Протоиерей Владимир Зелинский из итальянской Брешии рассуждает о том, как православие исторически часто было склонно к восприятию репрессивных, антиевангельских практик. Отстаивая радикальный религиозный эксклюзивизм («Вне церкви нет спасения»), оно умудрилось создать тем самым идеологические аргументы для внерелигиозного использования. К примеру,
— Но бывает дело серьезней, как в наши дни, когда интересы церковные сливаются с державными почти до неразличимости. Как в этой смердящей войне, когда кесарем или национальным лидером с ущемленным имперством назначенный враг уже и небесам недруг, и само небо посылает на его голову ливень бомб и ракет. Раз он вычеркнут из списка ближних, его не то, что любить, ему и жить незачем. Ибо мы со святой уверенностью исходим из того, что истина, которую отстаиваем, — наше извечное достояние, она давно определена, заключена в старых книгах, списанных с них проповедях и заключена в государственных границах. Она — не только целиком наша, но и мы сами — уже часть этой небесно-национальной истины. Всякий же уклоняющийся от ее текста, даже просто о нем не ведающий, заведомо виновен и не избежит наказания. Степень наказания может быть разной: от презрения, отлучения до выдаваемой гарантии вечной гибели. Последнее особенно популярно.