Иеромонах Тихон (Соколовский) из Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды подготовил проповедь накануне Дня Победы. Перепечатываем её полностью.
Интересно, что в конъюнктурных интересах любые слова Господа Иисуса Христа люди научились переворачивать наоборот. Яркий пример — слова, сказанные Спасителем в Гефсиманском саду в время взятия под стражу. Господь велит святому апостолу Петру, желающему мечом защитить любимого Учителя: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Понятно: не воюй. Но вот началась Великая отечественная война. Выходит на экран патриотический фильм «Александр Невский». И зрители с удивлением увидели знакомые слова в перевёрнутом виде. Громадные буквы во весь экран впечатывали в сознание зрителей тезис: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет». Смысл прямо противоположный.
Война на Украине началась 24 февраля, в день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого.
В проповеди об этом святом я сказал так: «Заповедь, из которой проистекают все остальные, Господь дал на Тайной Вечере: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Прежде всего, Спаситель говорит о Самом Себе, отдавшем Свою бесценную жизнь за жизнь и спасение всех верующих в Него. А другой смысл этой фразы призывает нас следовать этому образцу поведения и не жалеть себя ради друзей даже до смерти. Именно эта заповедь воодушевила некогда преподобного Димитрия Прилуцкого в тех чудесах молитвенной помощи, о которых рассказано, воодушевила и белоризцев, которые пали смертью храбрых и похоронены под часовней, носящей их имя, продолжает воодушевлять и сейчас русских воинов».
К сожалению, некоторые увидели в этом лукавство и одобрение войны и агрессии. Прошу прощения за то, что дал повод так превратно толковать мои слова. К величайшему сожалению, эту заповедь сейчас совершенно извратили. Вместо того, чтобы прилагать её к мученикам за веру и за Христа, обычно говорят о воинах. Мучениками же были почти все апостолы, исполнили эту заповедь древние мученики, начиная с первомученика Стефана, и русские страстотерпцы, прежде всего, благоверные князья Борис, Глеб, потом Игорь, потом новомученики. Любой же воин руководствуется совсем другими принципами. Он исполняет воинский приказ, независимо от того, справедливый он или нет, потому что дал присягу, согласно ей, по-другому воин поступать не может. Воин идёт на войну убивать. Пока он убивает, мы почему-то про заповедь о любви забываем, но когда убьют самого воина говорим: «Герой, отдал жизнь «за други своя».
Это проявление лукавства. Мы, как и в прошлом примере, применяем заповедь Христа так, как нам выгодно. А почему бы не подумать о тех, кого воин убил? Они тоже хотели жить. Они тоже не по своей воле пошли на войну, но были мобилизованы. Почему же убийство этих людей за грех не считается? Это совершенно неправильно.
Итак, «за други своя» умирают те, кто отдают свою жизнь, а не те, кто лишают жизни других.