Какие есть богословские основания для апологии д̶ь̶я̶в̶о̶л̶а Путина, или «русского мира»?

Казалось бы, многие христианские лидеры ясно выразились на тему, кто начал войну в Украине и кто страдает в этой кровопролитной войне. И эти высказывания в своей солидарности перечат тому нарративу, что использует патриарх Кирилл в своих речах. Более того, своего пастыря поддержал даже маститый профессор-богослов Алексей Осипов. Получается, у них есть в распоряжении какие-то христианские, евангельские или ветхозаветные доводы в пользу необходимости этой войны? Или, может, не совсем евангельские, но какие-то внутрицерковные, являющиеся формой нового церковного Предания?

Обозреватель «Новой газеты» Александр Солдатов попробовал вникнуть в основания такой апологии. Т. е. он проследил, какими аргументами пользуются патриарх Кирилл и другие богословы, оправдывающие эту войну. И обнаружил, что там нет никакой возможности для зацепки: объявленная «спецоперация» больше созвучна с исламским джихадом, нежели каким-то христианским мероприятием. Нет в ее пользу и юридических возможностей в Социальной концепции РПЦ. «Миротворческая» роль этой «операции» опровергается заявлениями Всемирного совета церквей, осуждающего эту войну.

Но есть искусственные аргументы, уже набившие оскомину: о денацификации, сдерживании НАТО и т. п. Но в этих аргументах, во-первых, нет ничего от действительного положения вещей, а, во-вторых, и богословского содержания в них не найти.

В свою очередь, как известно, возник документ православных богословов, обнаруживших в такой линии богословствования признаки ереси этнофилетизма. Не будем оценивать возможность еретичности православных приверженцев «русского мира» (об этом можно будет послушать в понедельник на канале «Батюшка Лютер»). Но порекомендуем прочитать эту статью Александра Солдатова всем для понимания уровня той богословской изоляции, в которой оказался русский патриарх.

@christianvision