Вчера состоялось заседание Синода Русской Православной Церкви и изучение журналов позволяет сделать вывод, что РПЦ собирается мобилизовать свои экуменические контакты для продвижения определенного видения войны в Украине.
Так, в журнале No.3 следующим образом отмечается о видео-звонках с Папой Римским Франциском и епископом Кентерберийским Джастином (Уэлби):
«В ходе бесед обсуждалась ситуация на Украине. Святейший Патриарх Кирилл подробно изложил позицию Русской Православной Церкви по происходящим событиям, начиная с 2014 года.»
«Позиция РПЦ» известна, эта мантра повторяется много лет. И она не про Русский мир, она про то, как РПЦ защищает права человека. И она не про «справедливую войну» — используется эвфемизм «справедливый мир», краеугольным камнем какового является право говорить на своем языке, в частности, русском. Вот как это формулируется при описании разговора с Джастином Уэлби:
«Святейший Патриарх Кирилл особо отметил, что у каждого человека должно быть право свободно исповедовать свою веру и говорить на родном языке, не подвергаясь при этом политическим преследованиям. Стороны подчеркнули необходимость скорейшего достижения прочного мира, основанного на справедливости, и договорились о продолжении взаимодействия.»
Короткое изложение позиции РПЦ по Украине, как она продвигается на экуменической арене:
С 2014 года, после Майдана, к власти в Украине пришли националисты, униаты и раскольники, которые притесняли русскоязычных граждан Украины, а также каноническую церковь Московского Патриархата. Вооруженное силы Украины обстреливали Донецкую и Луганскую Народные Республики, в результате этих обстрелов гибли мирные люди, женщины и дети, разрушались церкви. Сейчас эта война достигла новой фазы эскалации, и снова гибнут мирные люди, разрушаются церкви на Востоке Украины, а на западе Украины националисты захватывают храмы.
Русская Православная Церковь в этой ситуации твердо стоит на защите прав человека: свободы религии (для представителей канонической церкви), свободы говорить на собственном языке (для русскоязычных) и не подвергаться преследованиям. Она также защищает гуманитарные интересы страдающих из-за конфликта: беженцев и людей в России, чье материальное положение может ухудшиться из-за введения санкций.
Следует отметить, что такая позиция РПЦ в довоенное время пользовалась пониманием экуменических партнёров. Ситуация войны и отсутствие реакции руководства РПЦ на российское вторжение в Украину подорвали доверие к этой религиозной организации в международном христианском сообществе и экуменическом движении.
Единственным способом для РПЦ оправдать действия российских властей в этом контексте является не прямое оправдание военного вторжения, но «перевод стрелок» на другие аспекты кризиса:
1) правозащитный аспект (защиту прав человека в применении к русскоязычным жителями востока Украины);
2) гуманитарный аспект (защиты беженцев и населения России, которое может пострадать от санкций).
И именно по этому направлению будет реализовываться решение священного синода РПЦ о важности доведения «позиции Русской Православной Церкви по кризису на Украине до глав инославных Церквей и межхристианских сообществ, развитие совместных миротворческих и гуманитарных инициатив».