Этика мира в контексте войны России против Украины: 12 предложений

Дитрих Вернер

Профессор доктор Дитрих Вернер - пастор Евангелической церкви Германии, богослов и экуменический деятель. Старший богословский консультант организации «Хлеб для мира» (Brot für die Welt), сотрудник проекта «Религиозные общины и устойчивое развитие» (Religiöse Gemeinschaften und nachhaltige Entwicklung) Университета Гумбольдта, Берлин.

Представляем перевод размышлений Доктора Дитриха Вернера, написанных на английском языке под названием Peace «‎Ethics in the context of Russia’s War against the Ukraine – 12 Suggestions for what churches and religious communities can contribute to reconstruct justice and peace in East Slavic countries «‎Blessed are the peacemakers, for they will be called children of God» (Matthew 5:9, NIV)». В данной статье автор описывает свое собственное видение роли религиозных организаций в будущем примирении народов Украины и России и предлагает методы, иногда довольно спорные, которые, по мнению автора, могут положительно способствовать восстановлению дружественных отношений между двумя народами.  Перевод выполнен инициативой «‎Христиане против войны».

В июле 2022 года основатель и президент Globethics в Женеве профессор Кристоф Штюкельбергер опубликовал «Двенадцать предложений к мирному урегулированию конфликта между Россией и Украиной»1https://www.globethics.net/blogs/-/blogs/ukraine-russia-twelve-proposals-towards-negotiated-peace. Данное эссе было вдохновлено убеждением, что его предложения по-прежнему актуальны и заслуживают общественного внимания и дальнейшего обсуждения. В контексте настоящего геополитического конфликта экуменический диалог об этике мира, начатый такими организациями, как Конференция европейских церквей (КЕЦ) 2Слушания Ассамблеи КЕЦ в Украине: Подготовка к миру: роль церквей в трансформации насилия, см.: https://www.youtube.com/watch?v=lGEjZ451gU; https://ceceurope.org/churches-hope-just-peace-ukraines-future и Всемирный совет церквей (ВСЦ)3См.: https://ceceurope.org/unpacking-peace-cec-webinar-fosters-honest-exchange-about-war-ukraine; https://www.oikoumene.org/resources/documents/statement-on-ukraine, необходимо активизировать, чтобы усилить роль религиозных деятелей в политических процессах, ведущих к миру со справедливостью в ситуации, которая стала геополитическим тупиком и источником еще большей напряженности.

Следующие размышления вновь поднимают вопрос важности углубления приверженности экуменической мирной этике и исследуют практические пути продвижения этого дела, а также призывают к значительному вкладу церквей в достижение дипломатического решения конфликта.

1) Сохранять дверь открытой для достижения мира путем переговоров за рамками постоянной эскалации военных действий и разрушительной войны: как превратить ситуацию проигрыша в беспроигрышный сценарий для обеих сторон?

Пламенное предложение, сделанное профессором Кристофом Штюкельбергером в июле 2022 года, сохранить дверь открытой для мирных переговоров между Россией и Украиной и не допустить, чтобы динамика постоянной военной эскалации вышла из-под контроля из-за поставок еще более серьезного вооружения, более актуально, чем когда-либо. Представители религиозных и христианских организаций, приверженных этике мира, не должны позволять себе оставаться в стороне в политическом климате, где каждое скромное предложение о большем пространстве для дипломатических инициатив немедленно встречает скептическое отвержение и подозревается в подыгрывании доминирующей военной силы, которая односторонне начала эту империалистическую войну4 В том же направлении см. превосходный доклад Martina Fischer: „Wie ist dieser Krieg zu deeskalieren und zu beenden?“ Perspektiven für Sicherheit und einen gerechten Frieden in der Ukraine und Europa“, in: https://www.bpb.de/themen/deutschlandarchiv/523377/wie-ist-dieser-krieg-zu-deeskalieren-und-zu-beenden- teil-1/ und: https://www.bpb.de/themen/deutschlandarchiv/523379/wie-ist-dieser-krieg-zu-deeskalieren-und-zu-beenden-teil-2/. Предположение о том, что этот конфликт можно решить только на поле боя, и что на него можно ответить только военными средствами, не является убедительной отправной точкой для ответственного подхода к этике мира. Ни полная военная победа Украины, ни военная победа России не смогут обеспечить основу для прочного мира в регионе. Многолетняя затяжная война на истощение, в которой обе или только одна сторона окажется на грани полного краха и истощения своего военного, человеческого и экономического потенциала, также не является решением. Скорее, это приведет все вовлеченные страны в плен опасного порочного круга замкнутой военной логики победы или проигрыша всего. Вместо этого этика ответственного мира должна серьезно проработать вопрос о том, как подготовиться к сценарию выхода из военной логики и как возможно превратить проигрышную ситуацию в беспроигрышный сценарий для обеих сторон — сложный вопрос особенно в ситуации, когда одна из сторон является основным агрессором. Это возможно только в том случае, если этика мира — вопреки всем подозрениям в том, что она развращена и слепа к империалистическим властным интересам одной стороны — позволит себе серьезно задаваться вопросом о долгосрочных интересах обеих сторон, чтобы найти какую-то возможную общее основание для решения переговоров в ближайшем или более отдаленном будущем.

2) Преодоление как упрощенных и идеалистических, так и эскалационных и военных подходов в этике мира: восстановление преобладания политики над военной динамикой

Марши мира в пасхальный период 2023 года иногда были слишком упрощенческими, поскольку пропагандировали такие лозунги, как «Frieden schaffen ohne Waffen», призывающие к установлению мира без оружия, что само по себе является идеалистическим видением. Хотя пацифистская традиция является ценным и дальновидным элементом в истории христианской этики мира, которая не отказывается от права на коллективную самооборону, но исследует способы коллективного невоенного сопротивления и неповиновения военным средствам оккупации и нападения, ключевой лозунг сам по себе недостаточно отвечает потребностям и реальной ситуации страны, которая подверглась одностороннему нападению в результате массированного военного вторжения, такого как в Украине. Ответственная христианская этика мира не может отрицать право защищать себя невоенными средствами или даже путем ограниченного использования военного оружия, даже если отдельные люди могут законно выбрать полную пацифистскую позицию и присоединиться к защите своей родной страны невоенными средствами, как это делают многие. Однако применение ultima ratio в использовании и развертывании военных средств самообороны не может представлять собой единственный и достаточный ответ на продолжающийся территориальный, геополитический и культурный конфликт. Огромная опасность вовлечения в военный конфликт всегда заключается в тенденции, заключающейся в том, что военная динамика легко приобретает собственную динамику саморегулирования и очень быстро сводит умы политиков, военных лидеров и средства массовой информации к тому, чтобы ограничиваться только военными категориями. Тогда все меньше и меньше энергии тратится на стратегии выхода и творческие предложения по дополнительной и более всеобъемлющей стратегии дипломатических и переговорных решений. «Жесткие факты» военной силы доминируют и преобладают над «мягкими стратегиями» переговоров, которые кажутся менее эффективными, нежели прямая мощь военного оружия. Таким образом, длительное продолжение военных действий может легко оказать опасное воздействие на политическое и этическое мышление политиков и средства массовой информации, поскольку люди становятся зависимыми от милитаристского редукционизма в своем мировоззрении, мышлении и восприятии. В исследованиях милитаризма предыдущих десятилетий (исследование ВСЦ о милитаризме 70-х годов)5См: Wolfgang Huber: Militarism. Some theological perspectives, в Ecumenical Review April 1978, Volume30, Issue2, page 155-165, in: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1758-6623.1978.tb03512.x часто утверждается, что милитаризм трансформирует все общество, поскольку пространство для организаций гражданского общества часто сужается в эти периоды доминирования военных субъектов. В подобных случаях свобода мнений жестко и легко ограничивается, поскольку любой критический вопрос зачастую сразу же рассматривается как акт измены и нелояльности. Кроме того, героизация военных действий и личного состава распространяется, как раковая болезнь, чтобы справиться с болью огромных человеческих жертв, происходящих с обеих сторон, включая резкий рост насилия в отношении женщин в семьях и в обществе в целом. Еще более сложной, опасной и непредсказуемой является ситуация, в которой действуют и участвуют несколько частных и конкурирующих армий и военных лидеров, частично поддерживаемых официальными правительственными силами, частично под командованием тех региональных и самопровозглашенных полевых командиров, которые их финансируют (например, в России). Вопрос о том, как разоружить подобных региональных военных акторов и восстановить четкую линию демократического государственного контроля и усилия по демилитаризации, является проблемой, которая требует гораздо большего внимания, поскольку в противном случае довольно скоро результатом может стать либо несостоявшееся государство, либо гражданская война между регулярными и нерегулярными армиями. Преодоление как упрощающих, идеалистических и индивидуализирующих, так и эскалирующих, героизирующих и милитаризирующих подходов к этике мира является задачей для всех вовлеченных сторон, срочность которой можно сравнить с процессом экзорцизма, изгнания злых демонов, сведения всего к категориям военной мощи и военных технологий. В этом случае другая сторона часто редуцируется до образа безымянного врага и фактору, который необходимо устранить — дегуманизированное человеческое мышление может непреднамеренно стать следствием, если мы позволим военной логике доминировать в наших рассуждениях. Чтобы разорвать порочный круг ответного насилия, мести и умножения взаимных угроз, необходимы первые шаги мужественных инакомыслящих с обеих сторон6О контексте приверженности идее преодоления логики и искушения редукционистской милитаризации конфликтов, см. Antje Haider-Rottwilm: Krieg in der Ukraine — Ist der „Vorrang der Gewaltfreiheit“ überholt?, по ссылке https://www.church-and-peace.org/wp-content/uploads/2022/12/22.11.08-Friedenskirche-_Heerstrasse_fin.pdf. Нам необходимо напомнить об обязательствах, взятых на себя на ассамблее Всемирного совета церквей в Карлсруэ, о неоспоримом приоритете международных проектов миростроительства над продолжающимися тенденциями милитаризации: «Увеличение военных расходов неизбежно происходит за счет существенных инвестиций в миростроительство, ликвидацию крайней бедности, борьбу с изменением климата, справедливый переход к возобновляемым источникам энергии и другие инвестиции в устойчивое развитие и экономическую справедливость, которые необходимы для истинной безопасности человека и глобальной стабильности. Направление еще большего количества финансовых ресурсов от этих целей к средствам ведения войны обречено на провал и неприемлемо»7«То, что способствует миру: движение мира к примирению и единству», Заявление 11-й Ассамблеи ВСЦ в Карлсруэ, Германия, Декларация ВСЦ 2022, https://www.oikoumene.org/resources/documents/the-things-that-make-for-peace-moving-the-world-to-reconciliation-and-unity. С этой точки зрения этика ответственного мира всегда является актом сопротивления культуре милитаризации мировоззрения и контркультурному движению, которое требует надлежащего воспитания и хорошо организованных международных связей для ее поддержания. Замена логики военной защиты и возмездия логикой построения мира ненасильственными средствами является сложной задачей и требует тщательно продуманного с этической точки зрения подхода; она часто, но не всегда может быть более успешной, чем военная эскалация. Но для этого нужны люди, готовые встать на рискованный путь и плыть против течения. Церкви и религиозные организации должны и могут предоставить такую основу и безопасное пространство для воспитания культуры диалога и этической чуткости, которая является предварительным условием для любого значимого долгосрочного процесса достижения мира путем переговоров. Таким образом, продолжение Экуменического паломничества справедливости и мира в Европе является неотложным мандатом для всех заинтересованных церквей8Matthew Ross/Jin Yang Kim: Seek Peace and Pursue It Reflections on the Pilgrimage of Justice and Peace in Europe, WCC Publications & Globethics.net, 2022,  https://www.globethics.net/documents/10131/27303987/PJP4_9782889314706_WEB.pdf. Необходимо усилить голоса важных аналитических центров, таких как Фонд Карла Фридриха фон Вайцзеккера, который утверждает: «Но война не может и не должна заменить политику; политики обязаны использовать все возможности для того, чтобы война внутри и вокруг Украины не ускользнула и не переросла в третью «Великую войну», а положила ей конец в смысле Клаузевица и создала жизнеспособную основу для урегулирования различных интересов при условии мира. Время уходит!»9https://neue-entspannungspolitik.berlin/primat-der-vernunft/; см также: https://www.cfvw.org/files/cfvw/pdf/04_DENKSCHRIFT_i%20d%20KRISEN%20u%20ZEIT_c.pdf.

3) Размежевание религиозной идентичности, жесткой националистической приверженности и империалистических мечтаний: к согласованной политике защиты прав меньшинств и уважения территориальной целостности

Одним из наиболее трагических факторов нынешнего конфликта между Украиной и Россией является то, что большинство людей в обеих странах принадлежат к христианской вере, одной из основ которой является заповедь любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Как совместить эту страшную братоубийственную войну с основными принципами собственной религиозной идентичности? Это возможно только путем массового искажения и искажения основных принципов христианской веры. Репутация Русской Православной Церкви во всем мире, а также в сообществе других православных церквей, к сожалению, сильно пострадала из-за преднамеренного злоупотребления и искажения принципов веры со стороны Патриарха Кирилла, который оправдал войну как вечную и даже священную духовную войну против силы зла и морального разложения Запада10См: https://orthodoxtimes.com/no-religion-can-justify-the-war-in-ukraine/; Anna M. Solarz/Iuliia Korniichuk: The Reactions of Orthodox Churches to Russia’s Aggression towards Ukraine in the Light of the Postsecular Approach to IR Studies, in: https://www.mdpi.com/2077-1444/14/4/515. Понятно, что точку зрения Патриарха Кирилла разделяют не все священники Русской Православной Церкви в России, поэтому следует быть очень осторожными и избегать обобщенных высказываний о «церкви Путина»11См. некоторые письма священников в России, часть из которых была опубликована и распространена открыто: https://catholicherald.co.uk/i-cant-stand-the-lies-the-priests-letter-rocking-the-kremlin/ ; https://www.premierchristianity.com/opinion/stop-the-war-russian-orthodox-leader-on-why-hundreds-of-brave-priests-are-joining-his-campaign/12651.article. Однако на карту здесь поставлен фундаментальный процесс очищения и переориентации русской православной традиции и ее отношения к националистической верности и даже к империалистическим мечтам. Также крайне необходимо более тонкое восприятие и преодоление демонизации западной цивилизации и культуры, поскольку ее нельзя охарактеризовать в столь черно-белом дуалистическом и контрастном восприятии, как это часто представляется в заявлениях Русской Православной Церкви. Об этом мало что известно, но очень важно осознавать, что как в России, так и в Украине существуют меньшинства, состоящие из активных женщин и мужчин христиан, которые молятся друг за друга и за свои страны, чтобы преодолеть насилие, демонизацию и ненависть между россиянами и Украиной – силу молитвы ни в коем случае нельзя недооценивать. Совместные молитвы групп с обеих сторон могут быть самым важным и ненасильственным средством продвижения политики и культуры отсутствия ненависти как для русских, так и для украинских верующих, а также для преодоления идеологии священной войны. Пантелис Калайтзидис из Волосской академии в Греции в очень интересной исследовательской работе заявил: «»Этнотеология» или «национальное православие», то есть понимание и определение церкви в этнических и национальных терминах, является многовековой проблемой православных. Это вызов, уничтожающий ее евхаристическое и экклезиологическое самосознание, а также ее единство и миссию в мире… Всеправославный собор в Константинополе (за исключением Иерусалимского и Московского Патриархатов) однозначно осудил этнофилетизм в 1872 году, назвав его «ересью» и искажением подлинной христианской веры и православной традиции. Поводом для этого соборного осуждения было учреждение на национальном основании отдельного Болгарского Экзархата на канонической территории Вселенского Константинопольского Патриархата и, следовательно, богословское обоснование тенденции, присущей восточному православию. Но если соборное осуждение должно было остановить или, по крайней мере, задержать распространение этнофилетизма среди православных, произошло, однако, прямо противоположное: возникновение и умножение национальных автокефальных церквей, по инициативе и при поддержке соответствующих новоиспеченных национальных государств»12Pantelis Kalaitzidis: Orthodox Theology Challenged by Balkan and East European Ethnotheologies, in: Politics, Society and Culture in Orthodox Theology in a Global Age, Brill/Schöningh 2022, 108–159; in: https://brill.com/edcollchap-oa/book/9783657793792/BP000015.xml. Без критического переосмысления отношений между христианской идентичностью и национализмом не может быть основы для согласованной политики защиты прав меньшинств и уважения территориальной целостности, которая является незаменимым компонентом любого мирного решения. 

Критические размышления о пересечении православной идентичности и национализма уже несколько лет является предметом серьезных дебатов в некоторых ведущих кругах православных богословов в диаспоре, которые теперь усилились из-за трагических событий войны на Украине13См.: Pål Kolstø/Helge Blakkisrud: The New Russian Nationalism: Imperialism, Ethnicity and Authoritarianism 2000–2015, Edinburgh University Press 2016; см. также : Carlo J.V. Caro: Vladimir Putin’s “Orthodoxy, Autocracy, and Nationality”, в: The Rule of Law Post August 31, 2022, Centre of Ethics and the Rule of Law, University of Pennsylvania, https://www.penncerl.org/the-rule-of-law-post/vladimir-putins-orthodoxy-autocracy-and-nationality/. Это сопровождалось также развитием православной этики мира в других православных традициях за пределами России14См. более ранние инициативы традиции румынской православной церкви: https://www.oikoumene.org/news/peace-ethics-debated-by-experts-from-both-strands-of-orthodoxy (вслед за Синодальным заявлением Вселенского Патриарха о православной этике «За жизнь мира»15м.: FOR THE LIFE OF THE WORLD. Toward a Social Ethos of the Orthodox Church 2020, in: https://www.goarch.org/social-ethos), критикой традиции учения «Русского мира»16См: Brandon Galagher/Pantelis Kalaitzidis: A Declaration on the “Russian World” (Russkii Mir) Teaching Coordinators of the Drafting Committee, в: https://brill.com/view/journals/mist/39/2/article-p269_8.xml?ebody=pdf-63199; also in: https://ucu.edu.ua/en/news/deklaratsiya-pravoslavnyh-bogosloviv-svitu-pro-russkij-mir/ (в том числе ее корни во вводящей в заблуждение этно-теологии, а также в ее империалистических определениях), а также привлечения внимания к несогласным голосам в защиту этики мира и прав человека в сообществах русских православных священников и христианских мирян, многие из которых многим рискуют из-за своих публичных или непубличных позиций. Это необходимо признать и сделать известным и в других церквях. Кто знает и где можно найти общедоступную информацию о том факте, что даже в Украине существуют христианские традиции религиозных меньшинств (например, адвентистские и евангелические традиции), которые поддерживают ярко выраженную пацифистскую традицию и отказываются от принуждения к военным действиям, а вместо этого пытаются прибегнуть к ненасильственным средствам сопротивления и протеста против оккупации?17См.: https://www.deutschlandfunk.de/sabbat-statt-krieg-eine-transkarpatische-fluchtgeschichte-dlf-9b65f2a1-100.html Церкви, которые испытали на себе катастрофические последствия религиозного национализма и империалистического экспансионизма в своей собственной истории, играли и должны продолжать играть жизненно важную роль в процессе обучения и экуменического диалога, который должен быть направлен на отделение религиозной идентичности от жестких националистических концепций, в то время как безусловно, допуская подлинный христианский патриотизм, который может раскрыться, не будучи сам по себе направленным и построенным против другой нации и различных национальных идентичностей18Как в диалогах EKD (Евангелическая Церковь Германии) или Римско-католической церкви с Русской Православной Церковью, так и с Сербской Православной Церковью подобные вопросы уже давно стоят на повестке дня, с ограниченным успехом и необходимостью продолжения. Конечно, отношение к национализму является постоянной проблемой и для протестантских церквей (например, в их критике правых популистских идеологий). См.: Simone Sinn/Eva Harastra (eds): Resisting Exclusion. Global Theological Responses to Populism, EVA Leipzig, LWF 2019, in:  https://www.eva-leipzig.de/material/leseproben/pdf/9783374061754_LP.pdf. Неудача прошлых экуменических усилий в диалоге с православными традициями играет здесь существенную роль, поскольку нам необходимо обозначить диалог об этике церкви, народов и мирового сообщества — тема, которая когда-то была на повестке дня уже знаменитого «Жизни и деяния» конференция в Оксфорде по теме «Церковь, сообщество и государство» в 1937 году19J.H. Oldham. The Oxford Conference Official Report 1937, in: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f8/The_Oxford_conference%28official_report%29_%28IA_oxfordconference00univ%29.pdf в контексте зарождающегося фашизма в Германии, но уроки которой необходимо снова усвоить как православным, так и протестантским церквям в Восточной Европе. Пусть слова и предостережения Пантелиса Калайтзидиса и других, стоящих за критическим заявлением против идеологии «Русского мира», будут услышаны во всех затронутых кругах: «Мы, православные (в основном из традиционно «православных» стран), настолько отождествлялись с отдельной национальной церковью и местными традициями, мы настолько объединили Православие с отдельными национальными нарративами и настолько тесно связали веру с традициями и обычаями, что в значительной степени утратили осознание кафоличности, экуменичности и универсальности и, таким образом, свели Православие к сфере обычаев, наследию предков и этнокультурной идентичности»20См.: https://brill.com/edcollchap-oa/book/9783657793792/BP000015.xml#ref_FN150126.

4) Решение психосоциальных и геополитических травм прошлого обеих сторон – выход за рамки геополитического блокового мышления

Поскольку любой полномасштабный вооруженный конфликт представляет собой сочетание военных действий, политических действий и неисчислимых шагов в коммуникационной войне, нынешний конфликт также полон элементов идеологической войны и искаженных сообщений с обеих сторон. Как деконструировать образ врага, который каждый день подтверждается как правдивыми, так и фейковыми новостями, как понять настроения, стоящие за радикальными суждениями о «всеукраинском» или «всероссийском» народе, и как демилитаризовать язык и идеологическую риторику войны является ключевой задачей для церквей и религиозных общин. Религиозные деятели по своей сути имеют и должны использовать способность выходить за границы нынешних рамок войны, преодолевать демонизацию другой стороны и быть внимательными к вопросам, которые затрагивают общее благо всех и всей обитаемой земли. Любая полномасштабная война также является результатом неудачного процесса слушания  друг друга в предыдущие десятилетия. Хотя Россия является главным агрессором в этом конфликте и стоит задача, как снова уйти от образа страны-агрессора, вопрос также в том, каковы корни ее представлений об истоках конфликта и какова была роль западных держав в обострении ситуации? Есть ли скрытая травма или неудачный процесс корректировки национального нарратива и идентичности, связанные с различными подходами, которые используются и повторяются для оправдания участия в войне? Откуда берет начало травма России, которая видит себя постоянной жертвой западных держав и культурных изменений, даже в странных и преувеличенных версиях, как цель масштабной западной стратегии, направленной на ее уничтожение и исчезновение с мирового ландшафта? Есть ли что-то значительное за этими элементами политической пропаганды, к которым все еще нужно серьезно прислушиваться – например, сопротивление предполагаемой концепции монолинейного геополитического глобального порядка США? Как преодолеть стратегию изолирующей самовиктимизации в условиях опыта упразднения Советского Союза в 1991 году, которая в то время была подписана и санкционирована президентами основных государств России, Украины и Беларуси и не была навязана западными державами? Каковы были травмы и самые глубокие чаяния на другой стороне украинского народа во время революции на Майдане? И есть ли способ переформулировать эти желания таким образом, чтобы это потенциально согласовывалось с интересами России по защите русскоязычных меньшинств на востоке Украины? Любые долгосрочные усилия по подготовке круглого стола переговоров для будущих переговоров должны учитывать эти скрытые идеологические представления и нерешенные или предполагаемые травмы обеих сторон.

Если Россия рассматривает предполагаемое восточное расширение реальности государств НАТО как серьезную угрозу своей собственной безопасности, то почему концепции нейтралитета за пределами любого бывшего военного союза и общих форматов безопасности для будущего территориальной целостности Украины не могут быть снова изучены с целью разработки концепции общей безопасности во всей Европе, которая рассматривается как не представляющая угрозы, но все же дающая гарантии обеим сторонам? Любая попытка выйти из нынешнего тупика должна снова соединиться с принципами, которые были сформулированы в концепциях ОБСЕ по общей архитектуре партнерства в области безопасности в Европе, и с основными принципами «Парижской хартии новой Европы» 1990 года, которые должны были включить Россию21См. Хартию для новой Европы 1990 года, подписанную в то время Россией!: https://www.osce.org/mc/39516.

5) Подготовка к многосторонней программе реконструкции религиозных объектов в Украине – с акцентом на культурные и религиозные аспекты исцеляющих воспоминаний

Особым ценным и важным пунктом для культурной и религиозной идентичности людей во многих регионах являются монастыри, церковные здания или мечети, вокруг которых собираются люди и даже используют их для экстренных гуманитарных собраний, если нет другой альтернативы. Подавляющее число (более 500 святынь, зданий церквей и мечетей) было намеренно разрушено или серьезно повреждено в ходе украинской войны с февраля 2022 года22См.: https://www.oikoumene.org/news/500-churches-and-religious-sites-destroyed-in-ukraine-during-the-war#:~:text=At%20least%20494%20religious%20buildings,the%20Institute%20for%20Religious%20Freedom.; https://www.christianitytoday.com/news/2023/february/ukrainian-churches-damaged-russia-war-religious-freedom-irf.html . Разрушенные священные здания являются наиболее яркими знаками отчаяния и потери идентичности, которые будут сдерживать людей от возвращения в свои родные города, деревни и разрушенные кварталы. Только когда начнется и произойдет реконструкция священного места и важного здания, как это было продемонстрировано в Сирии, это всегда сможет послать ободряющий сигнал населению беженцев и ВПЛ (Внутренне перемещенные лица), что может наступить время, когда это будет достаточно безопасно, уместно и многообещающе, что можно возвращаться в свои деревни и города и позволить возникнуть новой форме мира. Таким образом, реконструкция священного здания может стать основой и сердцевиной восстановления поселений, инфраструктуры и живых общин в стране, пострадавшей от войны. Что произойдет, если местные религиозные общины, русские православные, протестантские и католические церкви в России и за ее пределами начнут кампанию по сбору пожертвований на восстановление священных зданий, церквей и мечетей в соседней стране Украине, с целью дать знак о том, что должно быть возможно новое начало?! Конечно, это должно быть разрешено государством, что на данный момент нереально, но, возможно, это можно было бы начать неформально и медленно. Восстановление религиозных объектов и мест посылает сильный сигнал примирения, благословений и решимости к другому будущему, который не следует недооценивать. Вероятно, потребуется несколько поколений, чтобы справиться с ранами, нанесенными этой ужасной войной между Россией и Украиной. Но церкви должны выйти за рамки нынешнего тупика и должны начать исследовать символические действия по примирению и исцелению воспоминаний уже сейчас, независимо от политических акторов. Церкви могут самостоятельно начать процессы межрегионального партнерства по восстановлению, что будет оказывать давление на политиков и посылать политический сигнал внутри страны о том, что население готово и способно двигаться вперед к будущему, свободному от ненависти и вражды! Очень отрадно знать, что баптистские церкви в Европе, например, уже начали создавать крупный фонд для восстановления священных мест, которые в настоящее время находятся и поддерживаются в Эстонии.

6) Восстановление авторитета и жизнеспособности древней православной духовности как фактора объединения и примирения между различными этническими и национальными идентичностями – взаимодействие с критически важными православными меньшинствами

Авторитет и живость древней православной духовности можно возродить и переосмыслить только в том случае, если серьезно отнестись к тому, что Церковь всегда имеет воплощенный характер и, таким образом, инкультурирована в каждой региональной или национальной культуре, но в то же время Церковь всегда остается отдельной от любой данной культуры и национального образования в выражении его транснационального, межкультурного охвата и его трансцендентности. Если Церковь жестко и без разбора отождествляется с закрытой национальной или этнической традицией и культурой, она теряет свой эсхатологический оттенок и потенциал преодоления национальных и культурных границ. Тогда христианство превращается в жесткую и закрытую христианскую племенную идеологию, которая служит только государству, нации, любой националистической и жесткой или фундаменталистской идеологии. Глобальная церковь может оставаться и служить объединяющим фактором между людьми разных культур, национальных идентичностей или языковых групп только до тех пор, пока она сохраняет это межкультурное и эсхатологическое мировоззрение, находясь «в мире, но не от мира»23Pantelis Kalaitzidis: Orthodox Theology Challenged by Balkan and East European Ethnotheologies, в: Politics, Society and Culture in Orthodox Theology in a Global Age, Brill/Schöningh 2022, 108–159; in: https://brill.com/edcollchap-oa/book/9783657793792/BP000015.xml. Сегодня по обе стороны конфликта, в России и в Украине, существуют группы, принадлежащие к тому небольшому сектору православного христианства, который остается на критическом расстоянии от любой националистической инструментализации православной веры с любой политической стороны и подчеркивает примиряющую и объединяющую функцию православной духовности во всех различных контекстах, а также независимость от каких-либо исключительных национальных пристрастий. Хотя, безусловно, трудно поддерживать эту критическую дистанцию от националистического мейнстрима в контексте продолжающейся войны, задача религиозной этики мира состоит в том, чтобы установить связь с теми, кто является потенциальными строителями мостов между границами и кто говорит на языке, который может передать как суть христианских ценностей, так и с людьми по обе стороны конфликта. Возможно, другие православные церкви и международные православные объединения, особенно принадлежащие к сербской православной традиции или болгарской православной традиции, могут сыграть посредническую и объединяющую роль и обеспечить защищенное пространство и гостеприимство для тех, кто может вести диалог друг с другом с обеих сторон, кто не может высказаться на своем языке в собственном контексте, а также слишком ограничены в свободном передвижении, чтобы иметь возможность легко встретиться в одной из двух стран. Нам следует еще раз взглянуть на традицию экуменического мира и традиции лагерей в международном студенческом христианском движении (СХД) и на ранние инициативы международного экуменического движения, чтобы увидеть, какие из их традиционных методов и форм работы можно было бы перевести и снова использовать для нынешних подходов, чтобы посмотреть, какие из их традиционных методов и форм работы можно было бы перевести и использовать в текущей ситуации, чтобы восстановить общий смысл изучения и слушания в восстановлении ментальности и общих принципов этики мира в Восточной Европе. Жизненно важный вклад могли бы внести совместные курсы по этике экуменического мира, методологии дистанционного обучения, предлагаемые такими учреждениями, как Globethics, или экуменические стипендиальные фонды для молодых интеллектуалов с обеих сторон, которые позволили бы учиться вместе в третьей стране и позволили бы взаимно слушать и учиться (как и на раннем этапе экуменических стипендий, ВСЦ позволил наладить ранние контакты по построению мира между молодыми поколениями немецких церквей и церквями из стран союзников в период после Второй мировой войны).

7) Укрепление отношений между людьми с обеих сторон путем объединения внеблоковых субъектов гражданского общества для создания совместных комитетов по этике, установлению истины и примирению

В ситуации, когда ведется полномасштабная война, которая легко может обостряться с каждым днем, вполне естественно, что центральные государственные органы хотят осуществлять полный контроль и проводить все решения своими руками. Однако в долгосрочной перспективе даже авторитарный или полноценный тоталитарный стиль правления должен осознать, что люди нужны им как субъекты исторических процессов, связанных и поддерживающих как войну, так и мир. Именно люди будут расплачиваться за продолжающуюся войну, и именно люди должны будут договариваться об условиях стабильного мира, который обеспечит безопасность и надлежащие условия жизни для всех. Именно демократические средства свергают деспотических правителей, а не режим санкций, ведущий к ужесточению границ с обеих сторон, и особенно наказание санкциями, которая разрывает связи и возможности обмена между интеллектуалами, университетами, городами-побратимами и церквями с обеих сторон так отчаянно необходимыми для подготовки к послевоенному сценарию в долгосрочной перспективе. Пока что наблюдается массовая нехватка попыток свести людей с обеих сторон либо вживую (что, конечно, сложнее), но хотя бы в цифровом формате с помощью Zoom или других средств связи и социальных сетей. Военные журналисты и самопровозглашенные военные блоггеры пытаются использовать ситуацию, предлагая себя и свои материалы в рамках все более агрессивной коммуникационной кампании, которая порождает еще большую вражду и ненависть вместо того, чтобы сеять семена мира и большего взаимопонимания. Почему бы задачей церквей не может стать взращивание семян движения гражданского общества за мир, истину и примирение путем создания платформ в социальных сетях для скорбящих родителей убитых детей, вдов убитых солдат, инвалидов с обеих сторон, которым приходится справляться с тяжелыми ранениями, полученными в результате войны, групп людей, пострадавших от посттравматических заболеваний с обеих сторон, которые помогают друг другу и получают помощь пастырей и психиатров? То, что создал Parents Circle для исцеления травм скорбящих палестинских и израильских родителей, потерявших детей из-за террористических атак другой стороны, может служить вдохновляющим примером. Последняя ассамблея КЕЦ в Таллинне предоставила уникальную возможность изучить совместную деятельность в этом отношении в будущем!24См.: https://2023cecassembly.org/ Потребность в посттравматическом лечении, консультировании, а также в воссоединении и стратегиях преодоления трудностей семей, оказавшихся на противоположных концах политического спектра, существует и будет оставаться огромной. Известно, что религиозные общины и церкви способны предоставлять такие услуги, а также необходимые безопасные пространства, которые могут стать жизненно важным средством исцеления и восстановления. Опыт Южной Африки показал, что без должным образом созданных “Комиссий истины и примирения” невозможно излечить и устранить травму и текущую безнаказанность преступников в течение многих лет жестокости и грубых нарушений прав человека.

8) Большая работа в правозащитной сфере с обеих сторон путем создания совместной украинско-российской комиссии по правам человека и НПО по мониторингу военных преступлений в обеих странах

К сожалению, в результате военной эскалации региональных конфликтов и напряженности в первую очередь приносятся в жертву действие прав человека, верховенство правопорядка и демократические принципы права, законодательные рамки и международные договоры по правам человека, даже применимость ключевых достижений гуманитарного права для военнопленных и предотвращение гражданских жертв, включая право на отказ от военной службы по соображениям совести. Жестокость менталитета идет рука об руку с жестокостью в средствах массовой информации, в стандартах поведения солдат и начальников в армии, а также в общем понимании универсального кодекса поведения и этических ценностей в данном обществе. Если требуется один год, чтобы восстановить физический ущерб, нанесенный войной одной деревне или городу, то может потребоваться десять лет (это может быть все еще слишком оптимистично), чтобы восстановить внутреннюю ментальную сферу ценностей и этических норм, которые пострадали от жестокости образов, поведения и способов общения внутри одного и того же сообщества. Этическая цивилизация и набор ценностей человечества — это драгоценное благо, к которому никогда не следует относиться легкомысленно или пренебрегать им, как к чему-то, что должно автоматически следовать за политическим построением мира. Поэтому усилия по созданию сетей заинтересованной этики мира, демократических ценностей, принципов хорошего управления и стандартов морального и этического поведения в цивилизованном человечестве должны быть предприняты как можно скорее с обеих сторон конфликта. Возвращение общих этических ценностей и ориентаций является частью восстановления общества после его почти полного краха в ситуации, подобной войне, или в тоталитарном искажении того, какими должны быть сущность и достоинство общества. Ни одно общество не защищено от критики и потенциала обновления с точки зрения универсальной значимости прав человека и защиты человеческого достоинства даже самых слабых членов человеческого общества, детей, пожилых людей, людей с ограниченными возможностями. Это относится и к западным обществам. Следует изучить, можно ли усилить обязательства по правозащитной работе с обеих сторон путем создания совместной украинско-российской НПО по мониторингу прав человека и военных преступлений в обеих странах и привлечения к этому также других стран Западной и Восточной Европы.

9) Урегулирование территориальных споров вокруг регионов Восточной Украины, а также Крыма путем участия в пятиэтапном процессе демилитаризации

Серьезность нынешних конфликтов и претензий, предъявляемых к территориям, принадлежащим другому государству, требуют комплексной стратегии мирных переговоров по урегулированию территориальных споров, которая должна включать, по крайней мере, следующие пять или шесть основных этапов:

— обмен всех военнопленных,

— двустороннее прекращение огня,

— вывод иностранных войск с территории Украины,

— временное размещение сил безопасности ООН на спорных территориях,

— совместный переговорный комитет по общей концепции безопасности нейтральных территорий,

— включение гарантий этническим и языковым меньшинствам, которым должна быть предоставлена комфортная жизнь на территориях, на которых они проживали десятилетиями, полный отказ от любого насильственного переселения жителей или детей против их воли и возможности получать образование на своем родном языке без дискриминации.

10) Обезоруживающий политический язык: отказ от любой риторики о «смене режима», «стирании» или «уничтожении» национальной идентичности Украины или предполагаемого намерения Запада «полного уничтожения России» и реконструкции концепций общей безопасности с включением России

Создание потенциала будущего мира и сценариев взаимного выигрыша включает обязательное разоружение языка и политической риторики, используемых для разжигания текущего конфликта со всех связанных сторон. Это подразумевает полный отказ от любой риторики, относящейся к предполагаемой «смене режима», «денацификации», стратегии «стирания» или «уничтожения» национальной идентичности Украины, а также от любой риторики идеологической войны, относящейся к любому намерению Запада «полного уничтожения России» является востребованным и должно быть публично заявлено церквями и религиозными общинами как можно скорее (как уже упоминалось в разделе 4). Восстановить мир в этом регионе можно только вернувшись к базовым принципам Парижской хартии для новой Европы 1990 года и реконструировав концепции общей безопасности в Европе с включением России, которые несколько лет назад уже были изложены процессом ОБСЕ и Хельсинкскими принципами.

Церкви также должны применять аналогичные стандарты и политическую последовательность в своих подходах к этике экуменического мира: почему большинство наших политиков голосуют за военное решение украинского конфликта, когда большая часть страны оккупирована иностранными российскими войсками, тогда как в Ближневосточный конфликт, который также является результатом затяжных войн на протяжении десятилетий и отражает историю двух разных процессов травматизации как еврейского, так и палестинского народа, никто не осмелится публично потребовать проведения кампании по вооружению палестинского народа, хотя на протяжении многих лет большая часть их первоначальной территории оккупирована другой армией, представленной израильскими военными? Церкви должны быть достаточно чувствительными и мудрыми, чтобы избегать двух разных стандартов в ситуациях, связанных с военной оккупацией заявленной территории. Церкви усвоили из своего участия в различных контекстах, что экспорт военного оружия и военная эскалация никогда не обеспечат прочную основу для прочной системы мира и справедливости для обеих сторон, поэтому необходимо прояснить, какие потенциальные решения могут обеспечить, прибегая в первую очередь к дипломатическим средствам и переговорам, сосредоточение на соответствующих подходах к миру и справедливости.

11) Подготовка инновационных интеллектуальных, политических и культурных каналов для возобновления научного, культурного и религиозного диалога и сотрудничества в сфере высшего образования между обеими странами, Украиной и Россией, включая их западных и азиатских соседей

Правительства западноевропейских стран и правительство США поспешили ввести все новые и новые санкции против России с вполне понятным намерением избежать обвинений в содействии финансированию войны путем ведения бизнеса с Россией в области энергопоставок, науки и туризма. Между тем, стало ясно, что применение жесткого санкционного режима является палкой о двух концах и имеет негативные последствия не только для самих западных стран и экономик (рост инфляции и цен на энергоносители), но и препятствует возможным процессам диалога с ведущими интеллектуалами в России и, с другой стороны, отдает Россию и ее испытывающую трудности экономику в руки ее союзника на Дальнем Востоке, то есть в руки Китая. Нет никакого положительного результата в том, что западные университеты заблокировали все программы обмена с российскими университетами и установленные форматы обмена, поскольку это препятствует критическому диалогу, а также процессу этической и ментальной трансформации, который требует времени, конфиденциального пространства и построения доверия даже в разгар кризиса продолжающейся войны! В очередной раз становится ясно, что региональные конфликты в этом мире не могут быть решены устаревшим духом и порядком биполярного мирового порядка, даже новым геополитическим раскладом, который противопоставляет Америку России и Китаю, а только новыми платформами многосторонних переговоров и архитектуру многополярного мира, который обладает достаточным потенциалом, чтобы не потеряться в бесконечных региональных конфликтах, непродуктивных для выживания человечества, будь то в Украине или вокруг Тайваня на Ближнем Востоке, но делать все в пределах имеющихся возможностей, чтобы сосредоточить внимание по общим приоритетным вопросам выживания человечества и глобальной этики мира, устойчивости и климатической справедливости.

12) Подготовка к комплексному образовательному переписыванию учебных материалов по истории и политическому образованию с обеих сторон (школьные учебники, учебники для университетов, руководства по этике), чтобы избежать продолжения и продления этого конфликта на будущие поколения

Уничтожению оставшегося подлинного чувства братства и сестринства или, по крайней мере, исторической общности между украинцами и россиянами, которое существовало в течение нескольких десятилетий, несмотря на все политические потрясения, было достаточно всего несколько недель после крайне жестокой агрессии, развязанной Россией 22 февраля 2014 года, и последующих событий полномасштабного вторжения в Украину 24 февраля 2022 года. Намерение сформировать новый альянс и утвердить предполагаемое общее культурное наследие Русского мира посредством развязывания войны никогда не может быть достигнуто насилием. Чтобы залечить раны от этих огромных и чрезмерных нарушений любых цивилизованных стандартов человеческого поведения, может потребоваться период от 10 до 20 лет. Реально и необходимо решить эти долгосрочные задачи исторического процесса сближения, который, по сути, должен включать в себя переписывание нарративов, которые разожгли войну. Переписывание исторических повествований, которые затем передаются, продолжаются и передаются из поколения в поколение через школьные учебники и образовательные материалы для взрослых и детей, является монументальной задачей, требующей серьезного планирования, трезвой дисциплины, мер предосторожности для борьбы с изменениями и искажениями, надлежащих согласованных стандартов и хорошего контроля совместных школьных комиссий по учебникам. В противном случае конфликт и повествования о ненависти и вражде определенно продолжатся в следующих поколениях и могут перерасти в продолжение этого конфликта несколько поколений спустя. Церкви и религиозные общины, которые тесно связаны с тем, как рассказываются, вспоминаются, переписываются и распространяются нарративы, несут ключевую ответственность за запуск подготовительного процесса по формулированию проекта Хартии по переписыванию нарративов общеславянской и национальной истории таким образом, чтобы это было справедливо для истории, но и попытаться залечить нынешние раны (включая конфликты внутри подобных церковных традиций, как сейчас между УПЦ и ПЦУ в Украине) – иначе конфликты обречены сохраняться для будущих поколений.

  • 1
  • 2
    Слушания Ассамблеи КЕЦ в Украине: Подготовка к миру: роль церквей в трансформации насилия, см.: https://www.youtube.com/watch?v=lGEjZ451gU; https://ceceurope.org/churches-hope-just-peace-ukraines-future
  • 3
    См.: https://ceceurope.org/unpacking-peace-cec-webinar-fosters-honest-exchange-about-war-ukraine; https://www.oikoumene.org/resources/documents/statement-on-ukraine
  • 4
     В том же направлении см. превосходный доклад Martina Fischer: „Wie ist dieser Krieg zu deeskalieren und zu beenden?“ Perspektiven für Sicherheit und einen gerechten Frieden in der Ukraine und Europa“, in: https://www.bpb.de/themen/deutschlandarchiv/523377/wie-ist-dieser-krieg-zu-deeskalieren-und-zu-beenden- teil-1/ und: https://www.bpb.de/themen/deutschlandarchiv/523379/wie-ist-dieser-krieg-zu-deeskalieren-und-zu-beenden-teil-2/
  • 5
    См: Wolfgang Huber: Militarism. Some theological perspectives, в Ecumenical Review April 1978, Volume30, Issue2, page 155-165, in: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1758-6623.1978.tb03512.x
  • 6
    О контексте приверженности идее преодоления логики и искушения редукционистской милитаризации конфликтов, см. Antje Haider-Rottwilm: Krieg in der Ukraine — Ist der „Vorrang der Gewaltfreiheit“ überholt?, по ссылке https://www.church-and-peace.org/wp-content/uploads/2022/12/22.11.08-Friedenskirche-_Heerstrasse_fin.pdf
  • 7
    «То, что способствует миру: движение мира к примирению и единству», Заявление 11-й Ассамблеи ВСЦ в Карлсруэ, Германия, Декларация ВСЦ 2022, https://www.oikoumene.org/resources/documents/the-things-that-make-for-peace-moving-the-world-to-reconciliation-and-unity
  • 8
    Matthew Ross/Jin Yang Kim: Seek Peace and Pursue It Reflections on the Pilgrimage of Justice and Peace in Europe, WCC Publications & Globethics.net, 2022,  https://www.globethics.net/documents/10131/27303987/PJP4_9782889314706_WEB.pdf
  • 9
    https://neue-entspannungspolitik.berlin/primat-der-vernunft/; см также: https://www.cfvw.org/files/cfvw/pdf/04_DENKSCHRIFT_i%20d%20KRISEN%20u%20ZEIT_c.pdf
  • 10
    См: https://orthodoxtimes.com/no-religion-can-justify-the-war-in-ukraine/; Anna M. Solarz/Iuliia Korniichuk: The Reactions of Orthodox Churches to Russia’s Aggression towards Ukraine in the Light of the Postsecular Approach to IR Studies, in: https://www.mdpi.com/2077-1444/14/4/515
  • 11
    См. некоторые письма священников в России, часть из которых была опубликована и распространена открыто: https://catholicherald.co.uk/i-cant-stand-the-lies-the-priests-letter-rocking-the-kremlin/ ; https://www.premierchristianity.com/opinion/stop-the-war-russian-orthodox-leader-on-why-hundreds-of-brave-priests-are-joining-his-campaign/12651.article
  • 12
    Pantelis Kalaitzidis: Orthodox Theology Challenged by Balkan and East European Ethnotheologies, in: Politics, Society and Culture in Orthodox Theology in a Global Age, Brill/Schöningh 2022, 108–159; in: https://brill.com/edcollchap-oa/book/9783657793792/BP000015.xml
  • 13
    См.: Pål Kolstø/Helge Blakkisrud: The New Russian Nationalism: Imperialism, Ethnicity and Authoritarianism 2000–2015, Edinburgh University Press 2016; см. также : Carlo J.V. Caro: Vladimir Putin’s “Orthodoxy, Autocracy, and Nationality”, в: The Rule of Law Post August 31, 2022, Centre of Ethics and the Rule of Law, University of Pennsylvania, https://www.penncerl.org/the-rule-of-law-post/vladimir-putins-orthodoxy-autocracy-and-nationality/
  • 14
    См. более ранние инициативы традиции румынской православной церкви: https://www.oikoumene.org/news/peace-ethics-debated-by-experts-from-both-strands-of-orthodoxy
  • 15
    м.: FOR THE LIFE OF THE WORLD. Toward a Social Ethos of the Orthodox Church 2020, in: https://www.goarch.org/social-ethos
  • 16
    См: Brandon Galagher/Pantelis Kalaitzidis: A Declaration on the “Russian World” (Russkii Mir) Teaching Coordinators of the Drafting Committee, в: https://brill.com/view/journals/mist/39/2/article-p269_8.xml?ebody=pdf-63199; also in: https://ucu.edu.ua/en/news/deklaratsiya-pravoslavnyh-bogosloviv-svitu-pro-russkij-mir/
  • 17
    См.: https://www.deutschlandfunk.de/sabbat-statt-krieg-eine-transkarpatische-fluchtgeschichte-dlf-9b65f2a1-100.html
  • 18
    Как в диалогах EKD (Евангелическая Церковь Германии) или Римско-католической церкви с Русской Православной Церковью, так и с Сербской Православной Церковью подобные вопросы уже давно стоят на повестке дня, с ограниченным успехом и необходимостью продолжения. Конечно, отношение к национализму является постоянной проблемой и для протестантских церквей (например, в их критике правых популистских идеологий). См.: Simone Sinn/Eva Harastra (eds): Resisting Exclusion. Global Theological Responses to Populism, EVA Leipzig, LWF 2019, in:  https://www.eva-leipzig.de/material/leseproben/pdf/9783374061754_LP.pdf
  • 19
    J.H. Oldham. The Oxford Conference Official Report 1937, in: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f8/The_Oxford_conference%28official_report%29_%28IA_oxfordconference00univ%29.pdf
  • 20
    См.: https://brill.com/edcollchap-oa/book/9783657793792/BP000015.xml#ref_FN150126
  • 21
    См. Хартию для новой Европы 1990 года, подписанную в то время Россией!: https://www.osce.org/mc/39516
  • 22
  • 23
    Pantelis Kalaitzidis: Orthodox Theology Challenged by Balkan and East European Ethnotheologies, в: Politics, Society and Culture in Orthodox Theology in a Global Age, Brill/Schöningh 2022, 108–159; in: https://brill.com/edcollchap-oa/book/9783657793792/BP000015.xml
  • 24
    См.: https://2023cecassembly.org/