Продолжается конфликт в Литовской Православной Церкви

14 апреля 2022 года Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий отстранил от должности многолетнего канцлера Православной Церкви Литвы протоиерея Виталиуса Моцкуса, сняв его также с настоятельства в Пречистенском кафедральном соборе, с должности благочинного Виленюсского благочиния, поставив на его место викарного епископа Тракайского Амвросия (Федуковича). Кроме того, он отправил за штат двух священников — иерея Виталиуса Даупараса и иерея Гинтараса Сунгайлу. Это были как раз те священники, которые поддержали позицию Митрополита по осуждению российской агрессии против Украины.

Реагируя на это действие Митрополита Иннокентия, священник Гинтарас Сунгайла высказал догадку, что увольнение было связано с давлением на Митрополита Иннокентия со стороны Москвы. Он также заявил, что в данный момент не видит другого решения для разрешения конфликтной ситуации, кроме как

«обратиться к Константинопольскому патриарху, чтобы он открыл тут приходы».

По подсчетам литовского священника, только 10 из 60 клириков Литовской епархии поддержали обращение Митрополита Иннокентия с осуждением российской агрессии, среди прихожан же запрос на четкую позицию против войны был крайне высоким.

Сегодня Митрополит Иннокентий распространил заявление, в котором вступает в диалог со священником Гинтарасом Сунгайлой, а также мэром города Вильнюса Ремигиюсом Шимашюсом, который также высказался в поддержку уволенных священников и идеи открыть в Литве приходы Вселенского Патриархата.

Во-первых, Митрополит Иннокентий отмечает, что его позиция по вооруженному конфликту в Украине осталась неизменной: он все так же осуждает российскую агрессию.

Во-вторых, он отвергает, что Православная Церковь в Литве проводит политику других государств:

«Православные Литвы были и остаются верными гражданами Литовского государства, преданными духу его свободы и независимости».

В-третьих, Митрополит не соглашается с мнением священника Гинтараса Сунгайлы, будто священники Православной Церкви в Литве в большинстве своем поддерживают войну, и считает подобные заявления

«злонамеренными и не соответствующими действительности».

Наконец, он объяснил увольнения священников не их позицией по войне в Украине, но теорией заговора, якобы тайно

«в недрах Православной Церкви в Литве сформировалась группа священнослужителей, которые уже давно вынашивали планы перехода в Константинопольский Патриархат.»

Правда, сам имена этих священников в своем заявлении он называть отказался, утверждая, что и так «известны», а двоих из них он рукоположил в сан пресвитера. Митрополит Иннокентий считает, что позиция по событиям в Украине якобы была только предлогом, чтобы перестать поминать Патриарха Кирилла:

«Они представляются героями, мучениками и страдальцами, но на самом деле перед нами обыкновенные раскольники, тяжко согрешающие пред Богом и Церковью. Они сами встали на путь раскола, а теперь несут соблазн другим священникам и мирянам… Они не ведают, что творят, прикрывая свои раскольнические действия благими намерениями, антивоенной риторикой и патриотическими лозунгами.»

Таким образом, Митрополит Иннокентий объясняет увольнения священников якобы желанием последних уйти в Константинопольский Патриархат. Тем не менее, никакой речи о Константинопольском Патриархате не шло до увольнения священников Гинтараса Сунгайлы и Виталия Даупараса за штат. Оба священника оставались лояльными своему митрополиту. Не объясняет это и увольнения с должностей протоиерея Виталиуса Моцкуса, который почти два десятилетия занимал должность канцлера Православной Церкви Литвы и отстаивал права и интересы Виленской и Литовской епархии, несмотря на то, что запрос и среди политиков и части прихожан на такую альтернативную Москве структуру действительно был.