В неделю Торжества Православия на торжественной постной трапезе в Храме Христа Спасителя Патриарх обратился к священству с продолжительным тостом, запись которого попала в нашу редакцию.
Он отметил, что «по милости Божьей, чудом Божьим во власть в России пришли люди, связанные, не прагматически, не ситуативно, а по убеждениям своим, с православной традицией, с православной верой». По его мнению «всякая Перестройка, разрядка и прочие попытки провести такое замирение Востока и Запада на самом деле преследовали совершенно другую цель — идеологическую интервенцию, проникновение». Он считает, что Запад со своей идеей «процветающего потребительского общества» считал себя сильнее по сравнению с обществом, где главными идеями являлись «любовь к Богу, любовь к Родине». Запад был уверен в победе консьюмеризма, «потому что никакие духовные скрепы Запада не смогли противостоять этой идеологии потребления». И по мнению Патриарха, западное общество всё проникнуто идеей потребления, и Запад пытался «и нас втянуть в орбиту этого потребительского, безумного и безбожного общества».
Скатывание российского общества в консьюмеризм остановил «лидер, который спокойно, без напряжения, но бросает вызов этому развитию нашей русской цивилизии». Патриарх объясняет поддержку Путина тем, что «сегодня эта политика отвечает глубинным интересам русского народа, а также украинского и белорусского народа». Описывая предполагаемый конфликт с Западом Патриарх ссылается на Священное писание, подавая в авторской редакции отрывок Еф. 6:12: «Наша брань не против плоти и крови, но против миродержителей тьмы века сего» (в оригинале: «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего». Поскольку Патриарх в данном случае власти и начальство хвалит, ему, видимо, неудобно было цитировать этот стих целиком. Ведь именно этими словами он предложил своим слушателям «вдохновлять наш народ».
Он объясняет: «Наша брань не против плоти и крови, не против братьев-украинцев, не против людей, но против миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной».
Патриарх также заявил, что его главная забота сейчас, чтобы сохранилось «неразделенным русское православие». Ведь в Украине кто-то из епископата «уже дрогнул и говорит «нафиг нам эти русские, давайте мы тут сами объединимся»».
Он также коснулся и внутриполитической ситуации, считая, что есть и те в России, кто надеялся, что происходящие события, а также санкции и ухудшение экономической ситуации в стране, могут привести к революции против действующей власти. Патриарх только посмеялся с этого: «Мы живем другой жизнью, у нас другие взгляды на жизнь, у нас же другие ценности», а поддержка Путина народом проистекает из чаяний народа. Поэтому церковь в лице Патриарха и поддерживает Путина: «Мы народ свой поддерживаем, а народ поддерживает Путина, потому что он отражает сегодня интересы народа».
Тем не менее, по оценке Патриарха материальное положение верующих действительно ухудшается, поэтому церковь должна оказывать материальную поддержку малоимущим и беженцам, которые «устремились в Россию, спасаясь от смерти», не уточнив, правда, кто им такую угрозу смерти принёс. По его мнению, людей в Украине подвергают пыткам за молитву за Патриарха Кирилла.
Вопросом жизни и смерти назвал Патриарх победу в войне в Украине: «а для того, чтобы была победа, мы все должны быть вместе». Он призвал к единомыслию епископат: «я не случайно об этом говорю, зная, что у кого-то есть какие-то вариации на тему, все эти вариации нужно отбросить в сторону», чтобы «повторить тот подвиг, который совершала наша церковь в Великой Отечественной войне», когда «Патриарх Сергий встал в число защитников безбожного Отечества».