Знаменитую икону «Троица» Андрея Рублева, написанную в XV веке, вывезли из Третьяковской галереи музея для богослужений в Троице-Сергиевой лавре в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского.
Как сообщает «Медиазона», РПЦ с 2008 года пыталась получить икону, но заключения искусствоведов и реставраторов запрещали это делать: ученые объясняют, что памятник в хорошем состоянии, пока хранится в надлежащих условиях и пока его не перемещают.
«Вся его структура, начиная от доски, левкаса, живописного слоя находится в напряженном состоянии, и любое неаккуратное движение может дать толчок к непредсказуемым изменениям для его состояния»,
– считает искусствовед Лев Лившиц.
В 2022 году РПЦ удалось добиться своего, хотя и не с первого раза. Икону попытались вывезти еще 12 июня, на праздник Троицы, но галерея ответила отказом. Теперь министерство культуры прислало в музей разрешение на выдачу иконы «в исключительном порядке«. По данным источников, инициатива передачи исходит из администрации президента, куда обратилось руководство РПЦ и лично патриарх Кирилл.
Патриарх подтвердил, что икону привезли в Свято-Троицкую Сергиеву лавру по его личному ходатайству:
«В этом году по моему ходатайству перед властями наш праздник украшен пребыванием в этом святом храме чудотворного образа святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым. Это великая святыня земли нашей, она нас соединяет со временем преподобного Сергия, с тем самым временем, когда наша Русь, находившаяся в большой опасности от врагов внешних и внутренних, сосредотачивалась для того, чтобы стать в будущем великой державой. И мы знаем, что так и произошло»,
— сказал Гундяев.
Между тем свои причины в вывозе иконы видит российский публицист и политический обозреватель Сергей Пархоменко:
«Только один человек — Фараон, лично, — мог приказать вывезти из Третьяковской галереи и передать для богослужений в Троице-Сергиеву Лавру икону Троицы Андрея Рублева. Фараону очень нужно было сделать сейчас этот поступок. Он о чем-то договориться пытается. Задабривает. Или очень боится войну проиграть, и просит помочь. Или решается на что-то очень страшное: страшное даже ему самому. И заранее добивается прощения. У него, у религиозного фанатика — а вера его чисто языческая, дикая, животная, к православию отошения не имеющая, — так давно устроено: в особенные моменты пытается “перетереть один на один”, договориться “напрямую”. И делает, как положено, “хозяину” подарки. Взятки дает. Вот, дал взятку опять. Потому что уверен, и по этой уверенности живет: если вам кажется, что кто-то или что-то не продается, — просто купите это еще дороже».