Открытое письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу от историка церкви

Read in English

22.02.2024

Ваше Святейшество!

Только великая скорбь и глубокое чувство тревоги за все то, что происходит ныне в России, особенно в ее духовной сфере, вынуждает меня проявить свой христианский долг и обратиться к Вам с горьким словом правды. Я убежден, что мысли, приведенные мной в данном письме, беспокоят не только меня, но и всех тех, кто искренне печалится о судьбе российского православия, кто ищет выход из той нравственной катастрофы, которая потрясла нашу страну.

С сожалением все чаще для себя отмечаю, что духовная жизнь в России разрушается и уничтожается. Христовы заповеди, сострадание и милосердие заменяются ненавистью, а сердца людей вместо любви к ближнему наполнены злобой. Наш российский народ дышит сдавленным воздухом страха, десятки тысяч жен и матерей пребывают в скорби, потеряв за эти два года своих сыновей, но многие, что особо больно для меня, живут во грехе, в милитаристском пьяном угаре, упиваясь чужим горем, радуясь смертям и убийствам, пожарам, бомбам и ракетам, летящим на мирные головы Украины. Война пришла и в дома россиян, унося с собой жизни не только погибших солдат, но и жителей приграничных территорий. Все это известно простому обывателю, но цельная картина творящейся разрухи сокрыта от него густой пеленой лжи и лицемерия, окутавшей его глаза. Как всякая незаживающая рана, эта война вызывает гниение нашего общества и разрушительно влияет на православный мир в целом, на роль в нем Русской Церкви. Не должна ли Церковь именно сейчас сказать свое Слово? Не должна ли Церковь в числе первых обличить грехи власть предержащих и наставить их на путь истинный? Мы знаем, что «несть бо власть, аще не от Бога», поэтому христианин будто бы и не должен говорить что-либо против власти. Однако ни сам Христос, ни другие наши святые не боялись говорить с властью и против власти. Точно так же, как Иоанн Предтеча обличал Ирода, митрополит Московский Филипп отказал царю Иоанну Грозному в благословении за его злодеяния, Вы могли бы обратиться к светским властям с призывами о мире, как это делают и другие православные церкви и простые христиане. Губительные для Русской Церкви «злые силы», о которых Вы говорите в своих проповедях, действительно существуют, правда, внутри России, а не извне. Одна из таких сил — страх перед властью. Но мы не должны бояться власти, если уверены в том, что она принуждает нас к богопротивным делам. Святитель Тихон Задонский об этом сказал так: «Если господин  велит делать неправду: обидеть, украсть, солгать и т.д., не подчиняйся (не слушай). Будет грозить за то казнью, не бойся: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28)». Мы должны слушать Бога, а не притворяться глухими и слепыми. Не пора ли Церкви перестать угождать прихотям государства, а действовать в подлинных интересах Церкви Христовой? Не пора ли вернуться Церкви на путь обожения людей, а не пособничать их расчеловечиванию?

Не могу умолчать и о том, что происходит вокруг фигуры политика Алексея Навального, скончавшегося в заключении 16 февраля. Мне больно смотреть на то, как россияне, по велению души желающие почтить память усопшего, сталкиваются с насилием со стороны правоохранительных органов. Еще больнее видеть то, как некоторые люди с затуманенной совестью и заглушенным чувством греха топчут мемориалы,  выбрасывают цветы, тушат и ломают лампады. Неужели вы равнодушны к тому факту, что священнослужитель, пусть и другой Церкви, арестован за то, что просто хотел провести мирную панихиду? Это ли не греховные деяния, не предвестники грядущего безбожия? Неужели это не вызывает у Вас беспокойство? 

24 февраля будет уже 9 дней, как Алексей покинул этот мир, однако его семья все еще не может с ним по-человечески проститься. Мать Алексея не может ни забрать тело и похоронить, ни элементарно увидеть его. Нет для матери большей скорби, чем нужда просить властей вернуть тело ее сына. В этом месте я вспоминаю и прокуратора Пилата, выдавшего тело Христа сразу после смерти, и Патриарха Московского Тихона, который упрекал большевиков в том, что даже после расправы над своими мнимыми врагами они  лишали их «последнего предсмертного утешения-напутствия», а их тела не выдавали родственникам для христианского погребения. «Не есть ли это верх бесцельной жестокости со стороны тех, кто выдает себя благодетелями человечества?», – вопрошал тогда святитель Тихон. 

Я призываю Вас проявить милосердие, сострадание и посодействовать тому, чтобы тело Алексея Навального было отдано его многострадальной семье как можно скорее.

В то же время я должен заметить, что смерть Алексея Навального привела многих россиян, даже прежде неверующих, в храмы. Некоторые из них говорят, что через эту скорбь обрели не только утешение, но и веру. Поэтому я также призываю Вас не чинить препятствия людям, желающим таким образом переживать свою боль. Раскройте двери храмов и протяните руку помощи. Вернитесь на сторону света.


Илья Бобрик, историк Русской Православной Церкви