Российская журналистка Ксения Лученко в своей статье о перспективах антивоенной части РПЦ отметила, что “у российских православных, как клириков, так и мирян, в изгнании есть три пути”.
“Либо они находят в себе волю для обретения политической субъектности по примеру белорусов, и тогда риски, связанные с антивоенным свидетельством, обретают смысл не только в контексте индивидуального этического выбора, но и как общее дело. Они могут войти как самостоятельная фракция в большое антивоенное демократическое движение и представлять в нем интересы своих собратьев из России, лишенных голоса.
Либо можно «ничего не делать» и раствориться в других странах, прибившись к каким-нибудь местным общинам. Либо по инерции многовековой подчиненности тому, кто сильнее и у кого больше денег, то есть власти, обрести покровительство в лице одной из оппозиционных политических сил и действовать в ее интересах. То есть выступать не на равных в формате экспертного консультирования и взаимовыгодного партнерства, а в привычной роли идеологической обслуги”.