С 9 по 11 декабря в Варшаве проходит Европейская экуменическая консультация о справедливом мире. Мероприятие организовано Конференцией европейских церквей совместно с Польским экуменическим советом в рамках программы «Пути к миру». Консультация собрала представителей христианских церквей из различных стран Европы, включая значительную делегацию украинских церквей, в том числе лидеров. В консультации участвуют глава Православной Церкви Украины митр. Киевский Епифаний (Думенко) и епископ Закарпатской Реформатской Церкви Украины Шандор Зан-Фабиан. Во вторник Митрополит Епифаний выступил с докладом. Приводим его в переводе на русский язык.
Ваше Высокопреосвященство Митрополит Никита, Председатель Конференции Европейских Церквей!
Достопочтенный пастор Франк Дитер Фишбах, Генеральный секретарь КЕЦ!
Возлюбленные во Христе братья и сестры, уважаемые участники этого значимого собрания!
Прежде всего, я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы еще раз поблагодарить церкви-члены Конференции за их решение принять Православную Церковь Украины в свои ряды. Мы прошли сложный и долгий путь, чтобы стать ее членом, и высоко ценим новые возможности для экуменического сотрудничества с семьей европейских церквей, которые открылись для нас благодаря КЕЦ. Мы стремимся укреплять это сотрудничество как на многосторонней основе, так и через двусторонние взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами.
Я также хотел бы выразить благодарность всем церквям, которые откликнулись на вызовы, вызванные агрессией России против Украины. Мы ценим гуманитарную помощь, которую вы уже оказали и продолжаете предоставлять. Мы благодарны за помощь украинским беженцам и поддержку в удовлетворении их духовных нужд. И, конечно, мы постоянно благодарим вас за ваши молитвы о торжестве истины и достижении справедливого мира для Украины.
Уверен, что это общее мнение всех, кто здесь присутствует от имени Украины: мы просим вас продолжать молитву за победу истины и справедливый мир. Эта молитва и ваше христианское свидетельство – это значительный и необходимый вклад в победу Добра.
Уже более тысячи дней продолжается полномасштабная гибридная агрессия России против Украины. Один из ее ключевых аспектов – использование кремлевской диктатурой российской религиозной общины, включая Русскую Православную Церковь и ее союзников по всему миру, для одобрения и теологического оправдания войны.
Мы все свидетели того, что не только Московский патриархат и его глава, Кирилл Гундяев, публично называют российскую агрессию «священной войной». Все главные религиозные центры России участвуют в оправдании войны, через которую кремлевская тирания, как это было во времена Холодной войны, пытается влиять на позицию и решения церквей в мире, резолюции международных и экуменических организаций, включая Всемирный Совет Церквей.
Могло ли это произойти неожиданно? Или это стало результатом нынешнего давления властей на Церковь в России?
Любой, кто беспристрастно изучает религиозную ситуацию в России, не может отрицать, что система контроля над позицией и деятельностью РПЦ, существовавшая в Советском Союзе, не только сохранилась после 1991 года, но, напротив, трансформировалась в более глубокое сотрудничество, основанное на общей идеологии «русского мира».
Покойный патриарх Алексий РПЦ еще в середине 1990-х годов публично утверждал, что сохранение единства структуры РПЦ в постсоветском пространстве сознательно рассматривалось как основа для реинтеграции новых независимых государств, таких как Украина, с Россией.
Вы прекрасно знаете, что после поражения Третьего рейха немецкие церкви вместе с народом прошли процесс денацификации и дали осознанную негативную оценку фактам систематической поддержки нацистского режима так называемыми «немецкими христианами». В противоположность этому, Русская Православная Церковь систематически игнорировала многочисленные свидетельства своего сотрудничества с тайными службами.
Скрываясь за именами и подвигами мучеников ХХ века, пострадавших от коммунистических преследований, РПЦ последовательно игнорировала все призывы очиститься от последствий своего сотрудничества с Советской коммунистической партией.
Именно поэтому возвращение власти в руки КГБ (Комитета государственной безопасности), которое произошло после избрания Путина, также повлекло за собой возвращение и углубление системы совместной работы между Кремлем и Московским патриархатом, существовавшей в СССР. Все лица и учреждения, созданные в советскую эпоху и находившиеся под контролем спецслужб, остались неприкосновенными. Ярким примером этого является Отдел внешних церковных связей, возглавляемый митрополитом Гундяевым, который впоследствии стал предстоятелем всей Русской Православной Церкви.
Таким образом, говоря о нынешнем Московском патриархате, следует понимать, что после 24 февраля 2022 года он не изменил своей природы, превратившись из религиозного центра в департамент Кремля по религиозным делам. Он уже был таким государственным департаментом, а вторжение лишь сорвало его маску.
Все эти факты имеют прямое отношение к ситуации в Украине. С времен Московского царства до сегодняшнего дня Кремль и Русская Православная Церковь рассматривали церковный контроль над Украиной как один из ключевых элементов своего влияния на наш народ. Став Патриархом Русской Православной Церкви в 2009 году, Кирилл Гундяев и его команда активно участвовали в путинском проекте реинтеграции Украины, систематически исполняя роль «мягкой силы» в этом проекте.
Многочисленные примеры показывают, как Москва последовательно подрывала все усилия, направленные на хотя бы минимальное примирение между украинскими православными. Я лично принимал участие во встрече комиссий УПЦ-КП и УПЦ-МП в Киево-Печерской лавре в октябре 2009 года, когда было подписано совместное конструктивное заявление и определены вполне реалистичные дальнейшие шаги. Всего через неделю после этой встречи Московский патриархат демонстративно разрушил все возможности продолжения этого процесса.
До начала 2014 года, пока был жив митрополит Владимир блаженной памяти, он всячески способствовал и поощрял диалог. Митрополит Онуфрий сразу же заблокировал любые попытки продолжать диалог — не только формальный и публичный, но даже частный и неофициальный. За эти 10 лет митрополит Онуфрий ни разу не дал конструктивного ответа на многочисленные обращения, которые мы регулярно направляли ему и возглавляемой им юрисдикции. Это также касается моего обращения с предложением начать диалог без каких-либо условий, направленного 15 августа этого года, которое также осталось без ответа.
Однако это не значит, что диалог и взаимодействие полностью отсутствуют. Диалог продолжается на уровне мирян и духовенства. Его результатом является продолжающийся процесс выхода общин из российской церковной юрисдикции и их объединение с Православной Церковью Украины. Более 2000 общин уже завершили этот процесс.
Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы повторить обращение, которое я сделал 15 августа, к митрополиту Онуфрию и всем, кто принадлежит к возглавляемой им юрисдикции, с призывом начать конструктивный диалог без предварительных условий.
Мы искренне хотим такого диалога, и я не могу согласиться с теми, кто утверждает, что именно Православная Церковь Украины виновата в том, что митрополит Онуфрий блокирует его начало.
Наша Церковь также регулярно подвергается критике и обвинениям со стороны своих оппонентов в том, что именно она является причиной отсутствия диалога из-за инцидентов в отдельных общинах. На самом же деле ситуация обстоит совершенно иначе. Эти инциденты вызваны намеренным блокированием любого диалога со стороны митрополита Онуфрия и его иерархов, а также их подстрекательством к конфликтам в общинах.
Эта тактика очень напоминает подход России, где сопротивление Украины гибридной агрессии Кремля объявляется Москвой причиной ее нападений. Москва постоянно играет роль жертвы агрессии, якобы вынужденной защищаться.
Одним из признаков значимого диалога является степень готовности сторон к его ведению. Мы предлагаем проводить диалог в формате, который предусматривает равную ответственность участников с обеих сторон. Не может быть так, чтобы с нашей стороны участниками были официально уполномоченные лица от предстоятеля и Синода, а со стороны юрисдикции митрополита Онуфрия — неофициально уполномоченные миряне или приходские священники, чье мнение в любой момент может быть объявлено личным и не имеющим влияния на решения, принимаемые Синодом митрополита Онуфрия. Диалог должен приводить к результатам, а не напоминать смоковницу, скрывающую отсутствие плодов за пышной листвой.
Необходимо также ясно понимать, учитывая все, что было сказано в начале моего выступления, что российская церковно-государственная система сейчас не является и в будущем не будет нейтральным наблюдателем. Она уже вмешивается и будет продолжать вмешиваться в церковные дела в Украине с целью сохранить и расширить свое разрушительное влияние.
Только за последние месяцы вы стали свидетелями публичного признания того, что Россия вмешивается в государственные дела Грузии, Молдовы и Румынии, а также ее систематических попыток расширить свое прямое политическое влияние в этих независимых государствах. Разве кто-то может быть наивным настолько, чтобы верить, что Кремль является всего лишь пассивным наблюдателем в текущем состоянии Православной Церкви в Украине и ее будущем?
Возможно, некоторые люди искренне этого не понимают или предпочитают делать вид, что не понимают. Мы же со своей стороны абсолютно четко осознаем враждебные намерения Кремля и его агрессивные устремления. Именно поэтому мы им противостоим и будем продолжать это делать. И в этой борьбе мы призываем к конструктивному партнерству всех тех, кто разделяет понимание угрозы, которую идеология «русского мира» и ее агрессивная реализация несут Европе и христианству на нашем континенте.
Благодарю вас за внимание, и да благословит Бог все добрые усилия, направленные на достижение справедливого мира!