Магизм и кесареугодничество. Два крыла Z-монахини Евгении (Цивцивадзе)

Олег Нагорный
Олег Нагорный

Православный сектовед, блогер, публицист.

Сегодня в России на гребне мейнстрима персонажи наподобие монахини Евгении (Цивцивадзе) — насельницы монастыря святой Марии Магдалины Ливенской епархии в селе Никольское Должанского района Орловской области России. Её соучастие в преступлениях против Украины недавно отмечено медалью «Участник специальной военной операции». Как же она перепутала Христа с Аресом?

В основе обращения в Православие Елены, будущей инокини Евгении, лежали эмоционально-мистические переживания с акцентом на знамения и чудеса1Елена Цивцивадзе (Гашунина), Я увидела свет Любви… — публикация в православном интернет-журнале «Преображение» (http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Duhovnaya_zhizn/ya-uvidela-svet-lyubvi.html). Такой тип конверсии нередко сопровождается сниженным критическим восприятием религиозного опыта. Люди с такого типа религиозностью легко становятся жертвами харизматичных лидеров, умеющих создать близкое их ожиданиям впечатление.

В случае Евгении таким лидером оказался известный лжестарец Илий (Ноздрин). Он поддержал желание Евгении оставить мужа и ребёнка, уйти из торговли и найти «благочестивую работу». По благословению «старца» Евгения открыла паломническую службу «Любовь Православия». Окормляют её два других духовных чада Илия: иеромонах Владимир (Гусев) и архимандрит Афанасий (Культинов).

Монахиня Евгения, помимо этого, является активисткой и администратором соцсетей душепопечительского центра «Покров». Духовник — иеромонах Владимир. Центр тоже создан по благословению схиархимандрита Илия.

Сейчас схиархимандриту уже за 90. Но не последнюю роль в раскрутке его как старца имели зрелищные массовые требы: «отчитки». Эту эстафету из ослабевших рук он передал иеромонаху Владимиру. Судя по тому, что Гусева пиарят в качестве «единственного экзорциста-духовника Центральной России», он готовится унаследовать и титул «последнего старца всея Руси».

Духовных чад Илия, включая монахиню Евгению, как правило отличают две характерные черты: элементы оккультно-магического мышления и кесареугодничество, готовое вилять от чёрта до архангела вслед за «линией партии». А сегодня «партия» велит поддерживать агрессию путинского режима в Украине…

Помните клип с проязыческой героизацией ЧВК «Вагнер», на песню Вики Цыгановой, которая уверяет, что ничего не делает без благословения своего духовного отца «старца» Илия2«Все наши начинания благословляются отцом Илием и творятся по его святым молитвам». Из интервью Вики Цигановой для газеты Симбирской митрополии «Православный Симбирск». Цит. по электр. архиву: https://web.archive.org/web/20150223233141/http://www.simbirsk-mitropolia.ru/publications/interview/?ID=7243?

«…Оркестранты войны для огня рождены
Для сражений без всяких идиллий
Где под крики Химер дирижёр Люцифер
Управляет полётом Валькирий…
Оркестранты войны не хотят тишины
Во Вальхаллу их путь в ярком свете
В небе только луна, в сердце только война
И безумное танго смерти…»

Как только Пригожин двинул на Москву, Илий оперативно записал экстренное антивагнеровское обращение в поддержку Путина. Осудила бунт вагнеровцев и Цыганова.

У монахини Евгении, видимо, конъюнктурная чуйка тоже работает. Пока «партия» кесаря формирует запрос на общественную поддержку российский оккупантов, монахиня принимает его как руководство к действию.

Что касается оккультизма, то можно начать с практики отчитки, которую Евгения активно поддерживает и пиарит3О негативной оценке экзорцизма в Православии см.: А. И. Осипов, Об экзорцизме (Лекции по апологетике на 5 курсе МДС); А. И. Осипов, §4. Экзорцизм // Путь разума в поисках истины, Глава V. Откровение..

Во время одной из общественных лекций профессора Алексея Осипова прямо спросили об «отчитках» иеромонаха Владимира (Гусева) по благословению «старца» Илия. «Я приводил буквально одно за другим мнения святых отцов, — напомнил профессор о своих публикациях на тему экзорцизма. — Причём не каких-нибудь, а великих святых отцов, которые фактически запрещают заниматься отчитками». «Вы мне приводите авторитет: отец Илий. Ну, что же, я очень уважаю отца Илия. Но по-моему он пока не канонизирован даже, — парировал аргумент ex seniorem Алексей Ильич. — Чаши весов какие? Здесь говорит Макарий Великий, здесь — отец такой-то… Что же мы живьём канонизируем людей! Разве так можно?»4Расшифровка видеозаписи в Ютуб — https://youtube.com/watch?v=3Icy-VnBlkI

Не обходится без пропаганды оккультно-магических суеверий и паломническая служба Евгении. В списке предложений есть, например, такое: «В день Архангела Михаила на ночную молитву за род». Что это за странная молитва непременно ночью? Евгения на сайте службы не откровенничает. Зато у более откровенных коллег по организации паломничеств мы узнаем, что эта поездка предлагает приобщиться к магизму народных суеверий (сохранена орфография оригинала):

«Только в Задонском монастыре поддерживается традиция, сложившаяся еще до революции

В праздник Архангела Михаила, когда святой Архистратиг Михаил ОПУСКАЕТ СВОЕ КРЫЛО ВО АД! Молящиеся ему после полуночи и поминающие усопших могут помочь им выйти из АДСКОЙ БЕЗДНЫ навсегда.

….Все, кто молятся, благодаря крылу Михаила Архангела, Его молитве, все выбираются, кто как может: кто-то на ступеньку, кто-то выше, может вообще из ада. Вымолить можем мы из ада своих родственников своими молитвами на земле».

Те, кто знаком с ересью царебожия могут догадаться, что за паломничеством: «В Царские Дни на покаянный крестный ход» стоит оккультное верование в родовой грех цареубийства, унаследованный от предков и в сопутствующее ему проклятие.

Царебожникам Евгения предлагает и другое мероприятие: «Царская пасха в селении СихемЪ» (орфография оригинала). Проводится оно в ночь расстрела царской семьи Романовых «по пророчествам Преподобного Серафима Саровского» в «Святом Граде Спасительном Иерусалиме Новом в селении Сухарево (СИХЕМЪ)».

Тезоименитый Израильской столице деревянный монастырский комплекс из нескольких объектов создаёт в Белгородской области иеросхимонах Федор (Маньшин), получивший постриг от… «старца» Илия5Историю отца Фёдора и его проекта публиковали «Белгородские епархиальные ведомости» (№12(302) за декабрь 2021 года, сс. 5-8) в статье: «Где от лампад и радости светло». Фотокопия материала есть на сайте «Фонда по созданию Града Спасительного Иерусалима Нового в селении Сухарево Сихемъ» — https://sikhem.ru/history.html. Отец Федор почему-то называет этот комплекс копией Иерусалима. Паломники поговаривают даже, что он верит, что именно здесь и явит Господь тот самый Новый Иерусалим из Апокалипсиса Иоанна Богослова…

А пока в этот полумонастырь в ночь на 17 июля стекаются поклонники «искупителя России» Николая Второго на рукотворную имитацию исполнения пророчества преподобного Серафима Саровского: «Летом запоют пасху!»

Первоисточник этих слов — воспоминания старицы Евдокии Ефремовны (монахини Евпраксии), опубликованные по архивам Дивеевского монастыря6Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. / Серафим (Чичагов). – Изд.: Паломник. Москва. 2005.. Cудя по контексту преподобный Серафим предсказал канонизировавший его собор и участие в его прославлении царской семьи. Пасху он вспоминает как сравнение: будет большая радость и множество народа как на Пасху.

Но у царебожников какая-то своя логика. И в ночь расстрела царской семьи они служат буквально пасхальное богослужение. (Разбирать «богословие» этого литургического хулиганства бессмысленно. В нем внятности столько же, сколько в любой попытке обоснования молебна о здравии по почившему.) Даже куличи после него освящают.

Иногда Евгения приглашает принять виртуальное участие в литургико-магическом «ноу-хау», ежемесячно учиняемом в её родной обители по благословению игумении и иеромонаха Владимира (Гусева): Благодарственной Литургии.

Чадам «старца» Илия, видимо, мало, что любая литургия суть благодарственная, поскольку её содержание — Евхаристия. С греческого слово так и переводится: благодарение. В чем особенная особенность их благодарственной благодарности? Рекламные посты Евгении привирают, что это «ОСОБЫЙ чин»7Ни в каких авторизованных сборниках богослужебных чинов Православной Церкви такого особого последования нет. Есть в Служебнике РПЦ чины Литургии Иоанна Златоустого, Василия Великого, Преждеосвященных Даров. Но никакого особого последования Благодарственной Литургии нет. (орфография оригинала). Что на Великой ектении священник совершает коленопреклонные прошения с зачитыванием имён просителей. А в конце священник снова читает имена и произносит благодарение Господу.

Для участия в этом «особом чине» достаточно виртуально выслать свои мысленные благодарения Богу и пожертвования из расчёта 100 рублей за имя с указанием имён в комментарии к банковскому переводу.

Помимо прочего, в лучших традициях магико-оккультного мышления Евгения и её соратники занимаются изготовлением и доставкой российским оккупантам в Украину оберегов в виде «намоленных» маскировочных сетей. «В каждой клеточке сети наша молитва о вас», — пишет монахиня в колдовском духе.

Постсоветский неологизм «намоленность» — попытка перевести оккультно-эзотерические представления на православное арго. Среди переводчиков сам предстоятель РПЦ патриарх Кирилл (Гундяев):

«Вот и сей Владимирский образ… действительно впитал в себя горячую молитву многих поколений. Поэтому его чудотворения есть не что иное, как ответ на горячую молитву многих и многих поколений людей; и мы… питаемся духовно благодатью, которая по молитвам тех поколений, тех подвижников веры и благочестия даруется сегодня через сей святой образ и нам…»8Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в храме святителя Николая в Толмачах 8 сентября 2023 года. Цит. по сайту Московской патриархии — http://www.patriarchia.ru/db/text/6057453.html.

«Храм — это особое место, где люди в большом числе возносят к Богу молитву. Сама по себе молитва — это результат огромной внутренней энергии человека… Но чем больше людей, тем больше вероятность того, что в каждое мгновение времени из храма восходит к Богу этот духовный поток. А разве место, где все это происходит, не впитывает в себя духовную энергию? Почему мы говорим «чудотворная икона»? Да потому что перед ней возносились молитвы особой силы, и обычное физическое вещество, дерево, покрытое красками, впитывает в себя эту энергию, а потом отдает ее людям.

То же самое происходит в наших храмах. Храмы впитывают Божественную энергию, которая в ответ на нашу молитву… входит в это пространство и освящает всех нас».9Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме святителя Димитрия Ростовского в Барнауле 21 сентября 2015 года. Цит. по сайту Московской патриархии — http://www.patriarchia.ru/db/text/4228251.html.

Как видим, патриарх понимает энергию не в традиционно православном смысле (как действия человека, Бога или духов), не в естественнонаучном (как меру движения и взаимодействия материи), а в оккультно-эзотерическом: как поток какой-то «тонкой материи», способной впитываться в вещи и источаться из них.

Похоже, что и Евгения имеет схожие оккультно-магические представления о молитве и благодати.

Интересно вспомнить в связи с этим, что архимандрита Илия патриарх Кирил назначил своим духовником. Мало кто верит, что Кирилл действительно серьёзно исповедуется Илию и советуется с ним. Но едва ли он стал бы так приближать человека с чуждыми взглядами.

Мало того, что Илий сокурсник Кирилла по духовной академии, оба они приняли монашески постриг и рукоположения в иеродиаконство и иеромонашество от митрополита Никодима (Ротова). От него оба унаследовали убеждённость в необходимости преданного служения светским властям. Это же убеждение, вместе с другими лично нажитыми предрассудками и суевериями, они передают людям, находящимся под из влиянием.

Нынешняя РПЦ представляет из себя мозаику различных внутрицерковных групп нередко сомнительной православности. Сейчас на ключевых административных постах выходцы Никодимова гнезда. Причём повестку определяют те, которых профессиональный исследователь современной РПЦ Николай Митрохин условно называет «никодимовцами правого крыла»:

«Если для «левых никодимовцев» было важно, что митрополит Никодим был выдающимся проповедником христианства, то митрополита Кирилла и его единомышленников… радовало, что он был успешным русским, доказавшим иностранцам, что мы тоже «не лыком шиты», умеем «фасон держать» и не «лаптем щи хлебаем» в богословских вопросах.

Митрополит Никодим, а вслед за ним и некоторые из его идейных наследников видели РПЦ в качестве части государственной машины, своеобразного министерства по делам верующих, или Правительствующего синода образца XVIII– XIX вв. Хотя другие ведомства обижали их структуру и даже хотели ликвидировать ее совсем, это отнюдь не означало, что «никодимовцы» отторгали себя от государственного аппарата».10Митрохин Николай. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Научная монография. М.: Новое литературное обозрение, 2004

Похоже на то, что Евгения Цивцивадзе вслед за Илием (Ноздриным) близка к восприятию Церкви в духе правых никодимовцев. Сегодня их время в РПЦ. Потому и Евгения Цивцивадзе сегодня на гребне мейнстрима.

  • 1
    Елена Цивцивадзе (Гашунина), Я увидела свет Любви… — публикация в православном интернет-журнале «Преображение» (http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Duhovnaya_zhizn/ya-uvidela-svet-lyubvi.html)
  • 2
    «Все наши начинания благословляются отцом Илием и творятся по его святым молитвам». Из интервью Вики Цигановой для газеты Симбирской митрополии «Православный Симбирск». Цит. по электр. архиву: https://web.archive.org/web/20150223233141/http://www.simbirsk-mitropolia.ru/publications/interview/?ID=7243
  • 3
    О негативной оценке экзорцизма в Православии см.: А. И. Осипов, Об экзорцизме (Лекции по апологетике на 5 курсе МДС); А. И. Осипов, §4. Экзорцизм // Путь разума в поисках истины, Глава V. Откровение.
  • 4
    Расшифровка видеозаписи в Ютуб — https://youtube.com/watch?v=3Icy-VnBlkI
  • 5
    Историю отца Фёдора и его проекта публиковали «Белгородские епархиальные ведомости» (№12(302) за декабрь 2021 года, сс. 5-8) в статье: «Где от лампад и радости светло». Фотокопия материала есть на сайте «Фонда по созданию Града Спасительного Иерусалима Нового в селении Сухарево Сихемъ» — https://sikhem.ru/history.html
  • 6
    Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. / Серафим (Чичагов). – Изд.: Паломник. Москва. 2005.
  • 7
    Ни в каких авторизованных сборниках богослужебных чинов Православной Церкви такого особого последования нет. Есть в Служебнике РПЦ чины Литургии Иоанна Златоустого, Василия Великого, Преждеосвященных Даров. Но никакого особого последования Благодарственной Литургии нет.
  • 8
    Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в храме святителя Николая в Толмачах 8 сентября 2023 года. Цит. по сайту Московской патриархии — http://www.patriarchia.ru/db/text/6057453.html.
  • 9
    Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме святителя Димитрия Ростовского в Барнауле 21 сентября 2015 года. Цит. по сайту Московской патриархии — http://www.patriarchia.ru/db/text/4228251.html.
  • 10
    Митрохин Николай. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Научная монография. М.: Новое литературное обозрение, 2004