Украинский историк-религиовед Андрей Ферт для Центра восточноевропейских и международных исследований провел исследование настроений внутри приходов УПЦ. В отчете основное внимание уделяется взглядам рядовых членов УПЦ на общественное неодобрение их церкви. На основе интервью, проведенных со священниками и прихожанами в 9 приходах в 2024 году, он дает представление о настроениях внутри УПЦ и (не)готовности ее членов менять свои религиозные практики и принадлежность на фоне растущих антироссийских настроений в украинском обществе.
Вот основные выводы:
▪️Большинство опрошенных связывают нынешнее общественное неодобрение УПЦ с искажением их церкви в СМИ. Однако некоторые признают, что церковь также несет некоторую вину, утверждая, что ее лидеры не смогли эффективно сообщить о своем разрыве с МП в 2022 году или осудить случаи коллаборационизма внутри церкви. Хотя многие считают, что лидеры церкви должны улучшить свои коммуникации с обществом, большинство опрошенных сомневаются, что это поможет изменить общественные настроения или ослабить давление государства на церковь.
▪️За немногими исключениями, опрошенные не поддерживают изменение языка богослужений УПЦ с церковнославянского на украинский. Они объясняют свое нежелание ссылкой на привычку и теологические соображения. В то же время некоторые признают, что если украинское общество воспринимает церковнославянский как русский, было бы полезно ввести элементы украинского в литургию. Однако на сегодняшний день лишь несколько приходов предприняли этот шаг.
▪️С февраля 2022 года члены УПЦ подвергаются давлению со стороны общества, СМИ и властей с целью изменить свою принадлежность к ПЦУ, церкви, которая сейчас имеет наибольшую долю поддержки в Украине. Для большинства собеседников повторное присоединение к этой «конкурирующей» церкви не является вариантом. Тем не менее, несколько человек выразили готовность присоединиться, при условии, что весь приход согласится на это. Только два священника были в некоторой степени готовы сменить принадлежность, если это будет означать защиту их прихода и сохранение места богослужения.
▪️Опрошенные в целом повторяют внутреннюю пропаганду УПЦ о нелегитимности ПЦУ и описывают государственную политику в отношении своей церкви как религиозные преследования. Тем не менее, многие оспаривают эти нарративы, признают религиозную обоснованность ПЦУ и отрицают, что религиозные преследования имеют место в Украине. Даже те, кто придерживается анти-ПЦУ нарративов, все равно признают, что многие священники и прихожане ПЦУ, которых они знают лично, являются хорошими христианами.
▪️Примерно половина респондентов признают, что в их церкви есть некоторые пророссийские люди. Понятие «пророссийский» варьируется от респондента к респонденту. Для некоторых оно включает тех, кто считает, что Россия и Украина должны быть объединены, что Украина виновата в войне или что связи между УПЦ и РПЦ должны быть сохранены. Другие говорят о людях, которые «косвенно пророссийские» — тех, кто считает, что русская культура выше, отказываются принимать чью-либо сторону в продолжающейся войне или критикуют то, что они считают антихристианской повесткой Украины и Запада.
▪️Почти все собеседники пренебрежительно относятся к политике как к чему-то, во что они ни при каких обстоятельствах не хотят вовлекать свою церковь. Для них этот термин охватывает все, что не имеет ничего общего с молитвой, отношениями с Богом и приходской жизнью. Их сопротивление участию в дебатах о почитании русских святых в УПЦ, автокефалии или изменении языка ощутимо в разговорах. Таким образом, политика — это концепция, которую собеседники используют для неявного оправдания своей аполитичной позиции и дискурсивной защиты себя от того, что они считают враждебным и неправильным.
Исследование по ссылке.