Александр Рожков
Александр Рожков – выпускник Института теологии БГУ (2021 г.), магистр социологии (2022 г.), магистр теологии (2023 г.). Исследователь в областях: философии традиционализма, нетрадиционной религиозности в видеоиграх, видеоигр как информационно-образовательной среды, нетрадиционной религиозности в ВКЛ, анархо-индивидуализма. Чтец Белорусской Православной Церкви.
27 марта 2024 года в рамках съезда ВРНС был утверждён под председательством патриарха Кирилла (Гундяева) такой документ как «Наказ XXV ВНСР: Настоящее и будущее русского мира». Данный документ представляет из себя краткую выдержку тезисов из работы различных секций, оформленных в виде предложений для реализации исполнительными органами Российского государства.
У людей, которые познакомились с настоящим документом, мог возникнуть закономерный вопрос: а какую силу имеет он для верующих христиан православного вероисповедания, особенно учитывая тот факт, что под этим наказом стоит подпись самого Патриарха? Ответ можно найти в уставе самой «Международной общественной организации».
Согласно этому уставу, ВНРС не является исключительно православной организацией. ВНРС представляет собой объединение, которое направлено на формирование определённого смыслового поля, в рамках которого должна развиваться российская государственность и российское общество. Учитывая то, что ведущую роль в рамках собора играет именно РПЦ (проявляется даже в том, что главой собора является исключительно Патриарх Московский), не трудно догадаться, что эта организация является своеобразным инструментом, через который РПЦ стремится сформировать идейную повестку дня для всего российского общества, сделать свои ценности – ценностями других этно-религиозных групп, входящих в состав российского общества. Или, как об этом писали Ю. Ю. Иерусалимский и А. Б. Рудаков: «поддержке межконфессионального диалога».
Это подчёркивается также и формой, которой стали именоваться итоговые программные документы Соборов от XXIV ВНРС 2022 года (до этого момента слово употреблялось лишь только в качестве литературной декорации в высказываниях отдельных лиц, присутствующих на соборах): «Наказы». Само слово этимологически и исторически употреблялось в двух значениях: обращение с строгим наставлением и приказание властного социального института нижестоящей властной инстанции. К. Малофеев в 2023-м году выражал надежду, что итоги обсуждений на ВНРС будут использоваться «для прямого руководства к действию властям всех уровней». Отметим, что само слово «Наказ» в перечне документов по итогам Собора в уставе ВНРС отсутствует.
Но при этом всём ВНРС не является аналогом Архиерейского синода или других церковных органов законодательной власти. Значит, решения этой организации не имеют канонической силы для православных верующих, даже несмотря на тот факт, что Патриарх «духовно окормляет» ВНРС.
Однако, следует отметить, что любое решение ВНРС не имеет практического смысла без главы собора в лице Патриарха, так как именно Патриарх является «Единоличным исполнительным органом Собора и без доверенности действует от имени Собора, представляя его интересы во всех государственных органах…». А поскольку Патриарх при исполнении решений ВНРС продолжает оставаться лицом Церкви, то он тем самым как бы демонстрирует, что голос Церкви и голос ВНРС (по задумке: всей совокупности «русского народа») является идентичным. В этом смысле он получает «символическую легитимность» на формирование идейной повестки дня от имени Церкви, действуя в обход церковного Синода, что является нарушением Устава РПЦ главы 4 статьи 7 пункта з: «подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом», который прямо ссылается на 34-е правило Святых Апостолов: «Но и первый епископ ничего да не совершает без рассуждения всех епископов».
Это позволяет Патриарху и РПЦ без качественного изменения собственной доктрины влиять на смысловое пространство развития российского общества, влиять на специфику деятельности российского государства. Но в современных условиях РПЦ выбрало же тактику полной консолидации в осмыслении исторической реальности с Российским Государством, сливаясь с ним в идейном поле, даже если это противоречит этическим и догматическим основаниям христианского вероучения. Также ВНРС позволяет от имени «русского народа» вмешиваться в такие сферы, которые традиционно не были сферой интересов Церкви, как например геополитика.
В этом смысле ВНРС становится органом, в рамках которого формируется новая «Гражданская религия России», скрываемая под омофором «окормления» Церковью. Авторитет Патриарха служит средством легитимизации новых идеологических постановлений и превращения их в религиозную догму, без изменения догматики самой Церкви. ВНРС создаёт прецедент создания «параллельного», «русско-мирного» православия, учение которого представляет синтез, основанный на интересе РПЦ играть ведущего смыслообразущего института России и интересе Российского Правительства в укреплении имперского нарратива.
Поэтому не будет удивлением обнаружить, что в рамках нового «Наказа» Патриарха Кирилла от имени ВНРС содержатся многие формулы, которые высказывал А. Дугин. Напомним, что философ был одним из докладчиков на сессиях ВНРС Перечислим эти идеи (ряд из них автор статьи раскрывал в других своих публикациях):
- Специальная Военная Операция – Священная Война;
- «Святая Русь» – духовное пространство, играющая роль «Катехона»;
- Русский мир – культурная ойкумена, не имеющая строгих границ, стремящаяся к восстановлению «единства триединого народа» (украинцы и беларусы объявляются субэтносами) с целью противостояния «универсальной гегемонии зла» («западного глобализма»);
- Россия – геополитический центр многополярного мира и Евразии;
- Россия – цивилизация, и её цивилизационная идентичность должна быть под защитой в научной, трудовой, правовой и демографической сферах;
- Образование России должно перестроить свои основания с учётом «суверенного мировоззрения» и отказаться от «навязанных Западом» научных стандартов и критериев;
- Проведение деурбанизации и расселения населения в «посёлки».
Эти тезисы в той или иной степени соответствуют тем тезисам, которые приводил А. Г. Дугин в рамках своей презентации в ноябре 2023 года. Тем самым можно говорить об ещё одном преодолённом этапе успешного построения «гражданской религии», этапе на уровне «идей и нарратива» (этап на уровне символов был пройден на моменте постройки Храма Вооружённых Сил).
Таким образом, можно говорить о том, что ВНРС, будучи организацией, которая задумывалась в качестве рычага влияния РПЦ на идейное пространство Российской Федерации, стала площадкой, на которой в условиях стремительной радикализации идеологических нарративов российской пропаганды в контексте войны с Украиной и централизацией власти в руках отдельной группы лиц (процесс начался с 2000-х годов) стала формироваться в обход каноническим правилам РПЦ, но под её «окормлением», новая «гражданская религия», пользующаяся именем Церкви для того, чтобы заменить её Христианскую Форму на новую – Имперскую.