Сергей Шумило
Украинский историк, краевед, журналист, общественный-политический и культурный деятель, директор Международного института афонского наследия.
Известный украинский историк Сергей Шумило, специализирующийся на истории православия, прокомментировал последние события, развивающиеся вокруг УПЦ и ПЦУ. Даём его комментарий полностью.
— Наблюдаю за обострением раздора среди украинцев на религиозной почве, и не покидает горький привкус. К сожалению, это «ящик Пандоры»… И речь даже не только о том, что все это не имеет ничего общего с Евангелием и Христом. От слова «вообще». Люди в подобных противостояниях не приобретают духовного опыта веры и благоговения перед святыней. Наоборот, расхолаживаются… При этом церковные лидеры нередко идут на поводу у эмоций нецерковного общества и боятся против того что-то сказать, чтобы не потерять симпатии. Имея колоссальный кредит доверия со стороны общества и СМИ к ПЦУ, он в данном случае не направляется на евангелизацию, миссионерство и катехизацию населения, или на социальное служение. Напротив, преимущественно ориентированы на церковно-политические споры и противостояния, которые часто сторонними людьми воспринимаются как банальная борьба за власть и денежные потоки. В результате, это нередко приводит к разочарованию и даже утрате веры…
Церковные лидеры конфликтующих сторон своими действиями дискредитируют Православие. Это происходит с обеих сторон.
В то же время, общество, которое привыкает изгонять «неправильных» священников, закрывать церкви и монастыри, или вообще демонтировать храмы, впоследствии легко сможет то же самое повторить уже и по отношению к любой другой конфессии или юрисдикции… Общая тенденция к дальнейшей секуляризации и дехристианизации (особенно среди молодежи) в будущем может иметь печальные последствия не только по отношению к УПЦ, но и по отношению к ПЦУ, УГКЦ и вообще религии. Ведь люди, если не будут просвещены, реально приобщены к подлинным духовным ценностям Евангелия Христова, при новых модных общественных запросах очень легко могут быть разагитированы и взбудоражены искусственными призывами очередных пропагандистов к антиклерикальным действиям.
Очень важно, чтобы духовные лидеры это понимали и объединялись против будущих опасных вызовов и угроз секуляризации, антиклерикализма и безбожия. Мы должны здесь не спорить и враждовать, а наоборот, через диалог и взаимопонимание свидетельствовать единство и силу духовных ценностей Евангелия Христова.
Борьба должна идти не за церковные стены, имущество, власть и достаток, а за сердца и души верующих. За их евангелизацию, обращение и просвещение духовное. Чтобы быть не очередной «государственной церковью», а действительно Телом Христовым.
Критерии Евангелия в отношениях между верующими должны быть ключевыми. Только диалог любви — единственный истинный путь для христиан. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
Однако, многих ли из наших церковных функционеров, независимо от названий «матриархатов», беспокоят такие «банальные вещи», как следование Евангелию? Для многих православных оно давно превратилось во внешний ритуальный атрибут, а не указатель для жизни, подражания и воплощения на собственном примере. Не об этом ли предупреждает Христос: «Сын Человеческий, когда придет, найдет ли веру на земле?» (Луки 18: 8).