Военное время, модные святые. Как появился спрос на святых воинов? Рассуждает священник Иоанн Бурдин

В телеграм-канале священника появилась серия постов (1, 2, 3), посвященная квинтету православных святых, используемых под военные нужды: Александр Невский, Федор Ушаков, Дмитрий Донской и Ослябя с Пересветом, благословенные преподобным Сергием. За исключением Александра Невского, все остальные из этой группы святых имеют позднюю канонизацию в РПЦ. 

Священник подробно проходится по каждому случаю и рассказывает трудности почитания этих святых, сопровождавших их в истории.

«Святыми воинами», покровителями военной полиции и армейской службы, названы три человека, чья святость не была засвидетельствована Церковью в течение 600 лет, нет свидетельств об их святости, благоверности и даже монашеском сане, нет представления о сути их подвига, а в случае с князем, скорее, есть свидетельства о том вреде, который он нанес, как своему народу, так и церкви. Зато точно известно в какой момент начинается широкая популяризация как Куликовской битвы, так и этих трёх героев: конец 30-х — начало 40-х годов 20 века, когда Иосифу Сталину понадобились положительные образы для создания новой империи. Где церковь становилась не Телом Христовым, прообразом Небесного Иерусалима, а верной служанкой «коммунистического императора» и отделом министерства пропаганды.