Аля Шандра, 23.08.2024
Неожиданно некоторые представители Украинской православной церкви приветствовали новый закон, рассматривая его как рычаг, чтобы заставить свое руководство полностью порвать с Москвой.
Украина пошла на давно ожидаемый шаг против Украинской православной церкви Московского патриархата, некогда крупнейшей религиозной организации Украины.
20 августа ее парламент принял во втором чтении законопроект, запрещающий деятельность религиозных организаций, связанных с Россией. УПЦ МП не в нем называется, но она явно является целью: принадлежность церкви к ее митрополии, Русской православной церкви, становилась все более непонятной на протяжении двух лет войны России против Украины. И хотя официально связи с Москвой были разорваны в первые месяцы российского вторжения 2022 года, эксперты считают это скорее декларативной полумерой.
Принятие закона стало кульминацией растущего давления на УПЦ МП: ее роль в продвижении идеологии «русского мира», движущей силы российского вторжения, все больше подвергалась пристальному вниманию. Украинские службы безопасности начали проводить рейды против церквей и монастырей УПЦ МП, а некоторые священнослужители были арестованы по обвинению в пособничестве российскому вторжению. УПЦ МП была выселена из своей сокровищницы, знаменитого монастыря Киево-Печерская Лавра, на фоне кампании перехода приходов в конкурирующую независимую Православную церковь Украины и обвинений в превышении полномочий со стороны властей.
Эти события побудили УПЦ МП запустить международную кампанию по обвинению украинского государства в религиозных преследованиях. Инициатива оказалась особенно плодотворной среди американских республиканцев и была поддержана, в частности, консервативным журналистом Такером Карлсоном.
Однако более глубокий взгляд на ситуацию показывает религиозную организацию, которую украинское государство спасает из тупика, который она сама себе создала. Мы поговорили с экспертами, чтобы понять, почему УПЦ МП согласилась на полумеры, почему украинское государство идет на этот шаг, действительно ли принятый закон запретит УПЦ МП в Украине и стоит ли на повестке дня религиозное примирение.
Действительно ли закон запретит УПЦ МП?
В законе не упоминается УПЦ МП, вместо этого он запрещает Русскую православную церковь в Украине. УПЦ МП не сможет входить в структуру РПЦ или каким-либо образом быть с ней аффилированной.
В частности, закон запрещает деятельность иностранных религиозных организаций, которые «находятся на территории государства, признанного совершившим или совершающим вооруженную агрессию против Украины и/или временно оккупировавшего часть территории Украины» и «прямо или косвенно (в том числе публичными заявлениями своих руководителей или других органов управления) поддерживают вооруженную агрессию против Украины», в частности — РПЦ.
Если будет установлено, что УПЦ МП связана с РПЦ, она потеряет свой официальный статус зарегистрированной религиозной организации. Таким образом она лишится некоторых привилегий для религиозных организаций: возможности открывать банковские счета, выплачивать официальную зарплату, владеть и арендовать недвижимость и храмы, а также доступа к более низким ценам на коммунальные услуги.
Однако, как незарегистрированная религиозная организация, она все равно может продолжать свою деятельность, поскольку Украина является страной со свободой вероисповедания, в отличие, например, от Китая, где организации для функционирования должны регистрироваться в органах госвласти. УПЦ МП могла бы, например, передать право собственности на свое имущество частным лицам и продолжать им пользоваться, говорит религиовед Татьяна Деркач, соучредитель Центра религиозной безопасности и автор книги «Московский патриархат в Украине: анатомия предательства».
Закон дает УПЦ МП девять месяцев на то, чтобы окончательно разорвать церковно-канонические отношения с РПЦ. Предусмотрена процедура установления ее принадлежности, а по истечении девяти месяцев ДЕСС (Государственная служба по этнополитике и свободе совести) может подать в суд на структуры УПЦ МП, считает историк и религиовед Острожской академии Андрей Смирнов.
ДЕСС соберет комиссию для анализа уставов около 8000 приходов УПЦ МП и опубликует список религиозных организаций, аффилированных с РПЦ. У всех будет время разорвать отношения, то есть изменить свои уставы. ДЕСС будет рассматривать каждый приход отдельно, поскольку УПЦ МП не имеет статуса единого юридического лица: скорее, для закона она является сетью аффилированных религиозных организаций.
«Но у нее есть административный центр — Киевская митрополия, и ДЕСС может подать на нее в суд, если та не разорвет отношения с Русской православной церковью», — говорит Смирнов.
Еще одно важное изменение, которое вносит закон, заключается в том, что впервые в правовом пространстве Украины определяется идеология «русского мира», которая считается идеологическим двигателем войны России против Украины, и запрещается ее популяризация религиозными организациями:
«Идеология „русского мира“ — это российская неоколониальная доктрина, основанная на шовинистических, нацистских, расистских, ксенофобских, религиозных идеях, образах и целях, на уничтожении Украины, геноциде украинского народа и непризнании суверенитета Украины и других государств, направленная на насильственное расширение российского наднационального имперского пространства как способ реализации особого цивилизационного права россиян на массовые убийства, государственный терроризм, военное вторжение в другие государства, оккупацию территорий и расширение канонической территории Русской православной церкви за пределы территории Российской Федерации».
В чем была проблема с УПЦ МП?
УПЦ МП десятилетиями рассматривалась как инструмент мягкой силы России, продвигающий мягкую версию идеологии русского мира. Вкратце, эта идеология представляет собой «Святую Русь», отсылку к средневековой Киевской Руси, предшествовавшей современным Украине, России и Беларуси, борющуюся с «сатанинским Западом».
«Многие исследователи показали, что идеология „русского мира“ является преступной идеологией. УПЦ МП была каналом распространения российских нарративов о „Святой Руси“, о том, что Украина должна существовать не как независимое государство, а как российская „Малороссия“, об особой роли России в мире, о негативном влиянии Запада на церковь и государство. Вот почему ее пропаганда будет запрещена», — говорит Смирнов.
Он считает запрет идеологии «русского мира» «историческим», наряду с недавно принятыми Украиной законами о декоммунизации и деколонизации, которые направлены на то, чтобы сломать хватку колониального наследия России в Украине.
Служба безопасности Украины настаивала на этой части закона, поскольку в настоящее время Украина запрещает оправдание российской агрессии, но не пропаганду «русского мира», что привело к свободному распространению этих нарративов в соцсетях, говорит Смирнов. Теперь преследовать такие действия будет проще.
Действительно ли УПЦ МП все еще связана с Россией?
В первые дни полномасштабного вторжения России в мае 2022 года УПЦ МП осудила российскую агрессию и заявила, что разрывает связи с РПЦ, самоуправляемой частью которой она являлась. Однако экспертная комиссия установила, что она все еще связана с ее митрополией.
Ключ кроется в ее центральном уставе — уставе Киевской митрополии.
«В нем упоминается письмо Московского патриарха Алексия II, в котором указано, что УПЦ МП остается неотъемлемой частью РПЦ. Митрополит Онуфрий является постоянным членом Синода Русской православной церкви. Все епископы УПЦ МП являются членами Архиерейского собора РПЦ», — говорит Андрей Смирнов.
УПЦ МП оказалась в гибридной ситуации.
«Она не вписывается ни в один устоявшийся статус в мировом православии. Она не автокефальная, не автономная, не полностью зависимая от Москвы. Сама церковь не может объяснить, что она такое. Если вы спросите митрополита Онуфрия, каков статус этой церкви, он не сможет дать осмысленного объяснения», — считает теолог Кирилл Говорун.
В то же время эта церковь не монолитна.
«В УПЦ МП есть целая когорта [украинских] патриотов, которые искренне верят, что они не являются частью Московского патриархата. Есть те, кто думает, что они часть Московского патриархата, но являются украинской церковью, есть те, кому все равно, а также те, кто думает, что они русская церковь», — объясняет Татьяна Деркач.
Однако пророссийское лобби сильно. Большинство епископов настроены пророссийски, как и православный олигарх Вадим Новинский, чье влияние на УПЦ МП огромно, считает Андрей Смирнов. Эти епископы по-прежнему поддерживают телефонные отношения с Московским патриархатом
Тем не менее, внутри УПЦ МП растет потребность в ясности и переменах. Одним из голосов, настаивающих на том, что сохраняющиеся связи их церкви с Москвой представляют собой «преступное бездействие», является Сергей Бортник, профессор Киевской духовной академии УПЦ МП. Он считает позитивным намерение закона «сделать различие между УПЦ МП и РПЦ более четким», поскольку может побудить руководство УПЦ МП к действиям:
«Собор 2022 года был об административной независимости, о том, что УПЦ МП не будет выполнять решения соборов РПЦ или другие просьбы из Москвы. Но каноническая связь сохранилась, и УПЦ МП не может решить эту проблему самостоятельно. Если УПЦ МП хочет остаться в Украине после 2,5 лет войны, ей нужно сделать шаги в этом каноническом направлении».
Богослов Кирилл Говорун соглашается: он считает, что активные члены УПЦ МП, которые хотят, чтобы церковь действительно разорвала связи с РПЦ, могут использовать закон как рычаг, чтобы заставить свое руководство действовать.
Почему УПЦ МП не разорвала связи с Россией?
Сейчас ситуация УПЦ МП довольно уникальна. В православии церкви не могут просто объявить о своей независимости: ее должна предоставить их митрополия, и они должны быть признаны остальными православными церквями. Если этого не сделать, независимая церковь будет считаться раскольнической.
Крайне маловероятно, что РПЦ когда-либо предоставит независимость или автокефалию, выражаясь церковным языком, УПЦ МП — Гордиев узел, который ее враг, Украинская православная церковь Киевского патриархата, разрубила в 1992 году, в одностороннем порядке провозгласив свою независимость и оставаясь раскольнической, пока ее положение не было легализовано Вселенским патриархом Варфоломеем в 2019 году. Этот патриарх, «первый среди равных» в православном мире, вмешался, объявив Украину канонической территорией Константинополя, а не России — утверждение, которое действительно подтверждается историей — и создал Православную церковь Украины, которая в основном включала Киевский патриархат.
Хотя это действие было призвано консолидировать православие Украины, УПЦ МП пренебрегла объединительным собором, разорвала отношения со Вселенским Патриархом, чтобы сохранить верность Москве, и продолжает считать ПЦУ раскольниками. В итоге глубокий конфликт внутри доминирующей религиозной традиции Украины, православия, сохранился и в последнее время перерос в ожесточенные противостояния из-за церковной собственности.
Таким образом, УПЦ МП оказалась в затруднительном положении, которое сама и создала. Она все еще подчиняется Москве, и если разорвет отношения, то будет напоминать «раскольников» Киевского патриархата, над которыми издевалась более 30 лет.
Объединение с ПЦУ и заключение мира со Вселенским патриархом означает признание своих ошибок.
«Мы разорвали отношения со Вселенским патриархатом, чтобы быть лояльными Москве, а теперь пришла война, и эта лояльность дала о себе знать. В первые годы войны еще были надежды, что патриарх Кирилл осудит войну, что-то скажет, когда разрушали церкви и убивали священников. Но он ничего не сказал за 2,5 года, он поддерживает войну, так на что еще надеяться?» — спрашивает Сергей Бортник из УПЦ МП, добавляя, что его церкви нужно сделать шаги в каноническом направлении, чтобы урегулировать свои неопределенные отношения с Москвой.
Однако это противоречит интересам руководства УПЦ МП.
«Предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий ждет окончания войны; он надеется восстановить статус-кво, то есть вернуться в Московский патриархат. Он не хочет повторять путь [предстоятеля Киевского патриархата] Филарета Денисенко, который в 1992 году также покинул Московский патриархат и был наказан», — считает Андрей Смирнов.
«Они предпочли бы образ преследуемой за веру церкви, чем разорвать отношения с Московским патриархатом», — говорит Татьяна Деркач.
Кроме того, господствуют пророссийские епископы. Многие из них — этнические русские, учившиеся в российских семинариях. Многие продолжают молиться за российского патриарха Кирилла, практику, которую УПЦ МП стремилась прекратить в 2022 году, и публично призывают сохранять связь с РПЦ, утверждая, что вне ее нет спасения.
«Они считают, что иметь отношения с Московским патриархатом — это как иметь отношения с самим Христом», — говорит Кирилл Говорун, по его словам, это «серьезная богословская ошибка».
Личность митрополита Онуфрия также имеет значение. 75-летний предстоятель, проведший много времени в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в Москве, считает своим сыновьим долгом оставаться верным Русской православной церкви, полагает Татьяна Деркач.
Оторванный от украинской повседневности, Онуфрий не может говорить со светской аудиторией, что привело к печально известным оплошностям, таким как его предположение, что сталинский голодомор 1933-1934 годов, унесший жизни четырех миллионов украинцев, был Божьим провидением, чтобы направить грешных украинцев на путь истины, объясняет Бортник.
Его ультрарелигиозная логика напоминает антимодернистскую политику Католической церкви начала XX века, что привело к растущему отчуждению УПЦ МП от реальности; «она неадекватна проблемам, с которыми сталкивается Украина сегодня», — говорит Бортник.
Почему УПЦ МП не объединяется с ПЦУ?
Наиболее логичным решением тупиковой ситуации УПЦ МП, похоже, является простое объединение с ПЦУ, как изначально и предполагалось. Это был сценарий, изначально разработанный украинскими властями, которые облегчили процесс смены юрисдикции приходами.
Однако, несмотря на большие надежды, после предоставления Томоса Патриархом Варфоломеем в 2019 году перешли около 1700 приходов, а еще около 8000 остались. Это число значительно и превышает некоторые мелкие автокефальные церкви, отмечает Андрей Смирнов.
Большинство священников и епископов остаются в УПЦ МП. Последние сомневаются в каноничности независимой ПЦУ, считают ее предстоятеля митрополита Епифания мирянином и настаивают на проведении еще одного собора по созданию автокефальной православной церкви в Украине вместо собора 2019 года, на котором была создана ПЦУ.
Призывая к диалогу с УПЦ МП, ПЦУ отвергает эти условия: с ее точки зрения, Украинская православная церковь уже получила все необходимое для автокефалии на соборе, который УПЦ МП проигнорировала. Это осложняет попытки диалога.
Однако ширятся низовые усилия, такие как Киево-Софийское братство, члены которого из разных юрисдикций призывают начать диалог без предварительных условий.
Кроме того, годы вражды оставили глубокий след. «В течение 30 лет идентичность УПЦ МП была «мы не раскольники», в то время как церкви, составляющие большую часть ПЦУ, нацеливались на «подальше от Москвы», — объясняет Татьяна Деркач. Все усилия, которые УПЦ МП прилагала, проповедуя, что ее конкуренты — еретики, теперь сделали ее заложницей: сближение культурно неприемлемо.
При этом сама УПЦ МП часто демонизируется. Бортник считает, что часто распространяемые членами ПЦУ утверждения о том, что это всего лишь «русская церковь» и ее следует ликвидировать, способствуют отчуждению двух церквей. То же самое касается и напряженности вокруг перехода приходов из УПЦ МП в ПЦУ, многие из которых УПЦ МП считает незаконными и осуществляемыми силой под покровительством местных властей.
По словам Кирилла Говоруна, отсутствие сближения между ПЦУ и УПЦ МП проще всего объяснить эгоизмом и себялюбием обеих юрисдикций, которые защищают свои корпоративные интересы и опасаются, что им придется делить власть и имущество.
С ним согласна Татьяна Деркач: «У руководства ПЦУ есть определенное видение интересов ПЦУ и того, как их защищать. И на данный момент они не готовы пожертвовать этими интересами, переформатировав и включив в эту сферу интересов другую структуру, которая в принципе больше их собственной».
Зачем Украина приняла закон?
Принимая закон, власти Украины стремятся помочь УПЦ МП выйти из тупика, в который она сама же и попала.
«Его цель — не запретить какую-либо церковь, а помочь УПЦ МП разорвать связи с РПЦ. Естественно, этот процесс будет длительным, но закон может ускорить определенные процессы, и, возможно, будут найдены какие-то компромиссы по единству церквей», — считает Андрей Смирнов.
Своими недавними действиями украинское государство начинает занимать позицию посредника в отношении конфликтующих украинских православных церквей, несмотря на попытки ПЦУ обеспечить себе преференциальное положение, говорит Кирилл Говорун: «Я вижу, что государство становится новым Левиафаном в гоббсовском смысле, как сдерживающая сила над конфликтующими религиозными организациями, группами и церквями. Оно пытается не просто наказать УПЦ МП, но и предложить жизнеспособные решения, которые сохранили бы большую часть чувствительных вопросов для этой церкви».
Помимо сдерживания, оно преследует государственную безопасность: Россия неизбежно будет влиять на политическую и религиозную ситуацию в Украине в случае сохранения Московского патриархата, и именно поэтому не только Украина, но и страны Балтии ищут решения по изгнанию Русской церкви, отмечает Смирнов.
Но реальная проблема заключается в изменении менталитета людей, добавляет он. «Закон не может запретить пророссийские настроения в обществе, в том числе внутри церкви. Вот почему нам нужно работать с гражданами, усиливать образование, контрпропаганду, информационную безопасность».
Открытый вопрос — возьмет ли УПЦ МП на себя ответственность за свою роль в пособничестве российской агрессии. В настоящее время она заявляет только о том, что является жертвой преследований, говорит Татьяна Деркач.
«Примет ли она эту ситуацию со смирением и увидит ли ее как следствие собственных действий, которые она вынашивала десятилетиями? Люди не хотят нести ответственность за то, что они посеяли», — добавляет Деркач, отмечая, что в отличие от УПЦ МП, Католическая церковь приняла свои собственные прошлые прегрешения при расследовании случаев педофилии. «Ответственным поступком было бы признать, что они сделали катастрофический, трагический, неправильный выбор, от которого теперь страдает вся страна».
Что будет дальше?
Конечный итог будет зависеть от того, как будет реализован закон, и от действий самой УПЦ МП по активному поиску выхода из тупика.
«Государство не может полностью запретить церковь, а УПЦ МП не может самостоятельно провозгласить автокефалию. Поэтому ей следует вступить в переговоры с ПЦУ, украинским государством и Вселенским патриархатом. Альтернативы диалогу нет. Если такая комиссия будет сформирована и диалог запущен, то решение будет найдено. Если диалога не будет, то противостояние будет нарастать, а УПЦ МП будет маргинализирована: часть уйдет в подполье, часть присоединится к ПЦУ, а остальные просто будут ждать окончания войны», — говорит Андрей Смирнов.
За девять месяцев до вступления закона в силу будет проведено много переговоров, и можно ожидать, что Вселенский Патриархат сыграет свою роль. Уже сейчас он направил комиссию для изучения вопроса.
«Ее задача проста и сложна одновременно. Они должны понять, возможно ли и как достичь цивилизованного сосуществования ПЦУ и УПЦ МП в Украине, учитывая, что одна из них считается угрозой национальной безопасности», — поясняет Татьяна Деркач. Скорее всего, комиссия будет искать пути восстановления отношений УПЦ МП с Вселенским Патриархатом.
Для УПЦ МП есть несколько возможных решений. По мнению Сергея Бортника, нет смысла заставлять ее объединяться с ПЦУ: сейчас слишком велики разногласия. Поэтому возможным решением было бы создание временной канонической структуры под эгидой Вселенского патриархата для епископов УПЦ МП, которые хотят выйти из РПЦ, но не хотят вступать в ПЦУ. Это позволило бы УПЦ МП и ПЦУ мирно сосуществовать и постепенно сближаться. Это решение, которое приняли бы многие епископы УПЦ МП, говорит Бортник.
Многое зависит от действий предстоятеля УПЦ МП митрополита Онуфрия. «Ему нужно хотя бы принять реальность такой, какая она есть. Сейчас он, похоже, живет в альтернативной реальности, где церковь существует в вакууме, а Бог с этим разберется», — замечает Татьяна Деркач.
Пока что первые шаги УПЦ МП по выходу из серой зоны, в которой она находится, обнадеживают, говорит Кирилл Говорун: она тянется к Вселенскому патриархату. Диалог и сближение с ним и ПЦУ — неизбежные первые шаги. «Затем, через этот диалог, они могли бы обсудить, как сосуществовать друг с другом. Формы сосуществования могут быть разными, но чтобы их обсуждать, сначала нужно начать разговаривать друг с другом», — отмечает Говорун.