Архимандрит Серафим (Панкратов), клирик Сумской епархия УПЦ МП, один из авторов обращения духовенства УПЦ МП о прекращении поминовения за богослужениями патриарха Московского и провозглашении автокефалии, поделился с проектом «God Against War» своими мыслями о том, почему УПЦ МП оказалось в ситуации кризиса доверия со стороны украинского общества, и призвал к осмыслению своей вины и к раскаянию.
Его рассуждения изложены в статье на сайте «Этос», под общим названием «УПЦ. Как мы настроили против себя украинское общество» (часть 1, часть 2).
Во-первых, по мнению архим. Серафима, главный духовный вред был нанесен УПЦ поддержкой коррумпированного режима Януковича и в целом коррумпированных политиков и общественных деятелей в Украине — вместо необходимой борьбы с одним из главных пороков украинского общества, которым являлась коррупция.
Во-вторых, это невразумительная позиция по войне на Донбассе, когда УПЦ МП предпочитала закрывать глаза на вину России за начало и продолжение этой войны на протяжении восьми лет.
В-третьих, он считает, что верующие и священники УПЦ, вместо того, чтобы сохранять трезвость ума, легко поддавались воздействию пропаганды и информационных манипуляций, которые бытовали в России и распространялись там определенными политическими силами. Они, подобно православному большинству РПЦ в целом, были подвержены теориям заговора, не могли отличить правду от лжи, и не пытались этого делать — отсюда все эти «страшилки» про «загнивающий» Запад, ювенальную юстицию, и образ России как якобы форпоста христианства. При этом верующие оказывались слепы к действительным грехам и проблемам. И именно это настраивало против них украинское общество.
В-четвертых, это пропаганда автокефалии как зла, тоже целиком манипулятивная, а также нежелание и неспособность уврачевать раскол в украинском православии.
Наконец, будучи частью РПЦ, УПЦ МП оказалась участницей раскола мирового православия, не поехав на Святой и Великий Собор (Крит, 2016).
Архимандрит Серафим, считает, что украинское общество настроено против УПЦ МП вполне справедливо:
«Мы – не жертвы чужой несправедливой ненависти, не носители Света, которых ненавидят только потому, что в них Свет Правды, мы лицемерили и врали сами себе, прихожанам и обществу, но большинство – ненамеренно, что, конечно же, не оправдывает самой лжи и лицемерия.
От того, как мы осмыслим произошедшее, зависит будущее нашей Церкви. Если мы виновны, тогда лишь раскаявшись, мы сможем твердо рассчитывать на Божью милость.»