В какую церковь можно ходить, а от какой стоит держаться подальше?

Иван Жужек

Антивоенный православный священник из Санкт-Петербурга. Пишет под псевдонимом.

Во времена драматических изменений и общей неопределенности людей охватывает тревога. Они часто оказываются охваченными депрессией и унынием. В такой ситуации поддержку может оказать духовная практика. Церковные ритуалы и ритм религиозной жизни устроен так, чтобы помогать человеку обрести внутренний мир и надежду в любой, даже самой трагической ситуации. 

По этой причине я рекомендую  присоединиться к какой-либо христианской общине и регулярно посещать её собрания. Но как найти нужный приход? Что делать, если нет сил посещать ту церковь, с которой вы были связаны в течение многих лет? Возможно, там в проповедях звучит оправдание СВО, а из форм приходской активности наибольшее развитие получили те, что связаны с войной (плетение маскировочных сеток, проведение детских военных лагерей, сборы на ночные прицелы и коптеры)? 

Я составил алгоритм, в котором постарался сформулировать то, как быть христианину, настроенному против войны. Целевая аудитория этого поста — православные христиане. Впрочем, члены других христианских конфессий также могут найти что-то полезное в собранном перечне советов. 

1. Вы ходите в храм в течение многих лет, на приходе у вас есть друзья и какая-то совместная активность. Но вот началась война и многое в приходской жизни изменилось — темы проповедей, формы внебогослужебной активности. Некоторые ваши друзья очень тяжело переживают эти перемены и перестали ходить в храм. Но вы не чувствуете больших проблем. Вы против войны, но вы и далее спокойно участвуете в Евхаристии, а также помогаете своему приходу. Во время молитв о победе вы намеренно отвлекаетесь и начинаете, например, составлять план на неделю. Священник опять начинает проповедовать о том, что против Руси ополчились всё мировое зло? Вы оправдываете в общем доброго и хорошего человека. Ну что с него взять, он ни разу не был заграницей, боится оказаться объектом расправы со стороны начальства — оправдываете вы своего батюшку. Бывает, что люди болеют. Есть болезни физические, а есть и духовные. Можно ли и дальше любить и даже уважать человека, подцепившего духовную болячку? 

Что с вами не так? С вами все в порядке! Можно сказать, что у вас есть дар — уравновешенный характер, рассудительность и умение отличать основное (евхаристия) от сиюминутного (политпропаганда). Я рекомендую вам ходить и дальше в храм. Даже в зет-храмах есть что-то полезное — концерты духовной музыки, например, курсы иконописи и чаепития после Литургий. 

2. Вы активный прихожанин и верите в Иисуса Христа, но у вас нет сил посещать храм, где Литургия отравлена “молитвой” о победе, а на каждой второй ектении звучит имя не очень вам симпатичного иерарха. Что с вами не так? Почему другие продолжают ходить в церковь, а вам никак? С вами тоже все в порядке!  Такие же чувства глубоких переживаний и разочарования испытывают десятки тысяч прихожан вашей конфессии. Просто вы читали в Евангелии о том, что надо быть принципиальным в отстаивании христианских ценностей и служить делу мира, а ваши пастыри вас предали. Если Литургия с сво-вкраплениями вызывает у вас страдания, то у вас есть моральное право воздержаться от посещения таких служб и храмов. 

Но что делать дальше? Неужели вам стоит вовсе отказаться от всех форм организованной религиозной жизни? 

2.1. Если вы живете в большом городе, то там наверняка будет несколько православных приходов.  Среди них можно найти тот, где клир противостоит проникновению зет-элементов в жизнь прихода. Не во всех храмах читается “молитва” о победе, а многие архиереи стремятся “не замечать” эти случаи нарушения корпоративной дисциплины. Даже если “молитва” и читается, все равно в укладе прихода, в проповедях можно увидеть столько намеков, что вы точно поймете — вы среди своих, здесь против войны!

2.2. Если такого антивоенного прихода нет, то наверняка в вашем городе есть хотя бы один священник, придерживающийся антивоенных взглядов. Найдите его и посещайте Литургии, где он служит. Поддерживайте с ним духовное общение. 

2.3. Если вы живете не в Российской Федерации, а в других регионах, то “русский храм” может быть всего один. Что делать, если его настоятель — искренний апологет зет-операции? Наверняка в вашем краю будут храмы других православных юрисдикций — румыны, сербы, грузины, греки. Попробуйте походить в эти храмы. Литургия везде одинаковая и если вы хорошо знаете последование, то незнакомый язык может быть элементом экзотики, а не препятствием для полноценного участия в службе. 

А что, можно “ходить к грекам’? Друзья, конечно можно! Вы действительно верите аргументам тех людей, чьи действия и идеи у нас на глазах привели к колоссальной (и необязательной) катастрофе русской Церкви? Греки не считают, что мы в расколе и спокойно будут причащать членов РПЦ. Не стоит также забывать, что в составе Константинопольского патриархата существуют десятки приходов, где служба совершается на церковнославянском языке. 

3. Как быть, если вы живете в том регионе, где нет никаких антивоенных православных приходов? Увы, количество зет-духовности на грузинских или сербских приходах бывает ничуть не меньше, чем в храмах Московской Патриархии. 

Попробуйте посещать католическую службу. Римо-Католическая церковь в лице своего лидера папы Франциска неоднократно заявляла о своём неприятии военной агрессии. При этом Франциск сделал несколько важных заявлений, в которых он выражал любовь к русской культуре, а также поддержку верующим из России. Вы можете встретиться с настоятелем и изложить свою проблему — хочу вести церковный образ жизни, участвовать в таинствах, но не имею сил посещать “московскую церковь”. Уверен, что католический священник предоставит вам такое “евхаристическое убежище”. 

4. Как быть, если вы живете, условно, за Уралом, а рядом нет ни румын, ни католиков? Единственная альтернатива храмам МП — протестанты. Разве Бог может нас осудить, если мы в поисках чистого Евангелия будем посещать собрание какой-либо протестантской общины? Вопрос об участии в таинствах и обрядах можно предоставить свободе и ответственности каждого человека. Вы можете приходить, чтобы просто молиться, слушать проповеди, участвовать в библейском кружке. Протестанты бывают разные: есть более консервативные (обрядово — лютеране, в области этики — баптисты). Есть протестанты, более открытые к современным формам прославления — евангельские христиане.

В этом списке советов найдется место для того, чего делать точно не рекомендуется. 

Нельзя допускать, чтобы каждое посещение богослужения превращалось для вас в пытку и источник депрессии. Наверное, Господь учредил Свою Церковь для иного эффекта в жизни верных. 

Также рекомендуем не замыкаться и все же посещать собрания. Лучше собираться вместе и молиться, чем просто сидеть дома. 

Я настоятельно рекомендую оставаться в пространстве христианского движения. Не стоит посещать встречи, к примеру, кришнаитов или саентологов. Конечно, не надо забывать о Христе и переходить в другую, нехристианскую, веру.