Выступление Президента Штайнмайера на Встрече о мире на международной конференции Святого Эгидия

Предлагаем полный перевод речи федерального президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, произнесенной на встрече о мире организованной Общиной Святого Эгидия 10 сентября 2023 года в Берлине. Перевод выполнен инициативой «Христиане против войны».

Берлин, 10 сентября 2023

«Господи, сделай меня орудием Твоего мира;
Любить, где ненавидят;
Прощать, где обижают;
Объединять, где появляется раздор».

Все вы знаете эти строки из молитвы о мире, приписываемой Франциску Ассизскому. Ваши встречи о мире проходят в его духе с тех пор, как Папа Иоанн Павел II впервые пригласил представителей всех религий в Ассизи — на родину Франциска Ассизского, который так усердно трудился на благо мира и которого до сих пор почитают не только христиане. Я хотел бы сознательно поставить сегодня эту моление о мире в преамбулу. К сожалению, сейчас это более актуально, чем когда-либо.

Я очень рад приветствовать всех вас здесь, в Берлине! Хочу сердечно поблагодарить вас за приглашение на эту встречу! В этом году вы, Община святого Эгидия, вновь собрали высокопоставленных представителей мировых религий – впервые в Берлине – чтобы вместе в вере, молитве и в общих беседах искать способы сделать нашу землю мирней. Они дают надежду в наше отнюдь не мирное время. В то время, когда вооруженных конфликтов и войн в мире не меньше, а больше: в Южном Судане, на Ближнем Востоке, в Эфиопии и во многих других странах. Это также время, когда кошмар стал реальностью для нас, европейцев: впервые со времен Второй мировой войны на нашем континенте бушует жестокая агрессивная война. Многие страны мира ощущают на себе последствия этого. Это делает вашу встречу о мире здесь, в Берлине, еще более важной!

Вы все, дорогие гости, знаете, каким драгоценным товаром является мир, и как труден путь к нему. Вы также знаете, как часто в истории злоупотребляли религией для оправдания насилия, как часто во имя религии велись разрушительные войны. Но вас всех объединяет глубокое убеждение, что вера есть и должна быть великой миротворческой силой.

Война несет не только смерть, страдания и разрушения. Война — «мать всей бедности», вы это очень ясно видели, когда основали вашу общину. С тех пор вы с бесконечной настойчивостью выступаете за установление мира во всем мире. Мне просто хотелось бы вспомнить историческое мирное соглашение в Мозамбике, подписанное более 30 лет назад. И вы продолжаете делать это сегодня во многих конфликтных регионах земли.

В вашем стремлении к миру вас всегда поддерживала сила, которую вы черпаете из своей веры. Ее всегда поддерживало доверие к Богу и осознание того, что вы — орудие Божие. Вы часто выступали посредниками там, где политика терпела неудачу или не добилась прогресса. Люди в зонах кризиса и боевых действий воспринимали и воспринимают вас как беспристрастных и заслуживающих доверия, они вам доверяют – и поэтому вы также можете построить доверие между враждебными сторонами конфликта. Именно так вы неоднократно делали землю более мирным местом или пытаетесь делать это снова и снова. За это хочу поблагодарить вас от всей души!

Мы уже были тесно связаны друг с другом, когда я был министром иностранных дел. Я также с любовью вспоминаю свой визит к вам в Рим в 2017 году, во время которого мы интенсивно обменивались мнениями о горячих точках и текущих конфликтах, а также о других важных и актуальных человеческих проблемах: бедности, миграции и иммиграции, социальном неравенстве и борьбе с изменением климата. Мне не нужно никого убеждать в этом зале, что мы найдем решения этих важнейших вопросов человечества только вместе, в диалоге. Только так нам удастся создать мир во всем мире.

Вы, дорогой профессор Риккарди, однажды сказали, что диалог заложен в генах святого Эгидия. И именно эта ДНК сделала вас структурой, уважаемой во всем мире. Достаточно окинуть взглядом этот зал. Структура, которая ищет и продвигает диалог между религиями, а также диалог между религиозными общинами, политиками и гражданским обществом. Насколько важен этот диалог, особенно сейчас, когда наши либеральные демократы находятся перед еще большим вызовом, в котором в наших обществах открываются новые и глубокие пробелы, а готовность к диалогу снижается. И поэтому вы нужны нам, религиозные сообщества, но на вас лежит еще больше ответственности!

Это ваша вторая встреча о мире с 24 февраля 2022 года, после нападения России на Украину. С тех пор каждый день приносил украинкам и украинцам страдания, разрушения и смерть. Они защищают себя, держатся и борются за свою свободу с поразительным мужеством.

Но эта война также ставит перед нами большие вопросы, не только перед нами, христианами, но и перед всеми верующими людьми: насколько совместимо с верой поставка оружия в зону боевых действий? Как это согласуется с императивом мира? Разве мы не продлеваем страдания? И разве мы не обязаны сделать все возможное для того, чтобы прекращение огня произошло как можно скорее? С другой стороны: можем ли мы отказать в помощи жертвам этой жестокой военной агрессии? Разве солидарность и гуманность не требуют, чтобы мы поддерживали тех, на кого нападают? Все это вопросы, которые многие верующие и многие христиане воспринимают как глубокую дилемму. Они также беспокоят меня как сознательного христианина.

Да, именно мир является одним из величайших и глубоких обещаний всех религий мира, будь то ислам, иудаизм, индуизм, буддизм или христианство.

Да, именно миру религии могут и должны способствовать сообща – именно это собрало вас здесь, в Берлине, в этом году.

Да, именно религии могут оказать великую и незаменимую услугу людям в качестве сторонников мира и специалистов по примирению. Но я хочу здесь прояснить одну вещь: любой, кто во имя религии встает на сторону агрессора, который хочет силой подчинить себе мирную, демократическую соседнюю страну; кто, как руководство христианской церкви, поддерживает невообразимые злодеяния, совершаемые против народа этой страны, да, против их собственных сестер и братьев по вере; любой, кто действует подобным образом, фундаментально нарушает заповедь веры о мире!

Мы можем различаться в своих убеждениях. Но мы должны согласиться в следующем: религия никогда не должна быть оправданием ненависти и насилия. Это ответственность всех нас, верующих!

Дерзость мира: это девиз вашей встречи в этом году. Дерзость мира: всего два слова. Два маленьких и в то же время таких больших слова. Они ведут прямо в наше время. Стремясь к миру, мы, немцы, думаем о Вилли Брандте, о его призыве к нам дерзать иметь больше демократии. Американцы вспоминают лозунг Барака Обамы «Дерзость надежды». Стремясь к миру, для нас особенно важен Дитрих Бонхеффер и его речь в Фанё в 1934 году. Великий теолог уже подозревал, какую угрожает миру в 1934 году то, что происходило в Германии. Тем более настойчивым был его призыв доверять Богу, дерзая создавать мир.

Некоторые из вас сейчас спросят: разве нам нужно дерзать в борьбу за мир прямо сейчас? Разве война в Украине не должна закончиться как можно быстрее?

Но: 24 февраля 2022 года многое изменило, возможно, изменило всё. Своей кампанией уничтожения Путин хочет разрушить принципы, на которых основана наша общая Европа: законность международного права, признание границ, мирное и свободное сосуществование всех людей на этом континенте.

Я думаю, что противостояние этому – один из уроков для нас, европейцев, извлеченных из катастрофы Второй мировой войны. Это учение таково: «Никогда больше!»

Как сильно вы, церкви и религиозные общины, как сильно мы все надеялись и работали над тем, чтобы такая война больше не повторилась. Чтобы наш континент не вернулся во времена агрессии, ненависти и страданий. Но именно это и произошло.

Да, мы все хотим положить конец этому ужасу. Да, мы все хотим прекращения войны. Мы хотим мира. Прежде всего, этого хотят пострадавшие люди в Украине.

Но мир должен быть справедливым. Справедливый мир – это больше, чем просто отсутствие войны. Это должен быть долгосрочный мир, а не просто затишье в боевых действиях, которое позволит России перебросить на фронт новые войска.

Украина борется за свое территориальное единство, за свою свободу, за свое демократическое будущее, за свою независимость. Она борется за свое выживание. Народ там восстает против разграбления и порабощения земель, против страшной несправедливости, против преступлений в отношении беззащитных детей, женщин, стариков, против террора бомбежками и разрушений. Короче говоря: Украина борется за то, о чем заявляет каждая страна мира, и за то, что является предпосылкой справедливого мира, который имеет шанс быть прочным.

Не Украина и не страны, которые ее поддерживают, отказываются от мира. Это Россия отказывается от мира. У Путина все в руках: если он выведет свою армию, это и будет окончанием войны. Если Украина перестанет защищаться, то это будет концом Украины. Именно поэтому мы, европейцы и немцы, поддерживаем Украину, в том числе оружием.

Когда мир можно будет дерзнуть говорить о мире — должна решать Украина. И именно поэтому важно, чтобы на политическом уровне мы вместе с Украиной подумали о том, как может выглядеть мирное решение. Переговоры в Копенгагене и Джидде показали, насколько широка поддержка поиска мирного решения. Они были важным первым шагом. Каждый маленький прогресс на пути к справедливому миру дает украинцам надежду. Каждый маленький прогресс дает нам надежду, дает надежду всему миру!

«Представить себе мир во время войны — труднее всего невообразимого», — сказали Вы однажды, дорогой Андреа Риккарди. Воображать невообразимое означает: даже во время войны мы никогда не должны упускать из виду мир. Поддержание перспективы мира, даже если путь к нему еще не очевиден, вот в чем вся суть. В частности, для нас, европейцев, это является и остается особой ответственностью не только за нашу историю, но, прежде всего, за наше общее будущее. Будущее, основанное на принципах, о которых я уже говорил: мирное сосуществование всех людей в условиях уважения достоинства, свободы и демократии. Вот почему мы не должны отказываться от надежды на мир, от стремления к миру! Никогда.