Преследование верующих за антивоенную позицию: анализ и диаграммы

Исследование выполнено группой «Христиане против войны» при поддержке Reforum Space. Проведенный анализ и составленные диаграммы опираются на постоянно обновляемый список верующих, пострадавших за антивоенную позицию — исследование ведется по редакции на 5 сентября 2024 года. На эту дату в списке 112 имен, однако мы позволим себе сократить его до 111 лиц. Мы пренебрегаем случаем украинского отказчика от военной службы по соображениям совести, поскольку в настоящее время ведется отдельное исследование по таким лицам.

Распределение по странам

Мониторинговый список охватывает 7 стран — очевидно, что подавляющее большинство (91%) приходится на страну-агрессор (Россия: 68 случаев на собственных территориях и 7 случаев на оккупированных) и страну-соагрессор (Беларусь: 26 случаев): там верующие чаще всего выражали свое несогласие с развязанной Россией войной и были за это преследуемыми.

В Литве, Норвегии, Казахстане и Испании такие случаи регистрировались по той причине, что там имелись верующие, находящиеся в юрисдикции церквей, подведомственных РПЦ. Поэтому преследования в этих странах были обусловлены церковной властью, управление которой исходило из России. Случай в Украине — это выговор церковной вертикали в отношении священника, выступившего с речью примиренческого характера. Нередки случаи захвата российскими властями клириков на оккупированных территориях Украины.

Конфессиональный состав

В список вошли клирики и прихожане 15 церквей. В некоторых случаях установить церковную принадлежность не удалось. О некоторых попавших под преследование известно, что они не относят себя к какой-либо зарегистрированной церкви. Эти две категории объединены на двух диаграммах ниже в категорию «Другое(ие)».

Из 15 церквей три стали абсолютными лидерами в представленности лиц в списке — это Русская и Белорусская православные церкви (49 и 13 случаев соответственно), а также Римско-католическая церковь (12 случаев).

В перечне большое количество православных церквей, действующих в России, но не входящих в юрисдикцию РПЦ — это Апостольская православная церковь, Российская православная церковь, Русская православная церковь заграницей (Агафангела) и Соборная православная апостольская церковь.

Нагляднее представить разбиение по конфессиям — диаграмма ниже содержит конфессиональное распределение. Из неё видно, что больше всего пострадало православных (74 человека, или 66,7%); второй по массовости конфессиональной группой идут евангельские христиане и баптисты (16 человек, или 14,4%). 12 католиков, 5 греко-католиков, 1 адвентист седьмого дня и 3 лица внеконфессионального или неустановленного исповедания замыкают этот список.

Распределение по чину

Выделим две крупные группы: в одну разместим прихожан церквей, в другую — церковно-, священнослужителей, пасторов. Получилось, что в списке преследуемых группа прихожан в два раза меньше группы служителей (37 против 74). Очевидно, это обусловлено публичным характером второй группы. К примеру, обычные прихожане, подвергшиеся преследованию за антивоенное высказывание, могли не афишировать свою вероучительную позицию для правозащитных организаций. Поэтому сведения о них не попали в наш мониторинг.

Гендерный состав

В списке 100 мужских и 11 женских имён. Численное превосходство мужчин среди пострадавших верующих объясняется схожими причинами, что и в предыдущем подразделе, где рассматривалось распределение по группам верующих и служителей. В рассматриваемом регионе в большинстве церквей служителями являются мужчины — сведения о них попадали чаще в новостные сводки о преследованиях.

Распределение по основанию для преследования

Почти половину поводов для преследования верующих составили их антивоенные публикации или выступления (интервью) — таких случаев установлено 53. Жертвами преследования стали подписанты известного обращения клириков РПЦ, выразивших свое несогласие с российской агрессией — само письмо, напомним, подписало около 300 священнослужителей, под репрессии попали минимум 13 из них.

Многочисленными стали и следующие действия верующих, за которые те оказались под преследованием:

  • антивоенный пикет или шествие — 11 случаев;
  • отказ от провоенной молитвы (или молитвы о «победе Святой Руси») — 9 случаев;
  • антивоенная публичная молитва — также 9 случаев;
  • принадлежность к (про)украинской церкви — 7 случаев;
  • антивоенная проповедь — 6 случаев.

Распределение по характеру преследования

Верующих преследуют как светские, так и церковные власти. Поэтому и диаграммы построим две — в зависимости от источника репрессий.

В репрессии, организованные властями, включим и те воздействия, которые не содержат прямой источник в государственных структурах: к примеру, в отношении некоторых верующих применялись угрозы физической расправы. Такие угрозы могли исходить от недоброжелателей, однако они применялись на фоне государственного преследования верующих лиц, поэтому мы включили их в диапазон.

Понятно, что половину случаев составляют первичные процессуальные действия над христианами с антивоенной позицией — такие, как задержание, опрос, допрос (50 случаев). Проведенных обысков в отношении христиан нами насчитано 17.

Если говорить об уже вмененных наказаниях, то лидируют штрафы (30 — в административных делах и 3 — в уголовных). Немало случаев и лишения свободы (сроки верующим давали при уголовном преследовании 15 раз, административный арест давали 11 раз). Прямо сейчас ещё 12 верующих находятся в СИЗО в ожидании суда.

Власти используют в отношении верующих с антивоенной позицией и такой репрессивный инструмент как включение их в различные диффамационные списки — так, в исследовании выявлены 5 иноагентов и 4 лица из перечня террористов и экстремистов Росфинмониторинга.

Верующим ограничивают возможность выражения их взглядов и путем блокировок их аккаунтов в соцсетях — известно о 3 ограничениях.

По меньшей мере в отношении 2 человек была применена депортация; еще 16 христиан, чтобы избежать репрессий, единолично или целой семьей решили сами выехать из страны, где проживали до встречи с потенциальной угрозой преследования.

К 9 верующим применялись насильственные действия и пытки. Известно о 2 случаях угроз физической расправы.

В случае же способов подавления, организованных церковными властями, диапазон гораздо уже. Средств церковных взысканий и наказаний мы насчитали 7. Самые популярные среди них:

  • запрет в служении — 19 случаев;
  • извержение из сана — 14 случаев;
  • почисление за штат — 11 случаев;
  • увольнение с церковно-административных должностей — 5 случаев.

В отношении некоторых священников РПЦ могли последовательно применяться первые три меры: сперва клирика могли почислить за штат, потом запретить в священнодействии, а после — и вовсе лишить сана. При этом параллельно его могли уволить с занимаемой должности.

Очевидно, что в отношении одного христианина с антивоенной позицией могли применяться различные репрессивные практики — исходящие как от светских властей, так и от религиозных.