Николай Романюк, 1962 г.р., старший пастор церкви ХВЕ «Церковь Святой Троицы», многодетный отец (девять детей).
Выступал против российского вторжения в Украину. В сентябре 2022 года Николай Романюк выступил с жестким осуждением участия в военных действиях, сказав «это не наша война».
18 октября 2024 года он был задержан. Около 6:20 у него прошел обыск. Обыск также был проведен в домах у его родственников – у семьи Репиных, в доме у семьи Жуковых, а также в Доме Молитвы на Поповке и в Волоколамске. Основанием для обысков стало уголовное дело в отношении пресвитера «на основе выражения его пацифистской позиции от 25 октября 2022», заведенное по ст. 280.4 УК (Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства).
«В доме Ильи и Сергея Романюков обыска не было. Но туда ворвались бойцы спецподразделения и положили ребят на пол, где они пролежали 12 часов, полтора из которых в лёгкой домашней одежде, босиком на улице на земле. Под прицелом автоматов. Входили в дома щит-тандемом, когда под прикрытием бронещита один за другим заходят бойцы спец подразделения. В некоторых домах выломали коробки дверей. Мужчин положили на землю с руками за головой», — отметил зять пастора Роман Жуков, также пресвитер в Церкви Святой Троицы.
По его словам, в ходе обысков изъяли все цифровые носители (флешки, диски, компьютеры, ноутбуки), а также документы, какие посчитали нужными. У Максима Репина забрали все кредитки, пенсионную карту мамы и загранпаспорта.
«Николаю Николаевичу [Романюку] было предложено сделать некоторые заявления на камеру. Он отказался».
Стало известно, что во время обыска пастора избивали, несмотря на то, что он не оказывал никакого сопротивления силовикам. Как заявил адвокат Анатолий Пчелинцев, пастор Романюк «в присутствии свидетелей получил сильный удар прикладом в голову, хотя не понимал происходящего и никакого сопротивления не оказывал. С этого момента Николай Николаевич потерял слух на одно ухо. Уже в следственном изоляторе у него случился микроинсульт, одна рука плохо слушается, он потерял в весе 30 кг».
Около 18:00 его посадили в автобус и увезли. 20 октября 2024 года на закрытом заседании суда ему присудили меру пресечения в виде ареста до 16 декабря.
11 декабря 2024 года содержание под стражей было продлено до 16 февраля 2025 года.
14 февраля 2025 года срок был продлен до 17 апреля 2025 года. Как отметила дочь пастора:
В этот раз папа не молчал, ему дали слово. И он сказал, что война — это всегда плохо, и Божье слово нам не разрешает убивать людей! Не важно, на чьей стороне, в какой стране.
5 марта 2025 года в Московском областном суде рассматривалось ходатайство об изменении меры пресечения пастору. Сторона защиты просила изменить меру пресечения на домашний арест, однако суд оставил в силе содержание под стражей.