Елена Богдан
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Национального университета «Киево-Могилянская академия», исследовательница современной религиозности и демократизационных процессов, бывшая председательница Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести (до 6 декабря 2022).
Статья Елены Богдан о ситуации с противостоянием вокруг Киево-Печерской Лавры была опубликована на украинском на сайте ДиалогТут 13 марта 2023 года. Перевод на русский язык сделан проектом «Христиане против войны» ©
Настоящая история, которая, к сожалению, безразлична тем, кто пишет экстатические посты в ожидании выезда УПЦ из Лавры, но именно им было бы особенно важно о ней знать.
Когда я последний раз была в Нижней Лавре (приехала на встречу с профессором КДА), на входе остановилась в колебаниях, уместно ли зайти на территорию: на моем пути был грузовой микроавтобус и из него один за другим выходили военные. «Меры безопасности? Можно ли заходить?» — невольно промелькнуло в голове.
Приостановилась, наблюдаю. И вот из автобуса вынесли погребальный венок. И еще один. Далее вышла убитая горем женщина, поддерживаемая военными. Затем гроб.
Помню внутреннюю боль от разрыва между тем, о чем прежде подумалось, и тем, что на самом деле происходило, — он символизировал для меня то, что происходит вокруг УПЦ в целом.
Чувствую моральную обязанность об этом сегодня написать. Ведь люди из того автобуса сейчас чувствуют совсем другое, чем те, кто радостно ожидает выезда/ухода УПЦ (из Лавры – прим. переводчика).
***
В Нижней Лавре на территории монастыря — руководящий центр УПЦ (Киевская митрополия УПЦ) и ключевое научно-учебное заведение УПЦ (Киевская духовная академия). От того, что они и монастырь со всеми церковными мастерскими вынуждены сменить свое месторасположение, единство украинского православия не наступит, также и национальная безопасность Украины не укрепится.
10 марта власти предложили УПЦ до 29 марта вывезти всех людей и все вещи с церковной территории, которую в советское время экспроприировало государство, и куда Церковь вернулась в 1988 году. К слову, представьте себе количество людей и вещей для выезда в течение 2-х недель: административный центр, научно-учебное заведение, богослужебные принадлежности, мебель, произведения искусства, церковные мастерские, до 600 человек в резиденции.
Живые и здоровые люди постят в соцсетях «Наконец-то!» как реакцию на требование к УПЦ оставить Нижнюю Лавру. Они чувствуют себя «на стороне света». Думают ли эти люди о том, что испытывают в контексте таких государственных решений семьи и друзья тех верующих УПЦ, которые уже погибли на передовой? Вернувшиеся с фронта искалеченными? Те, кто сейчас на передовой? Те, кто собирает гуманитарную помощь военным и гражданским? Те, кто молится о победе Украины?
С того момента, как 1 декабря был провозглашен политический курс на «духовную независимость», многие верующие УПЦ закономерно чувствуют себя преданными своим государством в дополнение к давно присутствующему шоку от шквала абсурда, который видят в соцсетях и СМИ.
У настоящей духовной независимости совсем другое лицо — более честное, вдумчивое и человечное.
Или авторы «Наконец-то!» когда-нибудь поймут, что полные ненависти к УПЦ громкие заголовки в СМИ не отражают сложную неудобную правду украинского православия, а создают опасные иллюзии, которые все глубже топят наше общество в абсурде и формируют серьезные риски в долгосрочной перспективе? В том числе и риски для национальной безопасности.
***
О мифах и реалиях вокруг Киево-Печерской лавры я могла бы написать огромный материал. Возможно, скоро это сделаю. Но сейчас хотела бы подчеркнуть другое: у каждого из нас есть человеческий моральный долг перед всеми защитниками и защитницами, перед всеми их семьями, а не только перед теми, чья церковная идентичность кому-то кажется «правильной» или даже более «настоящей украинской». Ощущение этого долга – это то, что делает общество солидарным, правовым, человечным, и это то, что побуждает меня писать эти строки.
В печальную годовщину полномасштабного вторжения на один из приходов УПЦ пришел священник ПЦУ в сопровождении человека с болгаркой и сказал верующим: «Здрасте, москали».
Это было сказано украиноязычным украинским гражданам Свято-Михайловского прихода УПЦ, который развозил обеды на блокпосты тогда, когда в Киевской области было тяжелее всего — в марте 2022 года. В результате этого визита впервые за всю независимость Украины Литургии этого прихода УПЦ стали проходить в подвальном помещении вместо храма, который она создала и содержала. Вчера, 12 марта, богослужение снова проходило в подвальном помещении.
Этот приход УПЦ не принимал решения перейти в ПЦУ, но «почему-то» появились бумаги, что он перешел. В то же время в 10 минутах пешком от храма УПЦ на протяжении многих лет был и есть храм ПЦУ.
Приглашаю посмотреть видеофрагмент воскресной Литургии: если приход УПЦ в Белогородке принял «почти единодушное решение» перейти в ПЦУ (как сообщали на многочисленных ресурсах), то кто все эти многочисленные верующие на Литургии в подвальном помещении? Вы готовы поверить, что так выглядит единодушное решение?
Литургия в подвале после «Здрасте, москали» — это лицо «духовной независимости», которую власти Украины ищут с 1 декабря?
Почему я вспоминаю о Белогородке в контексте Лавры? Ибо эти ситуации — составляющие одной мозаики. Просмотрите видеофрагменты богослужения УПЦ в Нижней Лавре утром 12 марта: когда идет служба Предстоятеля УПЦ, да еще в особый день, все желающие не вмещаются в храм.
Внимательно посмотрите на всех этих людей в храме и под снегом на улице — это наши сограждане. И среди них точно есть те, чьи родные в ВСУ.
В Нижней Лавре нет таких больших храмов, как Трапезный и Успенский в Верхней. Доступ к крупнейшим храмам Киево-Печерской лавры (Трапезный и Успенский) УПЦ не имеет с 1 января 2023 года, хотя именно Трапезный на протяжении трех десятилетий служил кафедральным храмом УПЦ (то есть, где регулярно служит Предстоятель).
В 1992 году Владимирский Собор (который был кафедральным для УПЦ), резиденция Предстоятеля УПЦ, помещения административного центра УПЦ остались с митрополитом Филаретом (тогда еще не патриархом), поскольку, как только Предстоятелем УПЦ стал митрополит Владимир (Сабодан) на замену митрополиту Филарету последний начал создание нового религиозного объединения – УПЦ Киевского патриархата. Патриарх Филарет с советских времен и по сей день служит во Владимирском соборе и проживает в той же резиденции на Пушкинской, 36 (в 2022 году переименована в улицу Евгения Чикаленко).
Почему сейчас вспоминаю о патриархе Филарете? Для понимания — как и когда Киево-Печерская лавра стала духовным и административным центром УПЦ.
В то же время буквально через дорогу церковь Феодосия Печерского и Свято-Феодосеевский монастырь ПЦУ. И если бы верующие регулярно не умещались на Литургию в церкви Феодосия Печерского, и если бы там были десятки монахов, не помещающихся в корпуса монастыря, это давно было бы в новостных лентах ПЦУ и телемарафоне в качестве аргумента в пользу передачи Лавры ПЦУ.
Готов ли телемарафон показать неудобную правду украинского православия: верующих УПЦ на холоде в Лавре и в подвальном помещении на литургии в Белогородке? И храмы ПЦУ, что совсем рядом?
Готовы ли СМИ поинтересоваться, что находится в корпусах Свято-Феодосиевского монастыря и почему на его богослужениях нет многочисленных монахов? Все это – составляющие неудобной правды украинского православия. Пусть это будет призывом к действию для честных профессиональных журналистов. И не стоит опасаться, что ваша честность сыграет на руку российской пропаганде: честный взгляд — один из сильнейших долговременных вкладов в национальную безопасность.
Чем раньше украинское общество начнет обращать внимание на неудобную правду украинского православия во всех ее аспектах, тем более цивилизованным, солидарным и сильным оно будет. А быть другим оно вряд ли может себе позволить в условиях столь страшной внешней угрозы. Быть демократическим государством, в котором правда и право имеют значение, это то, за что борются украинцы, и то, что консолидирует мир в поддержке Украины.
Убеждена, что настоящая духовная независимость и разумное воплощение лозунга «Не позволим строить империю внутри украинской души» не имеют ничего общего с попытками запретить религиозное объединение без надлежащих системных доказательств, насильственно переименовать, принудительно присоединить, крайне искаженно представить в СМИ или соцсетях, без доступа к храмам, заставить верующих и духовенство почувствовать правовую незащищенность, наклеить им ярлыки коллективной ответственности за поступки определенных людей, игнорировать их вклад и жертву в защиту Украины. Такими методами не строят сильные правовые государства свободных солидарных людей.
Оригинал статьи на украинском