Это следует из тоста Патриарха Кирилла, произнесенного им на торжественной постной трапезе по поводу Торжества Православия в Храме Христа Спасителя 13 марта 2022 года.
«Для всех нас наступила новая эпоха. Вот в этом зале много мне приходилось выступать, я говорил о разных вещах, но наверное никогда и не говорил о вещах и о темах, которые касаются жизни или смерти, победы или поражения. Вот сегодня мы все с вами находимся в таком положении: либо мы побеждаем, и вместе с нами побеждает Святая Русь, либо … не будет того, что либо… Мы с вами все должны быть вместе.
Единомыслие епископата. Я не случайно об этом говорю. Знаю, что у кого-то есть какие-то такие вариации на тему, вот все эти вариации нужно отбросить в сторону, потому что церковь вместе с народом, она служит духовному благу народа. А для этого церковь должна быть признана народом, церкви должен народ доверять, поэтому мы вместе в радостях и скорбях*, и ничто не должно омрачать этого нашего реального стремления сегодня поддержать наш народ, и повторить тот подвиг, который совершала наша церковь в Великой Отечественной войне.
Только есть разница. Сегодня мы с вами в этом величественном зале, никто нас в России не притесняет, никто не гонит, ни одного священника в тюрьме нету или в лагере. А в то время ведь сидели в лагерях и в тюрьмах, а Патриарх Сергий встал в число защитников безбожного Отечества, будучи подвергнут, конечно, осмеянию зарубежными братьями, которые находились под влиянием в том числе иных политических сил, да и были наверное, внутри какие-то оппозиционные люди, но он встал тогда на защиту, совершил невероятный пастырский подвиг.
От нас сегодня такого подвига не требуется, но я бы хотел призвать всё духовенства Русской Церкви, весь наш народ, осознать историческую ответственность за то, что сегодня происходит«.
*Аллюзия на следующее утверждение Декларации Митрополита Сергия (Старогородского), принятой в 1927 году как Декларация лояльности Советской власти, которая раскололо Русскую Церковь как в Советской Союзе, так и за границей:
«Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти, могут быть не только равнодушные к Православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами, как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из страха наказания, но и по совести», как учил нас Апостол (Рим. 13, 5). И мы надеемся, что с помощью Божиею, при вашем общем содействии и поддержке, эта задача будет нами разрешена.»