Православный священник за штатом. Блогер, публицист.
Заместитель председателя РПЦ по связям с обществом и СМИ Александр Щипков – заметный рупор новой религиозной идеологии или идеологической религии, сляпанной на обломках русского православия. В общем-то она сводится к давнему и незамысловатому «Мы – русские! Покажем Америке кузькину мать!» Отними у них Америку, я даже не знаю, что б они тогда делали и во что верили. Но неспроста некоторые называют этого с позволения сказать профессора «Геббельсом РПЦ». Именно его устами во многом артикулируется манипулятивная подача и обоснование идеологических доктрин под православным соусом.
Главная площадка Щипкова для вещания на публику – шоу на телеканале «Спас» под скромным и незамысловатым названием «Щипков». И как не глянешь на это шоу, оно всегда шоу. Вот и сейчас профессор-пропагандист показал себя красавцем. Комментируя новую российскую «Концепцию внешней политики», побежал куда дальше впереди паровоза, выудив из «чрезвычайно важного, знакового документа» гораздо больше, чем там сказано, или же сказано, но припрятано. Как и можно было предполагать, все проникнуто пресловутым ресентиментом и милитаристским пафосом, едва ли не жаждой крови.
Весь мир в воображении Щипкова это, как он сам признается, такая «геополитическая матрешка», в центре которой «стержень» – великая Россия, страна-цивилизация, вокруг этого «стержня» – «русский мир», еще шире – Евразия, в общем-то тоже русская, «макрорегион процветания и стабильности»…. Постойте, а как же Европа, вражеский Запад? Вы удивитесь, но «Россия не считает себя врагом Запада и не изолируется от него». Оказывается, «мы не ставим знак равенства между Европой и Соединенными Штатами», «готовы к сотрудничеству» и все такое. Европа не безнадежна для «справедливого мира», «мы ей даже симпатизируем», но при условии, если она признает свое второстепенное и побочное значение «интересной окраины» Евразии, в центре которой Россия… Ладно – вместе с Китаем и Индией. А не захочет сотрудничать, то останется колонией США – того самого воплощенного инфернального абсолютного зла. Это тот исконный «враг России», с которым не может быть никакого сотрудничества и которому нет места в русском «справедливом мире». Даже Англия, по всей видимости, не такая пропащая и совсем недавно столь популярное «англосаксы» прозвучало в речи пропагандиста только один раз. Поэтому для самой внешней матрешки, то есть всего прочего мира за пределами Евразии, предполагается только продолжительный и неопределенный процесс, по мере отторжения от зловредной Америки пространства для «справедливого миропорядка» (где я это уже слышал?) во имя «русского мира» и на его же штыках: ведь «в основе внешней политики теперь стоит военная мощь нашей державы».
Здесь стоит отметить интересную особенность нынешнего идеологического тренда России. Даже по сравнению с коммунистической доктриной времен СССР. Как ни странно, там, при всем «классовом подходе», куда больше брался в расчет собственно человек. Общества и страны были наполнены людьми, где была «классовая борьба», были интересы разных групп населения, даже предполагались некие «трудящиеся», которые «поддерживали советские инициативы», не говоря уже о коммунистических партиях. Нынешняя российская идеология оперирует субъектами только на уровне обобществленных и абстрагированных от конкретных людей стран и народов. В ходу так называемая «геополитика» – игра на мировом поле между географическими, а не человеческими единицами.
Столь же обобществленной и абстрактной категорией оказывается и пресловутый «русский мир». Щипков в восторге, что этот термин впервые упомянут в официальном документе РФ. Но что это за «культурно-цивилизационная общность», остается не вполне ясным даже после профессорского толкования:
«Русский мир это, разумеется, не только Российская Федерация… Русские за границей это не какие-то там диаспоры, а это часть нашего русского мира. И все русские, где бы они не находились, это полноправная часть нашей самобытной русской цивилизации. Поэтому если русских где-то убивают, притесняют, преследуют, Россия обязана их защищать. Собственно то, что происходит именно сейчас…»
Да, но кто такие русские? Если это этнос, то каково место в этом «русском мире» прочих этносов, населяющих РФ? Ведь по описанию создается впечатление, что Щипков либо проталкивает идеологему «Россия только для русских», либо под «русскими» понимается не этническая, а политическая общность, о принадлежности к которой даже не все подозревают. Признаки здесь могут быть произвольны, в соответствии с требованиями политического момента.
И тогда ко всем придем и всех защитим. Всех, кого считаем русскими. Например, по факту былого пребывания в составе Российской империи или СССР. Или для начала по принадлежности к РПЦ, о защите которой тоже упомянуто в документе. Правда, несколько скромно и стыдливо: в разделе о «международном гуманитарном сотрудничестве». Но вояка Щипков берет быка за рога и вещает о «защите» в самом прямом военном смысле. А то, дескать, «посмотрите, что творится на Украине», а если не вмешаемся, будет и в Молдове, было бы и в Беларуси, «если б удался переворот в 20-м году». Очень удобно. «Русскими» можно считать не только молдован, украинцев и белорусов, но и эстонцев, латышей, литовцев. Заодно, вместе с православным меньшинством. Неспроста же такой заключительный аккорд:
«Сейчас в Вильнюсе создают какой-то лже-экзархат. Вы что думаете, там Свято-Духов монастырь в покое оставят. Наш! Нет, конечно. Уничтожать будут, все будут уничтожать. Поэтому это очень важный пункт – защита Русской Православной Церкви. Должны защищать. Православию войну объявили по всему миру».
– Путин, введи войска! – только что дословно не произнес.