В октябре 2022 года норвежское издание Dagbladet.Bergen опубликовало новость о том, что представители РПЦ в Норвегии скупают недвижимость рядом с военными объектами и за ними организуют шпионаж. Так, из одного дома, купленного в 2017 году, открывается полный обзор на Хааконсверн — самую важную военно-морскую базу Норвегии. В Ставангере бывший священник местного храма РПЦ владеет недвижимостью в 1 км от Объединённого военного центра НАТО (JWC) в Йотто.
Мы связались с представителями православных приходов в этих городах. Вот что удалось выяснить.
Бергенский приход
Настоятелем прихода в Бергене являлся священник, украинец по происхождению, известный своей антивоенной позицией — протоиерей Дмитрий Останин. Он занимал её ещё с 2014 года. Он был в числе подписантов письма клириков РПЦ о прекращении войны. Открыто высказывал свои проукраинские взляды, выступал против войны в Украине. За это подвергался травле со стороны российских Z-активистов. В июле 2024 года его лишили сана в РПЦ.
Раньше приход в Бергене действительно располагался в центре, но из-за дороговизны недвижимости он был вынужден переместиться на окраину, в бухту. Но так оказалось, что именно там размещается военно-морская база королевского флота. Такое перемещение прихода и послужило поводом для обвинения в том, что это сделано с целью слежки за норвежскими военными.
Однако никаких подтверждений шпионажу у журналистов найти не удалось.
Приход в Ставангере
Второй норвежский приход, которому приписывают слежку за войсками НАТО — община в Ставангере. В этом случае единственным доводом вновь служит близость адреса прихода — в данном случае юридического — к штабу НАТО. Однако адрес, на который зарегистрирован приход в Ставангере, является адресом казначея — местной прихожанки. Такая регистрация делалась в связи с тем, что у прихода не было и нет до сих пор никакой недвижимости в Ставангере и адрес выбирался лишь из соображений корреспонденции. Приход не получает никакой поддержки из России и существует только на пожертвования норвежских прихожан и государственные дотации. Каждый год община отчитывается перед государством за потраченные деньги, проходит ревизорскую проверку. Это является условием для получения господдержки в следующем году.
И в случае этого прихода не удалось найти ещё каких-либо подтверждающих свидетельств, что община занимается шпионажем.
Наоборот, известно, что норвежские приходы заняты помощью украинским беженцам. При этом из 5 священников норвежского благочиния РПЦ три клирика подписали известное письмо священников РПЦ о прекращении войны в Украине.