.

Не думаю, что мою религиозность можно конвертировать в политический капитал – это будет выглядеть просто смешно. Я её не выпячиваю и не прячу, какая есть, такая есть.

Я верую, мне нравится быть христианином и православным, мне нравится ощущать себя частью чего-то большого и общего. Нравится, что есть специальная этика и самоограничения. При этом меня совершенно не напрягает, что существую я в преимущественно атеистической среде – лет до 25, до рождения ребёнка, я и сам был таким ярым атеистом, что был готов вцепиться в бороду любому попу.

Нормально, когда люди религиозны, нормально, когда некоторые люди смеются над религиозностью. Шутки над религиозностью в «Симпсонах» или «Южном парке» совершенно прекрасны и не оскорбляют меня нисколько.

[…]

Тема «сращивания» патриархии и власти – тема болезненная. Позиция РПЦ – всякая власть от Бога, они будут поддерживать любую власть. Нужно относится к этому философски. Не вижу здесь никаких оригинальных рецептов, только закон. Эти взаимоотношения должны быть формализованы. Если кто-то захотел поддержать РПЦ через квоты на поставки сигарет, то светская власть должна привлечь этого чиновника к ответственности в установленном порядке. Его «контрагентом» в РПЦ пусть занимается сама РПЦ, обсуждая, допустимо ли это.

На днях читал любопытную статью в «Ведомостях», там описывался опыт мирного ухода диктаторов от власти. Любопытно, что почти везде главным посредником между диктатором и протестующими была Церковь. Возможно ли это сейчас у нас? Вряд ли. Но я бы очень хотел, чтобы РПЦ заняла такое положение в обществе, чтобы все конфликтующие искали и принимали её посредничество.

Как нам кажется, из этого ответа мы можем вывести несколько особенностей, характерных для мировоззрения Алексея: 

  1. Православие прежде всего как этическая система, свод правил. Мы видим, что своё христианство Алексей реализовывал прежде всего через соблюдение определённых норм (например, православных постов), причём относился к этому очень серьёзно. При этом информации о том, состоял ли он в христианской общине, насколько регулярно бывал в храме, участвовал ли когда-нибудь в евхаристии, у нас крайне мало. «Я крещеный и считаю себя православным. Но я советский православный: на церкви крещусь, а в церковь не хожу» – цитирует его журнал Esquire (№ 72, декабрь 2011, С. 162). В интервью Борису Акунину 3 января 2012 Алексей говорит чуть иначе: «в церкви бываю достаточно редко». Из интервью 2011-2012 годов мы не можем делать определённых выводов о церковности Навального в последующий период. Во-первых, слова «я не хожу в церковь» можно понять двояко: как «я не хожу в церковь [никогда]», так и «я не хожу в церковь [регулярно]». Во-вторых, мы не можем быть уверенными, что за прошедшие с момента интервью и до отравления 10 лет с Алексеем не произошло никаких перемен. Юлия Навальная в видео, опубликованном 24 февраля 2024 г. рассказывает: «Алексей был верующим человеком, для него это было очень важно. Он ходил в церковь, он постился, даже в тюрьме постился» – однако и из этих слов мы не можем понять, стал ли в поздние годы Алексей бывать в храме регулярно или заходил туда от случая к случаю (однако совершенно точно можем убедиться в том, какую роль для него играл церковный пост). 
  1. Христианская этика как фундамент для политического действия. Алексей не пытался конвертировать своё православие в политический капитал, однако его этическое восприятие христианства, безусловно, отлично гармонировало с присущим ему обострённым чувством справедливости. Кажется, что в области политической теологии Алексей по своим взглядам близок к графу Толстому, для которого суть христианства также заключалась скорее в нравственности, чем в догматике или мистике (ср. «В чём моя вера?», особенно разделы II, III и XI). По всей видимости, в восприятии Алексея Евангелие носит прежде всего социальный характер – как проповедь справедливости, милосердия к нуждающимся, равноправия; как история о Человеке, который отстаивал свои взгляды вплоть до смерти, не боялся критиковать власть имущих, обличая их двуличие. Неслучайно, отвечая на вопрос Юрия Дудя о том, кто лучший политик в истории человечества, Алексей называет Иисуса Христа. При этом, важно отметить и отличие Навального от Толстого: Лев Николаевич, основываясь на евангельской этике, желал построить Царство Божие на земле, в то время как для Алексея евангельская этика – это скорее его внутренняя, личная мотивация, которую он, как мы можем судить, никогда не рассматривал как чистую основу для государственного устройства. 
  1. Критика РПЦ за нравственное несовершенство. Мы видим, что в христианстве для Алексея прежде всего важна нравственность; именно за безнравственность он критикует отдельных деятелей РПЦ и государственных чиновников, пытающихся казаться православными (см, напр., ролик «Путинские православные: черепа и пентхаусы», вышедший в мае 2019 г.). Исходя из этого, можно предположить, что от участия в церковной жизни Алексея отталкивало лицемерие тех церковных лидеров, которые, призывая свою паству к умеренности и аскетичности, сами ведут жизнь, полную роскоши и удовольствий. Он не имел возможности изменить РПЦ и не считал возможным менять церковь «снаружи» через государственное регулирование, однако и воспринять нынешнее положение дел в русской церкви как норму он тоже не мог – этим, наверное, можно отчасти объяснить его «невоцерковлённость». 
  1. Православие как принадлежность к русской культуре или «русскости». Связь, физический контакт с Россией был для Алексея большой ценностью: мы знаем, что он никогда не рассматривал для себя путь эмиграции; мы видели, как непреклонно он желал вернуться в Россию после лечения в Германии. Ступая в область домыслов и предположений, мы можем сказать, что в этом контексте было бы логично рассматривать и православие – как способ «ощущать себя частью чего-то большого и общего» (цитата из интервью с Акуниным), частью русского народа, на глубинном уровне с православием связанного. Если допустить, что эта гипотеза хотя бы отчасти верна, то это объяснило бы и тот факт, что, будучи недовольным положением дел в РПЦ, Алексей (насколько нам известно) никогда не рассматривал другие христианские конфессии в качестве альтернативы. Впрочем, этому факту может быть и более простое объяснение: для человека, не очень знакомого с матчастью, католицизм или протестантизм выглядят столь же далёкими от православия, как ислам или иудаизм, поэтому мысль об альтернативе среди других христианских конфессий могла просто не приходить Алексею в голову. 

Период заключения

После ареста в январе 2021 года Алексей Навальный, как кажется, пересмотрел свой давний принцип в публичных выступлениях не делать акцент на своей вере. Раньше он не скрывал этого, но и не особенно говорил об этом – кажется, он воспринимал своё мировоззрение как дело частное, его публичной деятельности не касающееся. Теперь же всё изменилось, в его последнем слове на суде 20 февраля 2021 года Евангелие становится не только внутренним фундаментом политической деятельности, но и публичной политической программой:

…Но тем не менее последнее слово – значит, нужно говорить последнее слово. Я уже не знаю, о чем поговорить, ваша честь. Хотите с вами поговорю о Боге и о спасении. Выкручу, так сказать, ручку пафоса на максимум. Дело в том, что я верующий человек, что, в общем-то, скорее служит примером постоянных насмешек в Фонде борьбы с коррупцией, потому что в основном люди атеисты, я сам был довольно воинствующим. Но вот сейчас я человек верующий, и мне это сильно помогает в моей деятельности, потому что все становится гораздо, гораздо проще. Я меньше раздумываю, меньше дилемм в моей жизни – потому что есть книжка, в которой, в общем-то, более-менее четко написано, что нужно делать в каждой ситуации. Не всегда, конечно, легко следовать этой книжке, но в общем-то я стараюсь. И поэтому, как я уже сказал, мне легче, наверное, чем многим другим, заниматься политикой.

Мне недавно пишет человек: «Навальный, а что тебе все пишут: „Держись, не сдавайся, терпи, сожми зубы?“ А чего тебе терпеть-то? Ты же вроде в интервью говорил, что в Бога веришь. А сказано: „Блаженны жаждущие и алчущие правды, ибо они насытятся“. Ну так вот и отлично тебе, значит!» И я подумал, надо же, как человек хорошо меня понимает! Потому что не то, чтобы мне отлично, но вот эту конкретную заповедь я всегда воспринимал как такую более-менее инструкцию к деятельности. И поэтому, безусловно, не очень наслаждаясь тем местом, где я нахожусь, тем не менее, я не испытываю никаких сожалений о том, что я вернулся, о том, что я делаю. Ну, потому что я сделал все правильно. Наоборот, я испытываю такое удовлетворение, что ли. Потому что в какой-то сложный момент я делал как положено по инструкции, но заповедь не предал.

[…]

Знаете, вот конвой — замечательные ребята. И в моей тюрьме тоже нормальные, но они со мной не разговаривают — им запретили со мной говорить, видимо. Они говорят иногда дежурные фразы. Это такая важная вещь тоже, чтобы ты постоянно чувствовал себя одиноким. Но я совершенно не чувствую. И я объясню почему. Потому что вот эта вот конструкция – «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» — она кажется какой-то экзотической, странноватой, но на самом деле это главная политическая идея, которая сейчас есть в России. Вот, ваша честь, какая существует в России такая фраза, формулировка, самая популярная политическая вообще, какой самый популярный лозунг в России? В чем сила? Правильно. Сила в правде. Это же оно и есть. Это и есть эта заповедь блаженства, только без всяких «ибо» и «алчущих» — она просто сжата до размеров твиттера. Но, по сути, оно и есть. И вся страна на все лады повторяет, что сила в правде. За кем правда – тот и победит.

Кажется, что за время, проведённое в заключении, Алексей гораздо глубже проникся христианством – или, во всяком случае, стал говорить о христианстве гораздо более личные и глубокие вещи. В интервью Акунину в 2012 году он говорил, что быть христианином и ощущать себя частью чего-то большого и общего ему нравится. Там речь о православности Алексея шла как об одной из его особенностей или странностей. Начиная с февраля 2021 года он говорит о христианстве уже не как о своей забавной причуде, а как о том, что определяет его жизнь и убеждения – те самые убеждения, за которые он был готов сесть в тюрьму. В интервью 2012 года он упоминает шутки в свою сторону от коллег по ФБК и сам подшучивает над своей необразованностью в области религии. В феврале 2021 года, примерно через месяц после ареста, тот же самый нарратив о насмешках со стороны коллег предстаёт уже в совершенно ином свете – как свидетельство уверенности в своих убеждениях, пошатнуть которую не в состоянии ни друзья, ни уж тем более соперники.  

Алексей продолжает воспринимать Евангелие прежде всего в социально-этическом ключе; он всю жизнь посвятил борьбе за правду, а потому именно заповедь блаженства о жаждущих правды становится для него особенно важной – в ней он видит обоснование и подтверждение всех своих чаяний. Однако для него это не материал для абстрактных спекуляций; на основе этой заповеди он не выстраивает универсальную философскую систему или план построения Царства Божьего на земле (по крайней мере, в его речах ничего об этом нет). Он говорит о чтении Евангелия как о личном опыте, действительном лично для него – и это свидетельство можно воспринимать как свидетельство о личной встрече со Христом, который один может гарантировать, что алчущие правды действительно насытятся. 

Некоторые вопросы у христианина, читающего этот текст, может вызвать то, что Алексей говорит о заповеди Иисуса как об «инструкции», а о Библии – как о книге, где «более-менее четко написано, что нужно делать в каждой ситуации». С одной стороны, эти слова можно интерпретировать как «законническое» отношение к Писанию; с другой стороны (вспоминая, что Навальный – не теолог, и говорит о не научным богословским языком), эти формулировки можно объяснить проще: Алексей просто подчеркивает, как умеет, важность и принципиальность слов Христа. Очевидно, что в условиях заключения Библия стала для Алексея одним из лучиков света, одной из опор, позволяющих ему держаться, сохранять присутствие духа и веру в свои убеждения. И здесь слово «инструкция» может быть употреблено как описание чего-то непреложного, чего-то, что всегда истинно, несмотря на изменчивость и относительность всего остального в этой жизни. 

Если среди заповедей Иисуса Алексей особенно выделяет заповедь о блаженстве жаждущих правды, то среди евангельских сюжетов для него, безусловно, самым важным является рассказ о смерти и воскресении Иисуса Христа. Навальный говорит о этом простым, бытовым языком, не вдаваясь в сложности сотериологии и эсхатологии; например, мы не знаем, ожидал он полной победы добра в этом веке или в будущем. Однако через свои незамысловатые тексты ему удаётся передать своим (часто неверующим или невоцерковлённым) читателям главный месседж христианской проповеди – рассказ о победе жизни над смертью, рассказ о том, что зло не может торжествовать долго, что в конечном счёте всегда побеждает добро, и что залогом этой победы является Иисус Христос. 

Ура! Христос воскрес. Жизнь и любовь победили. С самым лучшим праздником по традиции поздравляю всех: и верующих (кто я сейчас), и неверующих (кем я был), и воинствующих атеистов (кем я тоже был). Всех обнимаю и всех люблю.

Как же я долго ждал эту Пасху. Ну да и Великий пост в этом году у меня выдался непростой. К сожалению, не смогу сегодня разделить полноценную пасхальную трапезу: я все ещё в первой половине своей увлекательный трансформации «из еле волочащего ноги скелета в просто голодного мужчину». Но разрешенные мне несколько ложек каши съем с отменным пасхальном настроением. Ведь в такой день я точно знаю и помню о том, что все будет хорошо.

2 мая 2021 

Всех поздравляю с самым лучшим праздником!

Жизнь, любовь и мир нужны нам, как никогда.

Пусть скорее пройдет без следа власть тьмы.

Христос воскрес!

24 апреля 2022

Всех православных поздравляю с главным днем года.

Христос Воскресе.

Этот день напоминает нам, что отчаиваться нельзя, и, как бы ни было тяжело, настанет день, когда зло будет повержено и люди вновь скажут ему с усмешкой: «Ну что, смерть, где твое жало, ад, где твоя победа?»

С праздником!

16 апреля 2023

В заключении Алексей много читает Библию, исправляя своё плохое знание «матчасти»: «Кто лежит в робе, лысый, в очках на кровати с Библией в руках? Это я. С Библией, потому что это единственная книга, которую я смог получить за три недели. А на кровати (суперскандальное нарушение правил), потому что объявил голодовку» – писал он в своих соцсетях 31 марта 2021 года. В виду малого количества источников нам трудно представить себе, как и насколько менялись взгляды Алексея за три года заключения, однако, судя по всему, он активно использовал это время для того, чтобы лучше осмыслить новую для него сферу религиозного, для которой раньше не находилось сил и времени. 

Христианство как образ жизни

О том, насколько «ортодоксальными» были взгляды Алексея, можно спорить, по-разному интерпретируя формулировки и отрывки из разных выступлений. Однако есть ещё один маркер, определяющий, идёт человек за Христом или нет: «По тому узнают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собой» (Ин 13:35). 

Все мы умеем быть хорошими, пока у нас всё более-менее хорошо. До лета 2021 года жизнь Алексея трудно назвать лёгкой – на него нападали, за ним следили, его держали под арестом, сажали в тюрьму его близких, проводили постоянные обыски. Но всё же он был окружён любящей семьёй, друзьями и соратниками, мог сам планировать свою жизнь и заниматься любимым делом. После отравления и ареста всё радикально изменилось – он оказался в заключении, полностью во власти людей, которые раньше пытались его убить, а теперь всячески старались сделать его жизнь невыносимой. В таких условиях с человека слезает вся шелуха и открывается то, что было внутри. В таких условиях невозможно долго притворяться хорошим. В таких условиях совершенно естественно было бы ненавидеть тех, кто причинил ему и его семье столько горя и страданий. 

Однако Алексей ведёт себя совершенно неестественно. Читая его посты, мы не найдём там ненависти или жажды мести. Он не перестаёт видеть в своих мучителях людей и осознанно ставит себе задачу: не начать ненавидеть всех. Вот что он пишет 4 июня 2021 в свой день рождения: 

Всегда в своем деньрожденческом посте я говорю искреннее спасибо всем людям. Кто окружает меня, кто поддерживает. Семье, конечно. А в этот раз хочу поделиться важным. Думал, писать или нет. Вдруг решите, что я тронулся. Но все же напишу.

Очень много странных событий произошло со мной за год. Отравление и смерть в самолете. Странная бонусная жизнь, я учился ходить и говорить заново. Раскрытие покушения и телефонные разговоры с теми, кто хотел меня убить. Возвращение домой, арест на границе, дикие, абсурдные «суды», «Кремлевский централ» и колония, похожая на карикатурный концлагерь «Большого брата». Болезнь, отказ в медицинской помощи и голодовка.

И вот все это происходило, а я внимательно следил за собой.

Я очень не хотел озвереть. Ну, сами понимаете, такого рода события весьма способствуют превращению человека в какое-то подобие затравленного волка. Ненавидящего всех, мечтающего о расстрелах и посадках врагов. Для того, чтобы уснуть, считаешь не овец, а тех, кого повесишь в первую неделю прихода к власти. Эмоции такие мне понятны, и — честно скажу — боялся, что они станут большой частью меня. Ведь план был ровно обратный: немножко больше любить и понимать всех людей.

Вы не подумайте, я не чокнутый пацифист и не религиозный фанатик. Со своих позиций я не сдвинулся ни на миллиметр. Борьба с коррупцией и справедливый суд для злодеев — ключевая часть моей повестки. Но встречаясь с каждым и особенно с теми, про кого я первой мыслью думаю: «Ох ты гад, я бы тебя придушил», я стараюсь первую мысль отогнать и второй мыслью изо всех сил пытаюсь человека понять, простить и даже (не называйте меня извращенцем) немного полюбить. Это нелегко, но я прилагаю все возможные усилия.

Как там: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?»

Так что, надеюсь, могу сегодня сказать, что достижение года — я вроде пока держусь подальше от состояния «зверь в клетке».

Конечно, Алексей злится на тех, кто старается усложнить ему жизнь (и, как человек эмоциональный, бывает довольно резок в формулировках), однако в его текстах гораздо больше юмора, чем раздражения. Он воспринимает издевательства со стороны сотрудников колонии как аскетические упражнения (что вызывает у христиан, знакомых с матчастью, ассоциации с историями из монашеских патериков). Когда мы говорим о том, как проявлялось христианство Алексея на практике, нельзя не вспомнить пост, появившийся в его соцсетях 12 декабря 2022 года. 

Конечно, лучше всего бить человека дубинкой по бедрам и пяткам. Очень больно и очень хорошо работает. В моей колонии с теми, кто чем-то недоволен, обычно так и поступают. 

Но что делать с теми, кого бить не разрешают? Ну, или пока не разрешают. 

На этот случай русская тюрьма тоже изобрела огромное количество вариантов. Самое простое – держать человека в ШИЗО. А если ШИЗО само по себе его уже не «ломает», то можно для начала закинуть ему в камеру бомжа. Что и произошло сейчас со мной. 

На тюремном жаргоне это называется «чёрт». Но мы назовем это корректно: осужденный, имеющий большие проблемы с бытовой гигиеной. 

Если ты живешь в камере, и какой-то человек 24/7 от тебя на расстоянии вытянутой руки, и вы оба 24/7 в одном-двух метрах от туалета, а туалет – это дырка в полу, поддержание гигиены имеет абсолютно принципиальное значение. 

И проблемный в этом смысле зэк моментально сделает вашу жизнь невыносимой. Но все по закону. О чем и сообщает администрация с радостными и счастливыми улыбками в ответ на мое возмущение. 

По тюремным правилам я должен этого чувака из камеры выгнать – бить или угрожать, это уж как получится. 

Но бить его – это, во-первых, моментально уголовная статья – везде видеокамеры, в этом и суть провокации. А во-вторых, избить несчастного больного хромого многолетнего алкоголика – такое совсем не проходит важный тестовый вопрос «а что бы сделал Иисус?».

Можно сколько угодно критиковать Алексея за то, что он не ходил в храм, считал, что «Бог в душе», долгое время не пытался разобраться в собственной вере, интерпретировал Писание с перекосом в социально-этическое и так далее. Но в одном ему нельзя отказать – в том, что на практике за три года заключения он продемонстрировал нам пример по-настоящему христианского поведения. Находясь в невыносимых условиях, он умудрялся быть более человечным, чем многие политические деятели, находящиеся на свободе и в безопасности. Оказавшись в ситуации, где многие другие быстро бы позабыли о своей «гуманистичности», Алексей несмотря ни на что продолжал в своих поступках ориентироваться на Христа, размышляя, а что бы сделал Он? Это роднит Навального с теми христианами, которых в православной Церкви называют «страстотерпцы» – с теми, кто, страдая не за веру, а по каким-то другим (часто политическим, как, например, князья Борис и Глеб) причинам, остались верны словам Иисуса: «Любите своих врагов» (см Лк 6:27 и след.).